/

Урбанович Любовь Николаевна

Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников


Урбанович Л. Н. Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 9-18.

DOI: 10.15382/sturIV201848.9-18

Аннотация

Вниманию читателей предлагается проблема интеграции материалов агиографической литературы в содержание школьного образования. Обосновывается актуальность и своевременность обращения к житийной литературе на уроках духовно-нравственных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Раскрывается воспитательный ресурс жития святого в контексте культурологического образования и духовно-нравственного воспитания в соответствии с требованиями ФГОС. В работе уделяется внимание специальным характеристикам агиографического материала: жанровым, событийно-биографическим, историко-культурным, нравственно-аксиологическим. Автор приводит критерии отбора житийной литературы для использования на уроках православной культуры, обозначает алгоритм действий учителя при подготовке к уроку с включением житийного материала, делает акцент на решении общепедагогических задач на основе религиозно ориентированного учебного материала. В статье предлагаются методы и приемы работы с агиографической литературой, которые способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов, приводятся конкретные методические рекомендации.

Ключевые слова

агиография, житийная литература, житие святого, духовные ценности, историко-культурный стандарт, православная культура, религиозно ориентированные дисциплины, духовно-нравственное воспитание

Список литературы

  1. А. Маслоу и психология самоактуализации. URL: http://www.jourclub.ru/6/74/2/
  2. Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
  3. История России с древнейших времен до XVI в. 6-й кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, сост. М., 2016.
  4. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989.
  5. Кологривов Иоанн, иером. Очерки по истории русской святости. М., 1991.
  6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf.
  7. Коровина В. Я. Литература. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: В 2 ч. М., 2012.
  8. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., 2012.
  9. Литературное чтение. 4-й класс («В океане света»): В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, сост. 3-е изд., перераб. М., 2013. Ч. 1.
  10. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013.
  11. Подвижники нужны как солнце. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizhniki_nuzhny_kak_solnce_2010-01-29.html
  12. Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru/20_54557.html
  13. Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89–102.
  14. Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: Учебное пособие. Смоленск, 2016.

Данные об авторе

Урбанович Любовь Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.