/

Беленчук Лариса Николаевна

Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского)


Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49-58.

DOI: 10.15382/sturIV201849.49-58

Аннотация

Статья посвящена анализу идей двух представителей традиционалистских педагогических взглядов России рубежа XIX–XX вв. — обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и «Всероссийского батюшки» — св. прав. Иоанна Кронштадтского. В то непростое время Россия переживала взлет различных новых для нее идеологий — революционных, либеральных, нигилистических, радикальных и пр. Подавляющее большинство интеллигенции исповедовали именно эти идеи. На этом фоне все традиционное представлялось старым, отжившим свой век. Отсюда и представление о К. П. Победоносцеве как об охранителе, ретрограде, которое, к сожалению, не только живо до сих пор, но тиражируется в художественной литературе, кино, публицистике и таким образом прочно входит в массовое сознание. Между тем и Победоносцев, и о. Иоанн Кронштадтский создали совершенно новые для своего времени образовательные системы: первый — в пределах всей страны, а второй — в масштабах своего города. Из двух примеров традиционалистских просветительных реформ мы видим, как на национальной, исторической почве вырастают совершенно новые, неизвестные до этого социально-образовательные системы.

Ключевые слова

традиционализм, педагогика, история школы, К. П. Победоносцев, о. Иоанн Кронштадтский, школьная система, новаторство, просвещение, образование в России, воспитание, обучение

Список литературы

  1. Александр Семенов (Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1955.
  2. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  3. Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX в.: Монография / М. В. Богуславский, ред. М., 2017.
  4. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
  5. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html
  6. Константин (Горянов), митр. Современники: святой праведный Иоанн Кронштадтский и революционный священник Георгий Гапон. Становление их личностей и влияние каждого на мировоззрение русского народа // Родная Ладога. 2017. № 2. С. 32.
  7. Перевезенцев С. В. Традиционализм: русский взгляд // Родная Ладога. 2017. № 3. С. 19.
  8. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996.
  9. Хрестоматия по истории педагогики / Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, сост. М., 2016. Т. 1.

Данные об авторе

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.

Благодарности

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ).