/

Урусова Екатерина Александровна; Хусяинов Тимур Маратович

Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье)


Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 117-129.

DOI: 10.15382/sturIV201747.117-129

Аннотация

В статье рассматривается проблематика детско-родительских отношений между отцами и дочерьми в полных и неполных семьях, где контакт между ними ограничен. Авторы актуализируют значимость роли положительного примера во взаимоотношениях между родителями и его влияние на характер межличностных контактов с представителями не только своего, но и противоположного пола. В статье анализируется модель родительской семьи, субъективная оценка участия отца в воспитании и тип взаимоотношений с ним как факторы, влияющие на особенности построения взаимодействия с представителями своего и противоположного пола. Авторы отмечают, что девушки, воспитанные в монородительской материнской семье, чаще оценивают отношения с отцом как плохие, указывают, что отец не участвовал в воспитании, а общение происходило крайне редко. Постулируется, что частота контактов с отцом, его участие в воспитании и характер взаимоотношений с ним взаимосвязаны с моделью семьи. Отмечается, что на взаимоотношения девушек с представителями своего и противоположного пола оказывают влияние не только тип семьи (полная или монородительская), но и оценка отношений с отцом.

Ключевые слова

модель семьи, родительская семья, неполная семья, монородительская семья, семейные отношения, детско-родительские отношения, отношения с отцом, межличностное взаимодействие, гендерные отношения, образ партнера

Список литературы

  1. Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Семья и демографические исследования. 2014. № 1. URL: https://riss.ru/demography/demography-sciencejournal/5273/
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2006.
  3. Данилова С. С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2009. № 1. С. 49–57.
  4. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108–118.
  5. Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 41–55.
  6. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 47–56.
  7. Егорова Н. Ю., Курамшев А. В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 106–118.
  8. Егорова Н. Ю., Янак А. Л. Отцовская семья как новый клиент социальной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 42–46.
  9. Замараева З. П., Новоселов В. М. Особенности трансформации института отцовства в советский период // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 53–56.
  10. Иванченко В. А. Детерминанты процесса социализации подростков из семей с неполной семейной структурой // Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография. St. Louis, 2015. C. 84–105.
  11. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2006.
  12. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 98–107.
  13. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 15–26.
  14. Капустина В. А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47081.shtml
  15. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2007. С. 17–27.
  16. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
  17. Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, философских, психологических концепциях // Этнографическое обозрение. 1990. № 5. С. 48–59.
  18. Романов П. В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. Социология. Этнология. 2004. № 2. С. 66–95.
  19. Саралиева З. Х., Балабанов С. С., Кузьмина Л. М. Социальные роли современных российских мужчин // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 86–93.
  20. Семенова Л. Э., Кожина Е. В. Гендерные особенности субъективного смысла родительства в период ранней и средней взрослости // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект / Т. Н. Князева, ред. Н. Новгород, 2014. С. 128–138.
  21. Семенова Л. Э., Урусова Е. А. Гендерная специфика мотивов создания семьи в представлениях старших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1548. URL: https://www.science-education.ru/article/view?id=18144
  22. Сизова И. Л. «Новое отцовство» в свете традиций и инноваций семейной политики в Европе // Социология и социальная антропология. 2012. Т. 15. № 1. С. 86–102.
  23. Харламенкова Н. Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 3. С. 56–64.
  24. Хусяинов Т. М., Янак А. Л. Постановка проблемы неполной и избыточной занятости одиноких родителей в контексте баланса семьи и работы (на примере монородительских отцовских семей в России) // Социодинамика. 2016. № 1. С. 75–91. DOI: 10.7256/24097144.2016.1.17455. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17455.html
  25. Zajdel K. Father’s Role in Children’s Upbringing // PedagogikaRodziny. Family Pedagogy. 2015. № 5 (1). P. 77–87. DOI: 10.1515/fampe-2015-0007

Данные об авторе

Урусова Екатерина Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, кафедра классической и практической психологии; Российская Федерация, 603059, г. Нижний Новгород, ул. Витебская, д. 46, кв. 61;
Электронный адрес: UK1801@yandex.ru.

Хусяинов Тимур Маратович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, кафедра философии; Российская Федерация, 603155, г. Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12;
Электронный адрес: timur@husyainov.ru.