/

Беленцов Сергей Иванович

Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера


Беленцов С. И. Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 78-87.

DOI: 10.15382/sturIV201849.78-87

Аннотация

В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Георгом Кершенштейнером, апологетом гражданского воспитания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса воспитания в Германии рассматриваемого периода. Суть гражданского воспитания Г. Кершенштейнер изложил в своих трудах «Основные вопросы школьной организации», «О воспитании гражданственности», «Трудовая школа». Целью гражданского воспитания, по Г. Кершенштейнеру, было формирование гуманистического общежития. Работы Г. Кершенштейнера утверждали представление о гражданском воспитании как формировании солидарности, законности, умения жертвовать собственными интересами, уважения к общественному порядку, любви к Родине. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Г. Кершенштейнера.

Ключевые слова

Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа, образование

Список литературы

  1. Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2006.
  2. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
  3. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг., 1917.
  4. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
  5. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
  6. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
  7. Левинсон К. А. Модернизация и школа в Германии на рубеже XIX и XX вв. // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 33–56.
  8. Образцова О. Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX — начала XX в.: Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 1996.
  9. Рыжов А. Н. Новые подходы к воспитанию и воспитанию ребенка в теории образования и практике западноевропейских стран и России в конце XIX — начале XX в. М., 2006.
  10. Соколов П. А. История педагогических систем. Пг., 1916.
  11. Тутикова И. А. Фундаментальные идеи гражданского образования Георга Кершенштейнера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 4. С. 14–22.

Данные об авторе

Беленцов Сергей Иванович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Курский государственный университет; Российская Федерация, 305038, г. Курск, Майский бульвар, 28–28;
Должность: проф. кафедры непрерывного профессионального образования;
ORCID: 0000-0003-4844-5343;
Электронный адрес: si_bel@mail.ru.

Благодарности

Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).