/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (5)

ПЕДАГОГИКА

Петракова Татьяна Ивановна

Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики

Петракова Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 7-22
PDF
В статье рассматриваются проблемы современной педагогики в свете святоотеческого учения, которое очень много может дать для дальнейшего развития теории и практики образования. Основанное на личном духовном опыте, а потому имеющее индивидуальный подход, рассчитанное на любой возраст – физический и духовный, обращенное к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе, оно покоится на абсолютных истинах и не подвержено идеологическим колебаниям.

Петракова Татьяна Ивановна

Захарченко Марина Владимировна

Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности

Захарченко М. В. Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 23-46
PDF
В статье подробно рассматривается опыт Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в контексте подготовки педагогов к освоению начал православной культуры в их профессиональной деятельности. План подготовки педагогов разрабатывался по программе профессиональной переподготовки «Православная культура и религии мира», разработанной кафедрой истории педагогики в сотрудничестве с учеными богословами Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Естественной опорой такого сотрудничества стала Концепция образовательной деятельности Русской Православной Церкви, созданная в 1990 году.

Захарченко Марина Владимировна

Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)

Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности

Шестун Е. В. Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 47-51
PDF
В статье кратко сформулированы основные направления современной отечественной педагогики и отмечено наиболее перспективное из них. Оно связано, по мнению автора, с восстановлением национальных традиций, укладом жизни и формами национального опыта. Указывая на основные сферы жизнедеятельности ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, – семью, Церковь и школу, автор говорит о необходимости их взаимодействия, так как в них переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. И хотя в педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизни ребенка, основные противоречия, возникающие при этом, связаны с постановкой целей образовательного процесса, его содержанием и используемыми при обучении методами.

Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)

Гладких Любовь Петровна

Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях

Гладких Л. П. Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 52-65
PDF
Обращаясь к проблеме современного состояния духовно-нравственного воспитания детей, автор обращает наше внимание на то, что формирование личности ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой, а потому, считает автор, первое, что необходимо сделать в педагогическом образовании в настоящее время, это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

Гладких Любовь Петровна

Быкова Ольга Николаевна; Склярова Татьяна Владимировна

Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект

Склярова Т. В. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 66-82
PDF
В статье на материале истории призрения осиротевших детей в России и Европе рассматриваются условия жизни, основные цели и задачи воспитания, существовавшие в учреждениях для детей, утративших родительское попечение. На основании этого исследования показано, что цель и задачи воспитания в детских домах не отражают потребностей развития личности самого ребенка и его права регламентируются с трудом. Более того, в числе основных причин гибели младенцев в воспитательных домах, по мнению авторов, можно назвать полное отсутствие личностного общения с младенцем и замену его на институциональный принцип обслуживания, когда персонал лишь выполнял свои служебные обязанности.

Быкова Ольга Николаевна


Склярова Татьяна Владимировна

Меньшиков Владимир Михайлович

Об исходном понимании воспитания

Меньшиков В. М. Об исходном понимании воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 83-95
PDF
В статье автор помимо педагогической дилеммы формирования и не формирования человека рассматривает пространство исходного понимания человека и делает вывод, что в устроении человека есть нечто такое, что сущностно отличает его от всего живого и благодаря чему человеческая деятельность становится возможной, – духовность. Но при этом определить границы различения человека и всего животного мира столь же трудно, как, например, провести границу между живым и неживым. Но даже при этом существование органического и неорганического в мире очевидно. Столь же очевидно и то, что химические элементы в живом организме функционируют по законам живого организма, а не по законам неорганической природы.

Меньшиков Владимир Михайлович

Карташева Наталья Валерьевна

"Учитель младенцев и младенствующих в вере..." . Педагогические воззрения святителя Иннокентия Московского

Карташева Н. В. "Учитель младенцев и младенствующих в вере..." . Педагогические воззрения святителя Иннокентия Московского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 96-106
PDF
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. Статья, посвященная этой дате, исследует разнообразную миссионерскую и педагогическую деятельность святителя. Святитель Иннокентий оставил заметный след в истории русской общественной мысли.

Карташева Наталья Валерьевна

Тукиш Виктория Александровна

Необходимость христианского воспитания. Из духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова)

Тукиш В. А. Необходимость христианского воспитания. Из духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 107-115
PDF
Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, великого миссионера и ученого, написанные им в разные годы его жизни, представляют неоценимое духовное наследство. Все произведения святителя Иннокентия (Вениаминова) объединены одной главной мыслью, которую он неустанно развивал: христианское воспитание должно осуществляться не только в отношении подрастающего поколения всей России, что, безусловно, главное делание педагога, но и всех граждан России. В статье дан анализ педагогических идей, высказанных святителем в «Записке о детском воспитании» в «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру», а также некоторые полезные методические указания, высказанные святителем и остающиеся актуальными и в наши дни.

Тукиш Виктория Александровна

Склярова Татьяна Владимировна; Тукиш Виктория Александровна

Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта

Тукиш В. А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 116-128
PDF
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.

Склярова Татьяна Владимировна


Тукиш Виктория Александровна

ПСИХОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ

Абраменкова Вера Васильевна

Добро и зло в картине мира современного ребенка

Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 131-154
PDF
Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое – как должное, положительное, гармоничное; второе – как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Что знает о добре и зле ребенок конца ХХ и самого начала XXI века? В статье исследуется и сопоставляется отношение ребенка к окружающему миру, к семье, школе, своему будущему, выраженное в его рисунках.

Абраменкова Вера Васильевна

Абрамов Сергей Иванович

Исследование влияния православно-ориентированной педагогики на процесс личностного развития младшего школьника

Абрамов С. И. Исследование влияния православно-ориентированной педагогики на процесс личностного развития младшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 155-164
PDF
Сопоставляя цели и задачи православного и нерелигиозного воспитания, автор ищет сферу их пересечения. Статья отвечает на вопросы – противоречит ли светская секулярная педагогика идеям педагогики православной и нужно ли православному педагогу развивать индивидуальность ребенка. Автором интерпретируются результаты проведенного им экспериментального исследования личностного развития младших школьников и сопоставляются с аналогичными данными, описанными исследователями ранее. Для исследования были выбраны два третьих класса городских общеобразовательных школ и два класса православной гимназии. Цель исследования – выяснить, существуют ли различия в личностном развитии детей, обучающихся в условиях городских общеобразовательных школ и православных гимназий.

Абрамов Сергей Иванович

Никулина Елена Николаевна

Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника

Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 165-176
PDF
В статье изложены основные положения учения святителя Феофана Затворника о личности, ее свойствах и взаимосвязях. Личность, по мысли святителя, является точкой соединения всех сил и способностей природы человека, их центром, объединяющим началом. Поэтому педагогические рекомендации святителя, направленные на воспитание природных сил и способностей ребенка, конечной целью имеют формирование его как целостной личности.

Никулина Елена Николаевна

РЕЦЕНЗИИ, ХРОНИКА

Егорова Марина Алексеевна

Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике

Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184 — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
PDF

Егорова Марина Алексеевна

К вопросу преподавания в школе основ православной культуры. Теологическое образование

К вопросу преподавания в школе основ православной культуры. Теологическое образование // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 185-192
PDF