/

Становская Татьяна Алексеевна

Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков


Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 93-106.

DOI: 10.15382/sturIV201747.93-106

Аннотация

В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.

Ключевые слова

законоучитель, Закон Божий, православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства обучения, наглядные средства, проверка знаний

Список литературы

  1. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
  2. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  3. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
  6. Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  7. Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
  8. Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
  9. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  10. Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
  11. Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
  12. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  13. Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85–94.
  14. Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
  15. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
  16. Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.

Данные об авторе

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.

Благодарности

Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).