/

Наумова Диана Викторовна

Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи


Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118.

DOI: 10.15382/sturIV201746.108-118

Аннотация

Автор анализирует научную категорию гражданское мировосприятие, обосновывает актуальность исследования данного феномена в современных условиях социального мира, указывает на отсутствие диагностического инструментария, направленного на изучение различных компонентов гражданского мировосприятия, видов гражданского мировосприятия, типов личности с особенностями содержания гражданского мировосприятия. В статье описываются социальные условия становления гражданского мировосприятия современной молодёжи, описывается влияние этих условий на становление видов гражданского мировосприятия. Вид рассматривается как проявление степени выраженности общих признаков определённого явления. Описывается проведение и результаты проективной рисуночной методики, направленной на диагностику видов гражданского мировосприятия молодёжи. Проективная методика даёт возможность выделить переживаемый опыт испытуемого, слабоструктурированный стимульный материал позволяет при анализе зафиксировать в рисунках показатели гражданской идентичности, просоциальной активности и опосредованно, косвенно, определить особенности личностной зрелости. При помощи разработанного к данной методике классификатора выделяют два вида гражданского мировосприятия: фрагментарный и целостный. Специфика видов гражданского мировосприятия определяется степенью выраженности и сбалансированности трёх компонентов: гражданской идентичности, личностной зрелости и просоциальной активности.

Ключевые слова

мировосприятие, гражданское мировосприятие, молодежь, диагностика, проективные методики, классификатор, личность, целостность гражданского мировосприятия, фрагментарность гражданского мировосприятия, гражданская идентичность, субъектность

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2007.
  2. Аянян А. Н., Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru
  3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 80–160.
  4. Бочавер А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. Т. 5. № 2. 2016. С. 31–38.
  5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. СПб., 2007.
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. URL: http://government.ru/media/fi les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  8. Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
  9. Панченко Е. В. Гражданская идентичность как компонент социального ресурса государства. Дис. … канд. психол. наук. Владимир, 2013.

Данные об авторе

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент кафедры психологии образования;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.

Благодарности

Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»