/

Соловцова Ирина Афанасьевна; Сиротина Елена Арнольдовна

Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия


Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 32-43.

DOI: 10.15382/sturIV201747.32-43

Аннотация

В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.

Ключевые слова

духовное воспитание, ценности, смыслы, ценности православной культуры, взаимодействие, ценностно-смысловое взаимодействие, присвоение ценностей, диалог

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/
  4. Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti
  5. Гольденберг М. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005.
  6. Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.
  7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_fi les/library/books/Zenkovskiy/page12.htm
  8. Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1
  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
  10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
  11. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html
  12. Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098
  13. Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php
  14. Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162–164.
  15. Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 216–227.
  16. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012.

Данные об авторе

Соловцова Ирина Афанасьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.

Сиротина Елена Арнольдовна


Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.