/

Фомин Анатолий Алексеевич

Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами)


Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 119-128.

DOI: 10.15382/sturIV201746.119-128

Аннотация

Статья посвящена проблеме диагностики метапредметных компетенций в свете введения новых ФГОС ООО. Также рассматривается подход к проектированию заданий для диагностики метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, анализируется зарубежный опыт немецкой National Education Panel Study и международный опыт проектирования диагностических заданий в исследованиях PISA и PIRLS. Вместе с тем, приводится пример диагностического задания для учащихся с V-IX классов, разработанного на базе МГППУ и построенного на основе работы с текстовым материалом. Кроме того, рассматриваются результаты апробации предложенного диагностического задания на первом и втором этапах лонгитюдного исследования со школьниками 5-8 классов. Помимо прочего, проводится сравнительный анализ результатов выполнения диагностических заданий между учениками пятых, шестых, седьмых и восьмых классов, оценивается качество выполнения заданий, обсуждаются резервы в развитии метапредметных компетенций учащихся. Также в статье обосновывается возможность использования данного задания для учащихся с V по IX класс.

Ключевые слова

метапредметные образовательные результаты, метапредметные компетенции, диагностика метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, читательская грамотность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, метакогнитивный контроль, метокогнитивная регуляция, метакогнитивное знание, лонгитюдное исследование, проектирование диагностических заданий, смысловое чтение

Список литературы

  1. Гуружапов В. А., Шиленкова Л. Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml
  2. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева, науч. ред. М., 2013.
  3. Соколов В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  4. Соколов В. Л., Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале). URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 174–184.
  5. Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы. URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 306–319.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf
  7. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности // Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. М., 2010. C. 67.
  8. Artelt C., Weinert S., Carstensen C. H. Assessing competencies across thelifespan within the German National Educational Panel Study (NEPS). Editorial, 2013.
  9. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013. Vol. 5. No. 2.
  10. PISA-2015: assessment and analytical framework: science, reading, mathematic and financial literacy // OECD 2016.

Данные об авторе

Фомин Анатолий Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО МГППУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29;
Электронный адрес: fominanatoliy1@gmail.com.