/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :47

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна; Агеева Антонина Владимировна

Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей

Склярова Т. В., Агеева А. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11-17

DOI: 10.15382/sturIV201747.11-17
Охарактеризованы ведущие научные подходы к исследованию структуры и содержания учебных пособий для начального православного образования. В качестве основных названы культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы для изучения литературы по начальному религиозному образованию. В статье рассматривается как совокупность названных подходов и предлагаемых методов позволяет обнаружить средства, которыми достигаются учебные цели и задачи; определять, учебные ли это цели и задачи; выявлять способы деятельности по усвоению учебного материала. Детально охарактеризованы методы контент-анализа по принципу построения синквейна и инверсии учебных задач. Материалы статьи могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования, стать ориентирами для авторов учебных пособий, могут быть положены в основу разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей.
Начальное религиозное образование, православное образование, учебные пособия, методология исследования учебной литературы, контент-анализ учебной литературы
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
  2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110
  4. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан Педагогического факультета;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Начальная ступень православного образования: конструирование содержания, принципы разработки учебных пособий и методик преподавания», реализуемого при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ 05-0616/КИП 2.
Мумрикова Лариса Ивановна

Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России

Мумрикова Л. И. Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 18-31

DOI: 10.15382/sturIV201747.18-31
В данной статье рассматривается проблематика становления и развития приходских духовно-просветительских центров России, начиная с крупных монастырей и приходов, сельских народных домов. Определяется направление их деятельности как центров духовно-нравственного просвещения, приобщения детей, молодежи и людей зрелого возраста к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде через различные формы работы. Постулируется модель деятельности духовно-просветительского центра посредством организации литургической жизни, миссионерской, социальной, образовательной, молодежной и досуговой работы. Определяется, что все направления деятельности духовно-просветительского центра должны носить семейный характер. И дети, и родители могут параллельно получать духовное образование, участвовать в совместной миссионерской и досуговой деятельности, осуществлять дела милосердия. Автор приходит к выводу о том, что подобный подход позволяет реализовывать принцип соработничества Церкви, семьи, школы и общества с максимальной полнотой и отдачей, создавать вокруг центра устойчивое православно-ориентированное сообщество.
православное образование, православное образовательное пространство, духовно-просветительский центр, воскресная школа, модель деятельности духовно-просветительского центра, служение, миссионерская деятельность, досуговая деятельность, семья, духовно-нравственное воспитание
  1. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: Дис. … канд. пед. наук. М., 2010.
  2. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2.02.2010 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
  4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28.12.2012 г. URL: http://p2.patriarchia.ru/2017/01/04/1239320017/doklad2016.docx
  5. Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721–1878. М.,1879. С. 76–79.
  6. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков Олег, свящ. Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью // Московские епархиальные ведомости. 2014. № 11–12. С. 116–121.
  8. Мумриков О., прот. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  9. Наумова Н. Н. Народный дом как форма социальной диаконии Русской Православной Церкви: вчера и сегодня // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2013. С. 381–387.
  10. Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Проект документа. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html
  11. Официальный сайт Донского храма г. Мытищи. URL: http://www.donsloboda.ru
  12. Официальный сайт ДПЦ «Заповедь». URL http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  13. Официальный сайт ДПЦ «Кириллица». URL: http://kirillica-center.ru/index.php
  14. Официальный сайт ДПЦ «Успенский». URL: http://dpc-uspenskii.cerkov.ru/
  15. Официальный сайт Епархиального ДПЦ им. св. Гурия Казанского. URL: http://www.pravchelny.ru/spiritual_center/
  16. Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-nemenee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/
  17. Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в новой редакции. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4830214.html
  18. Положение о работе православного ДПЦ «Заповедь». URL: http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  19. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.
  20. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004.
  21. Становская Т. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре: Дис. … магистра педагогики. М., 2012.
  22. Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. М.; Л., 1948. С. 489–512.

Мумрикова Лариса Ивановна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: lmumrikova@yandex.ru.
Соловцова Ирина Афанасьевна; Сиротина Елена Арнольдовна

Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия

Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 32-43

DOI: 10.15382/sturIV201747.32-43
В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.
духовное воспитание, ценности, смыслы, ценности православной культуры, взаимодействие, ценностно-смысловое взаимодействие, присвоение ценностей, диалог
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/
  4. Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti
  5. Гольденберг М. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005.
  6. Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.
  7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_fi les/library/books/Zenkovskiy/page12.htm
  8. Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1
  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
  10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
  11. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html
  12. Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098
  13. Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php
  14. Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162–164.
  15. Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 216–227.
  16. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012.

Соловцова Ирина Афанасьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.

Сиротина Елена Арнольдовна


Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.
Махинин Александр Николаевич

Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся

Махинин А. Н. Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 44-54

DOI: 10.15382/sturIV201747.44-54
В данной работе предпринимается попытка проанализировать возможные точки и резервы сотрудничества и социального партнерства семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности у современных учащихся. Отмечаемые трудности при организации совместной деятельности педагогов с родителями при работе с таким сложным синергетичным феноменом, как идентичность, вызывают к жизни инновационные педагогические практики и разные формы коммуникативно-дидактических объединений, которые способны, по нашему мнению, оказать стимульное образовательно-воспитательное воздействие на всех их участников в контексте рассматриваемого вопроса. Предлагаются некоторые возможные направления и методы совместной деятельности школы и семьи учащихся на начальной ступени образования. Такая интенсификация усилий семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности учащихся способна поддерживать вековую миссию образования — способствовать воспроизводству духовного национально-культурного наследия для подрастающих поколений, обеспечить связь природного и социального в человеке.
гражданская идентичность, учащиеся, социальное партнерство, се- мья, школа
  1. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении. Воронеж, 2012.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543
  3. Фофанова М. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Концепт. 2016. Т. 28. С. 215–217. URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm
  4. Харисова А. Ф. Семья и школа: проблема формирования гражданской идентичности у об- учающихся // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 79–83.

Махинин Александр Николаевич


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
Должность: доцент;
Электронный адрес: alex-makhinin@yandex.ru.
Круглов Владимир Витальевич

Информационные технологии в сфере получения научного знания в области воспитания

Круглов В. В. Информационные технологии в сфере получения научного знания в области воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 55-62

DOI: 10.15382/sturIV201747.55-62
В статье рассматривается новая возникшая среда — виртуальная реальность, в которой объектами формирования подросткового мировоззрения становятся самые разные сущности. Анализируя их, подростковые сообщества, а также профили в социальных сетях, можно формировать картину социокультурного портрета поколения современных подростков, а также осуществлять процесс получения научного знания в области воспитания. Рассматриваются новые, возникшие в виртуальном пространстве феномены — сообщества, мемы и другие медиа-явления, которые становятся значимыми для детей и подростков и оказываются основными источниками формирования их мировоззрения. В статье выдвигается тезис о возможности использования новых феноменов для активизации получения научного знания в области воспитания. В частности, обращаясь к огромному массиву данных, который сформирован в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook и других) аккаунтами детей и подростков, их медиаконтентом, можно анализировать так называемый «Big Data», то есть крупные объемы данных, фактически равные генеральной совокупности. Проводимый анализ позволит получить картину высокой степени достоверности, характеризующую ценности современных детей и подростков, их интересы, увлечения, склонности и иные социокультурные характеристики. Описание и осмысление такой картины даст толчок совершенствованию старых и появлению новых инструментов повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса.
информационное пространство, социальные сети, воспитание, современные подростки, социокультурный портрет, научное знание в сфере воспитания
  1. Алиева Л. В. Воспитание — объект научного познания, ценностный блок современного образования личности // Образование личности. 2015. № 2. С. 44–51.
  2. Беляев Г. Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 31–45.
  3. Круглов В. В. Воспитательный потенциал публичных интернет-сообществ // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. Сер. «Библиотека журнала “Интерактивное образование”». 2017. С. 146–155.
  4. Круглов В. В. Социальные сети как средство формирования самостоятельности // Воспитание в школе. 2015. № 1. С. 120–122.
  5. Круглов В. В. Теоретико-методологические подходы к формированию самостоятельности подростков в системе медиаобразования // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 35–38.
  6. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика, или дети живут настоящим // Народное образование. 2014. № 1. С. 228–234.

Круглов Владимир Витальевич


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии и теории развития образования РАО;
Должность: leading researcher;
Электронный адрес: v-vkrug@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.7091.2017/БЧ).
Феликсов Сергей Владимирович

«Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко как лексикографический учебник православной культуры конца XIX – начала XX вв.

Феликсов С. В. «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко как лексикографический учебник православной культуры конца XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 63-76

DOI: 10.15382/sturIV201747.63-76
Статья посвящена рассмотрению в богословско-педагогическом аспекте неизученного до настоящего времени последнего фундаментального лексикографического сочинения синодального периода в России - «Полного церковно-славянского словаря» 1899 - 1900 гг. известного религиозного просветителя протоиерея Григория Дьяченко. В работе выявлен объем, а также проанализировано содержание материалов из области библеистики, литургиологии, ересеологии, церковной истории, догматического и нравственного богословия, а также канонического права, включенных в рассматриваемый словарь. Помимо этого, установлен основной круг лексикографических и богословских источников, которые были привлечены Г. Дьяченко при составлении словаря. На основе проведенного исследования автором статьи делается вывод, согласно которому словарь Г. Дьяченко в богословском отношении не является самостоятельным научным сочинением. В то же время он представляет собой учебную энциклопедию по православной культуре, содержащую хорошо подобранный богатый материал, изложенный в соответствии с основными принципами педагогики и нормами учебно-научного стиля речи. Содержание словаря свидетельствует также о том, что Г. Дьяченко, вопреки популярному в то время в России идеологическому движению, проповедующему антагонизм между наукой и верой, пытался соединить в своем сочинении указанные начала, положив в основу своей работы, сообразуясь с просветительско-религиозной традицией, идеал «цельного» знания. В заключение отмечается, что труд Г. Дьяченко закрыл в определенной мере в русской культуре лакуну, связанную с недостаточным словарно-энциклопедическим описанием церковных понятий, заложив основы для развития отечественной учебной церковной лексикографии и став в то же время непременным пособием в катехизаторско-миссионерском служении для многих наших религиозных педагогов и просветителей XX века, не потеряв своей значимости и по сей день.
православная педагогика, православное богословие, православная культура, протоиерей Григорий Дьяченко, XX в., церковная лексикография, лексикографический учебник, церковнославянский словарь, богословская терминология, церковнославянский язык
  1. Богословский вестник. 1900. Т. 2. № 5. С. 147–157.
  2. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль. Т. 1. М., 1992. С. 28–29.
  3. Давыденкова М. Э. Цитаты из словаря прот. А. И. Невоструева в словаре прот. Г. М. Дьяченко // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 1 (36). С. 29–36.
  4. Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1900.
  5. Максимович-Амбодика Н. Анатомико-физиологический словарь. СПб., 1783.
  6. Пекарский П. Наука и литература России при Петре Великом. СПб., 1862.
  7. Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2013.
  8. Прибавление к Церковным ведомостям. 1899. № 47. С. 1956–1957.
  9. Симеон Солунский, свт. Книга о храме // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., 1884. С. 246–251.
  10. Христианское чтение. 1890. № 7–8. С. 233–238.
  11. Шефова О. А. Жизнь и деятельность протоиерея Г. Дьяченко // Церковнославянский язык: история, исследование, преподавание. М., 2005. С. 246–251.

Феликсов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Работа поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Никулина Елена Николаевна

Представления о возрастной периодизации в российской педагогической мысли конца XVIII – середины XIX века: от А. Ф. Бестужева до свт. Феофана Затворника

Никулина Е. Н. Представления о возрастной периодизации в российской педагогической мысли конца XVIII – середины XIX века: от А. Ф. Бестужева до свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 77-92

DOI: 10.15382/sturIV201747.77-92
Для педагогической мысли России конца XVIII — середины XIX в. характерен активный поиск антропологических основ педагогической теории и практики. В числе прочего в этот период осуществлялись попытки создания теории воспитания с учетом возрастных особенностей детей. В статье охарактеризованы опыты возрастной периодизации, представленные в более чем 30 публикациях, принадлежащих перу как светских авторов, так и духовных лиц: А. Ф. Бестужева, И. Ф. Богдановича, архиеп. Антония (Знаменского), И. М. Ястребцева, И. И. Давыдова, В. Г. Белинского, К. И. Грума, архиеп. Евсевия (Орлинского), С. П. Шевырева, П. Д. Юркевича, П. З. Тимошенко, К. Д. Ушинского и его современника епископа Феофана (Говорова) (свт. Феофана Затворника). Особое внимание уделено разработкам в области возрастной педагогики свт. Феофана Затворника. Изложенные в статье данные существенным образом восполняют имеющиеся в современной науке пробелы в генезисе возрастной педагогики и психологии в России.
возрастная педагогика, возрастная психология, возрастная периодизация, критерий периодизации, история возрастной психологии в России, история возрастной периодизации, генезис возрастной педагогики в России, концепция христианской возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2014.
  2. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
  3. Баянова Л. Ф. История возрастной психологии. Конспект лекций. Казань, 2013.
  4. Белинский В. Г. О детских книгах // Собрание сочинений: в 9 т. М., 1976–1982. Т. 3.
  5. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII в. / И. А. Соловков, сост. М., 1983. С. 440−448.
  6. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
  7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М., 2008.
  8. Воронцов А. А., свящ. Христианская юность (Слово на день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Казань, 1911.
  9. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М., 2003.
  10. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / К. Александров, пер. М., 2014.
  11. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа // Сочинения: в 14 т. М., 1956. Т. 3.
  12. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 3.
  13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: в 3 т. СПб., 1843−1845. Т. 2.
  14. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пед. интов. М., 1979.
  15. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6.
  16. Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб. / Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова. М., 1922.
  17. Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа (отрочество и юность). Архангельск, 1917.
  18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. М., 1843. Ч. 1. Кн. 4.
  19. Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844.
  20. Евсевий (Орлинский), архиеп. О семейных обязанностях // Прибавления к Творениям св. отцов. М., 1844. Ч. 1. Кн. 4.
  21. Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2.
  22. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития). URL: http://qoo.by/2a4r. С. 25−26. Глава III, § 3.
  23. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Пг., 1915.
  24. Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы (детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909.
  25. Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927.
  26. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М., 1998.
  27. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М., 1998.
  28. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. Раздел 1.
  29. Никольская А. А. Основные этапы развития психологии в дореволюционной России // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 109 118.
  30. Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016.
  31. Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81−90.
  32. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
  33. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. М., 2001.
  34. Парамонова А. А. Открытие детства в России: Развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX — начала ХХ в. Ижевск, 2010.
  35. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество, юность). Ч. 1. Вес, рост, состав крови и потребление пищи: Руководство для студентов, врачей и общественных деятелей. Б. м., 1927.
  36. Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927.
  37. Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  38. Семчук Л. А., Янчий И. А. Возрастная психология. URL: http://qoo.by/2a4X. Глава 1.
  39. Склярова Т. В., Янушкявичене О. В. Возрастная педагогика и психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. М., 2004.
  40. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
  41. Ушинский К. Д. Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / В. Я. Струминский, сост. М., 1959. Т. 3.
  42. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  43. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8.
  44. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 3.
  45. Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  46. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 2.
  47. Ушинский К. Д. Родное слово // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 6.
  48. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [1867, 1869] // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8.
  49. Феофан Затворник, свт. Нравственный перелом // Созерцание и размышление. М., 2007.
  50. Феофан Затворник, свт. Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу израильскому: магистерская диссертация студента Киевской духовной академии иеродиакона Феофана (Говорова): текстологическая расшифровка рукописи. 1841. Архив Русского Пантелеймонова монастыря. Оп. 24. Ед. хр. 43. Док. № 4338. URL: http://link.ac/56Gm9
  51. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2000.
  52. Феофан Затворник, свт. Слово на память преподобного Варлаама Хутынского // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2012. Т. 2: Слова Санкт-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. URL: http://qoo.by/gsi.
  53. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. Репр. воспр. изд. 1893. М., 1995.
  54. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М., 2005.
  55. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1852.
  56. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
  57. Ястребцев И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.
  58. Hegel G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845.

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Автор выражает признательность д-ру пед. наук, чл.-корр. РАО В. Г. Безрогову за помощь в составлении перечня рассмотренных в статье источников и ценные советы по содержанию статьи.
Становская Татьяна Алексеевна

Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков

Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 93-106

DOI: 10.15382/sturIV201747.93-106
В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.
законоучитель, Закон Божий, православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства обучения, наглядные средства, проверка знаний
  1. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
  2. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  3. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
  6. Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  7. Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
  8. Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
  9. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  10. Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
  11. Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
  12. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  13. Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85–94.
  14. Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
  15. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
  16. Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).

ПСИХОЛОГИЯ

Мудрик Анатолий Викторович

Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований

Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 109-116

DOI: 10.15382/sturIV201747.109-116
Дается определение метода включенного наблюдения как одного из способов качественного исследования социальных феноменов в антропо-ориентированных отраслях знания (этологии, социологии, психологии, педагогике); предлагается краткий экскурс в историю возникновения и применения метода включенного наблюдения в США (Линды, Андерсон, Уайт) и в России (Эльконин, Новикова) в прошлом столетии; предлагается дифференциация метода на созерцательное включенное наблюдение и участвующее включенное наблюдение; описываются особенности позиции включенного наблюдателя в коллективе воспитательной организации; названы частные методики, которые могут быть использованы в процессе включенного наблюдения: социологические (анкетный опрос, интервью), психологические (социометрия, ранжирование, тесты), педагогические (беседы, независимые характеристики, естественный эксперимент); названы типичные случаи использования метода включенного наблюдения (выявление проблем дальнейших исследований; изучение механизмов, лежащих в основе социально-психологических и социально-педагогических процессов и др.); обозначены ограничения и опасности, свойственные процессу использования метода включенного наблюдения (субъективность наблюдателя, стереотипизация в трактовке наблюдаемых явлений и т. д.).
включенное наблюдение, участвующее включенное наблюдение, позиция включенного наблюдателя, психолого-педагогическое исследование, исследование социальных феноменов
  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, ред. М., 1967.
  2. Естественный эксперимент и его школьное применение / А. Ф. Лазурский, ред. Пг., 1918.
  3. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Н. Л. Селиванова, А. В. Мудрик, ред. М., 2010.
  4. Anderson N. The Hobo: The Sociology of the Homeless Man. Chicago, 1923.
  5. Lind R. S., Lind H. M. Middletown. N. Y., 1927.
  6. Lindeman E. Dynamic Social Research. Cit. of Madge J. The Origins of Scientifi c Sociology. The Free of Glencoe. N.Y., 1962. P. 216–317.
  7. Morse M. The Unattached. Middlesesc. London, 1965.

Мудрик Анатолий Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии;
ORCID: 0000-0003-0410-9487;
Электронный адрес: amudrik@yandex.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 17-06-00796.
Урусова Екатерина Александровна; Хусяинов Тимур Маратович

Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье)

Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 117-129

DOI: 10.15382/sturIV201747.117-129
В статье рассматривается проблематика детско-родительских отношений между отцами и дочерьми в полных и неполных семьях, где контакт между ними ограничен. Авторы актуализируют значимость роли положительного примера во взаимоотношениях между родителями и его влияние на характер межличностных контактов с представителями не только своего, но и противоположного пола. В статье анализируется модель родительской семьи, субъективная оценка участия отца в воспитании и тип взаимоотношений с ним как факторы, влияющие на особенности построения взаимодействия с представителями своего и противоположного пола. Авторы отмечают, что девушки, воспитанные в монородительской материнской семье, чаще оценивают отношения с отцом как плохие, указывают, что отец не участвовал в воспитании, а общение происходило крайне редко. Постулируется, что частота контактов с отцом, его участие в воспитании и характер взаимоотношений с ним взаимосвязаны с моделью семьи. Отмечается, что на взаимоотношения девушек с представителями своего и противоположного пола оказывают влияние не только тип семьи (полная или монородительская), но и оценка отношений с отцом.
модель семьи, родительская семья, неполная семья, монородительская семья, семейные отношения, детско-родительские отношения, отношения с отцом, межличностное взаимодействие, гендерные отношения, образ партнера
  1. Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Семья и демографические исследования. 2014. № 1. URL: https://riss.ru/demography/demography-sciencejournal/5273/
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2006.
  3. Данилова С. С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2009. № 1. С. 49–57.
  4. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108–118.
  5. Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 41–55.
  6. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 47–56.
  7. Егорова Н. Ю., Курамшев А. В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 106–118.
  8. Егорова Н. Ю., Янак А. Л. Отцовская семья как новый клиент социальной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 42–46.
  9. Замараева З. П., Новоселов В. М. Особенности трансформации института отцовства в советский период // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 53–56.
  10. Иванченко В. А. Детерминанты процесса социализации подростков из семей с неполной семейной структурой // Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография. St. Louis, 2015. C. 84–105.
  11. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2006.
  12. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 98–107.
  13. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 15–26.
  14. Капустина В. А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47081.shtml
  15. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2007. С. 17–27.
  16. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
  17. Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, философских, психологических концепциях // Этнографическое обозрение. 1990. № 5. С. 48–59.
  18. Романов П. В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. Социология. Этнология. 2004. № 2. С. 66–95.
  19. Саралиева З. Х., Балабанов С. С., Кузьмина Л. М. Социальные роли современных российских мужчин // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 86–93.
  20. Семенова Л. Э., Кожина Е. В. Гендерные особенности субъективного смысла родительства в период ранней и средней взрослости // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект / Т. Н. Князева, ред. Н. Новгород, 2014. С. 128–138.
  21. Семенова Л. Э., Урусова Е. А. Гендерная специфика мотивов создания семьи в представлениях старших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1548. URL: https://www.science-education.ru/article/view?id=18144
  22. Сизова И. Л. «Новое отцовство» в свете традиций и инноваций семейной политики в Европе // Социология и социальная антропология. 2012. Т. 15. № 1. С. 86–102.
  23. Харламенкова Н. Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 3. С. 56–64.
  24. Хусяинов Т. М., Янак А. Л. Постановка проблемы неполной и избыточной занятости одиноких родителей в контексте баланса семьи и работы (на примере монородительских отцовских семей в России) // Социодинамика. 2016. № 1. С. 75–91. DOI: 10.7256/24097144.2016.1.17455. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17455.html
  25. Zajdel K. Father’s Role in Children’s Upbringing // PedagogikaRodziny. Family Pedagogy. 2015. № 5 (1). P. 77–87. DOI: 10.1515/fampe-2015-0007

Урусова Екатерина Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, кафедра классической и практической психологии; Российская Федерация, 603059, г. Нижний Новгород, ул. Витебская, д. 46, кв. 61;
Электронный адрес: UK1801@yandex.ru.

Хусяинов Тимур Маратович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, кафедра философии; Российская Федерация, 603155, г. Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12;
Электронный адрес: timur@husyainov.ru.
Кряхтунов Михаил Ильич

Ролевая диспозиция как одно из психологических оснований труда учителя

Кряхтунов М. И. Ролевая диспозиция как одно из психологических оснований труда учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 130-134

DOI: 10.15382/sturIV201747.130-134
Статья посвящена анализу работы педагога с позиции теории ролей. В начале статьи изложена актуальность темы. После чего раскрывается смысл и содержание понятия «ролевая диспозиция», которая рассматривается как соотношение разных видов ролей в конкретной педагогической ситуации; показываются источники, условия и признаки (телесные, эмоциональные, мыслительные, поведенческие) формирования ролевой диспозиции. В статье изложено содержание разных видов ролей: соматических, психических, социальных, трансцендентных. Подробно описывается процесс изменения ролевой диспозиции педагога и его параметры: диагностика имеющейся ролевой диспозиции; определение степени комфортности актуальной роли; показатели для сохранения ролевой диспозиции; показатели для изменения ролевой диспозиции; осознавание происходящего («кто и что делает?», «что происходит со мной?»); определение развивающей роли («что выходит на первый план моего сознания?», «каково мое наиболее ясное побуждение?»); осуществление перехода; повторная диагностика ролевой диспозиции. В завершении раскрыто значение ролевой диспозиции педагога для учащихся.
роли, ролевая диспозиция, педагог, психология учителя, педагогический профессионализм, профессиональное развитие, педагогические роли, ролевая диагностика, развивающая роль, теория ролей
  1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М., 1994.
  2. Морено Я. Психодрама. М., 2001.
  3. Шутценбергер А. Психодрама. М., 2007.

Кряхтунов Михаил Ильич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 117535, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: проф. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В. А. Сластенина, факультета педагогики и психологии;
Электронный адрес: mkpole@yandex.ru.
Холондович Елена Николаевна

Духовные основы гениальности

Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135-146

DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146
В статье обосновывается идея о том, что высокая духовность служит важным критерием гениальности. Автор представляет краткий анализ понятия «духовность». Выделено несколько направлений в понимании духовности в современной российской психологии. Они отражают эволюцию внутренних исканий человека в поисках духовной сущности человеческого бытия. Даны определения духовности гениальной личности и гениальности в целом. В качестве примера показаны духовные искания великих русских писателей Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, жизненный путь которых являет собой сложную череду событий, творческих исканий, борьбы с собственным «Я». Показано, что личностная и творческая биография гения представляет целый комплекс сложных идейных исканий, внутренних кризисов и конфликтов, поиск морально-нравственных решений в осуществлении жизни и в процессе творчества, движение к постоянному самосовершенствованию и самовоспитанию. Будучи своего рода «нрав- ственной элитой» страны, они влияют на механизмы нравственного сознания общества. Обладая высокой духовностью, гении осмысливают прошлое, про- зревают будущее, пытаются влиять на настоящее и таким образом ставят перед собой и обществом нравственные вопросы. Поэтому очень важной задачей психологии видится обращение к жизненному пути и творчеству гениев для раскрытия духовных основ гениальности.
духовность, жизненный путь, кризисы жизни, духовный поиск, гении, критерий гениальности, самосовершенствование, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, духовность в психологической науке
  1. Биография. Письма. Заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883.
  2. Блок М. Феодальное общество. URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000028/st008.shtml
  3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников. М., 1990.
  4. Гиппиус В. Гоголь. СПб., 1994.
  5. Гоголь Н. В. Духовная проза. Критика. Публицистика. Собр. соч.: в 9 т. М., 1994. Т. 6.
  6. Гоголь Н. В. Мертвые души. Собр. соч.: в 9 т. М., 1994. Т. 5.
  7. Гоголь Н. В. Письма. Собр. соч.: в 9 т. М., 1994. Т. 9.
  8. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина. М., 2012.
  9. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.
  10. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gurev/index.php
  11. Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2011.
  12. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Художественные произведения. Т. 1–17. Л., 1970–1975.
  13. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–115.
  14. Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. М., 2013.
  15. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1869–1881 гг. М., 1971.
  16. Ожиганова Г. В. Духовность как основа высших способностей: ресурсный аспект // Материалы третьего международного симпозиума «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования». Москва, 20–21 октября 2016 / М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова, отв. ред. М., 2016. С. 276–282.
  17. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2011.
  18. Психологические исследования нравственности. М., 2013.
  19. Психологические проблемы современного российского общества. М., 2012.
  20. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина, отв. ред. М., 2014.
  21. Современная социальная реальность России и государственное управление: социальная и социально-политическая ситуация в России в 2012 г. Том 1. М., 2014.
  22. Флоренская Т. А. Слово и молчание в диалоге // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. № 1. С. 49–63.
  23. Холондович Е. Н. Феномен духовности гениев // Наука. Культура. Общество. М., 2016. № 2. С. 17–31.
  24. Холондович Е. Н. Кризисы на жизненном пути и в творчестве Н. В. Гоголя. Социальная и экономическая психология. Эл. журнал Института психологии РАН. 2016. Т. 1. № 1. URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document201.pdf
  25. Шувалов А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 3–16.

Холондович Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Институт психологии РАН; Российская Федерация, 105187, г. Москва, ул. Фортунатовская, 33/44–135;
Должность: старший научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии;
Электронный адрес: holelena@bk.ru.