/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :46

ПЕДАГОГИКА

Литвинова Светлана Николаевна; Танвель Ирина Викторовна

Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход

Литвинова С. Н., Танвель И. В. Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 11-23

DOI: 10.15382/sturIV201746.11-23
В статье рассматривается маркетинговый подход к разработке профиля образовательных программ высшей школы. Методологической основой исследования является международный алгоритм создания образовательных программ, в том числе опросов и фокус-групп. Представлены результаты маркетингового исследования. В исследовании участвовало 1092 учащихся старших классов средней школы в период с января по декабрь 2016 г. В соответствии с анализом тенденций социально-экономического развития и образовательных потребностей различных социальных групп были определены профили образовательных программ в гуманитарных науках. Предложена модель разработки образовательных программ по запросу работодателя в соответствии с федеральными программами для конкретной административной территории. Предложена организационная модель с использованием сетевых форм для внедрения условий для эффективного управления профессиональным руководством и учебной деятельностью. По результатам исследования, наиболее привлекательными программами высшего образования в гуманитарных науках сейчас являются «Международный маркетинг», «Мировая экономика», «Гражданское право», «Психология образования» и «Управление персоналом».
проектирование, профиль образовательной программы, маркетинговый подход, целевая аудитория, результаты исследования
  1. На пути к сопоставимости программ высшего образования: Информационный обзор / И. Дюкарев, Е. Караваева, А. Демчук, П. Бенейтоне, Х. Гонсалес, Р. Вагенар, ред. Бильбао, 2013.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. М., 2015.
  3. Щербакова А. С. Социальные технологии как эффективное средство управления образовательной системой вуза на основе маркетингового подхода: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2014.

Литвинова Светлана Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Зеленоградскоe отделениe Института делового администрирования ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
Должность: директор;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.

Танвель Ирина Викторовна


Место работы: ЧУ ВО «ИГА»; Российская Федерация, 119261, г. Москва, Ленинский проспект, д. 80;
Должность: заместитель директора по дополнительному образованию;
Электронный адрес: tanveli@yandex.ru.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Ойкумена в Священном Писании: о необходимости учета культурно-исторического контекста в современной библейской апологетике

Мумриков О. А. Ойкумена в Священном Писании: о необходимости учета культурно-исторического контекста в современной библейской апологетике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 24-33

DOI: 10.15382/sturIV201746.24-33
В данной статье рассматривается проблема гармоничного сочетания библейского и современного взгляда на мир-вселенную-ойкумену. Автор показывает, как при игнорировании культурно-исторического контекста описываемых событий (Всемирного потопа, расселения древних народов) возникает опасность возникновения кризиса веры. Однако следуя традиции серьезного внимания к контексту истории и культуры, заложенной еще ранними христианскими комментаторами Библии, становится возможным сохранить традиционное буквально-историческое понимание смысла событий, происходивших в библейской ойкумене-вселенной, увидеть их глазами современников самих авторов богодухновенных текстов и авторитетных православных толкователей. Вместе с тем, такой подход, «культурно-историческая и смысловая аккомодация», предупреждает когнитивный диссонанс, мировоззренческий кризис веры и маргинализацию.
библейская апологетика, вселенная, Всемирный потоп, катехизация, православная культура, православное мировоззрение, православная миссия, православная педагогика, ойкумена, экзегетика
  1. Алферов Тимофей, свящ. Две космогонии: Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М., 1999.
  2. Беляев Л. А. География библейская // Православная энциклопедия. Т. Х. М., 2005. С. 649–652.
  3. Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. Археология библейская // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. Т. III. С. 506.
  4. Большой библейский словарь / У. Элуэл и Ф. Камфорт, ред. М., 2007.
  5. Вертьянов С. Происхождение жизни: Очерк естествознания. Факты. Гипотезы. Доказательства. М., 2003.
  6. Геродот. История. Л., 1972.
  7. Глаголев С. С. Идеалы человечества на рубеже двух столетий. Публичная лекция, прочитанная в зале Синодального училища 29 марта 1900 года. М., 1900.
  8. Глаголев С. С. Всемирный потоп: [Рец. на:] Неймар, проф. История земли: Т. 1: Всемирный потоп. СПб., 1897 // Богословский вестник МДА. Т. 2. № 5. 1898. С. 250–253.
  9. Головин С. Л. Всемирный Потоп: миф, легенда или реальность? Популярное введение в библейский катастрофизм. М., 2000.
  10. Дитмар А. Б. Рубежи ойкумены: Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. М., 1973.
  11. Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в Священном Писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей. / Пер. И. Помяловского. («Православный палестинский сборник». Т. 13. Вып. 1). СПб, 1894.
  12. Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. М., 1885. Ч. VI.
  13. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия. М., 2009.
  14. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1–2. СПб., 1900.
  15. Клавдий Птолемей. География (отрывки) // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007. С. 212–247.
  16. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Т. IV: Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744–1765 гг. М.; Л., 1955. С. 373–374.
  17. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995.
  18. Некоторые тексты по географии // Античная география. М., 1953. С. 238–262.
  19. Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. СПб., 1898.
  20. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения. М., 1845. Ч. I. С. 158.
  21. Страбон. География. М., 1994.
  22. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. Т. I: Пятокнижие Моисеево. СПб., 1904.
  23. Христианская топография (отрывки) // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007. С. 315–319.
  24. Эратосфен. География (фрагменты) // Античная география. М., 1953. С. 84–99.
  25. Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни. Минск, 1997.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.
Козлова Мария Андреевна

Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе

Козлова М. А. Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 34-47

DOI: 10.15382/sturIV201746.34-47
В статье осуществляется анализ моральных аспектов репрезентации в школьных учебниках социально уязвимых групп. Мы рассматриваем социальную категоризацию как фактор, во многом формирующий социальную структуру. Основу социальной структуры составляет категоризация как когнитивная функция и производная от нее классификация как социальный феномен. Категоризация, вынесенная в публичный дискурс вокруг проблем социальной политики, закрепляет коды желательного и нежелательного поведения, институционализируя поведенческие практики и паттерны восприятия. Школьный учебник становится инструментом трансляции сложившихся практик новым поколениям. Эмпирическую базу исследования составили учебники по предметам «Окружающий мир» и «Обществознание». В комплекте учебников для начальной школы в анализ включено четыре фрагмента, в комплекте для 5–11-х классов — 72. Рассмотрение примеров упоминания социально уязвимых групп в школьных учебниках позволило а) проследить изменения репрезентации темы в учебниках, ориентированных на разные возрастные группы; б) выявить степень сходства в репрезентации различных социально незащищенных групп. В отношении бедных и безработных преобладает нормализующий дискурс. В отношении людей с инвалидностью, пожилых людей и неполных семей преобладает обвинительный и дискриминирующий дискурс, в котором индивид репрезентирован как объект опеки, либо дискурс избегания, направленный на символическое удаление проблемы из реальности.
моральные мотивы, социально уязвимые группы, школьный учебник, анализ дискурса, социальная категоризация, бедность
  1. Богданова Е. А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 77–90.
  2. «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М., 2013.
  3. «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. статей / В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, ред. // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 16. М., 2014.
  4. Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
  5. Обществознание. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
  7. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2013.
  8. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2011.
  9. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
  10. Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, ред. М., 2009. С. 57–105.
  11. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 кл. начальной школы: В 2 ч. М., 2005. Ч. 2.
  12. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  13. The Politics of the Textbook / M. W. Apple, L. K. Christian-Smith, eds. N. Y., 1991.
  14. Douglas M. Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. N. Y., 1966.
  15. Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. An Introduction. L.; N.Y., 1978.
  16. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, 1989.
  17. Hunter J. D. Culture Wars. N. Y., 1991.
  18. Scheff T. J., Retzinger S. M. Violence and emotions: Shame and rage in destructive confl icts. Lexington, 1991.
  19. Steensland B. Moral Classification and Social Policy // Handbook of the Sociology of Morality / S. Hitlin, S. Vaisey, eds. Springer Science+Business Media, LLC, 2010. P. 455–468.
  20. Tilly C. Durable Inequality. Berkeley and Los Angeles, CA, 1998.
  21. Turner J. H., Stets J. E. The sociology of emotions. Cambridge, 2005.

Козлова Мария Андреевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5516-2611;
Электронный адрес: makozlova@yandex.ru.
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
Ромашина Екатерина Юрьевна

Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв.

Ромашина Е. Ю. Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 67-85

DOI: 10.15382/sturIV201746.67-85
На протяжении XIX-XX вв. произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первоначального обучения грамоте: визуальные компоненты азбук и букварей приобрели самостоятельное дидактическое значение. В частности, разнообразные изобразительные материалы стали широко использоваться в начальном религиозном образовании. В нашем исследовании мы проследили их историческую эволюцию в России на протяжении «долгого девятнадцатого века». В статье рассмотрены российские азбуки и буквари, выпущенные в 1800-1917 гг. в столице и провинции государственными, церковными и частными издательствами, ориентированные на православное вероисповедание, 209 изданий и переизданий. Визуальные элементы религиозного содержания - изображения религиозной символики; многофигурные иллюстрации к библейским сюжетам; изображения религиозных практик - обнаружены нами в 68 пособиях. Количество изданий с визуальным религиозным контентом нарастает, но их относительное число не меняется: 1800-1864 гг. - 9 пособий из 29; 1865-1899 - 31 из 95; 1900-1917 - 28 из 85. На протяжении всего XIX и начала ХХ века динамика использования визуального ряда в начальном религиозном образовании показывает расширение его спектра от мелких рисунков декоративного характера, не связанных с текстами, до иллюстрированной Священной истории без текстуального контента. Помимо расширения репертуара визуальных элементов с религиозным содержанием мы увидели качественные изменения функций религиозных визуальных элементов в учебниках: от доминирования декоративной и ориентировочной функций - к появлению и развитию дидактических. Полагаем, что данный процесс демонстрирует кардинальное историческое изменение в подходах к школьному религиозному образованию. Целостная реконструкция реальной практики использования визуального в религиозном образовании требует дополнительных исследований методических руководств для учителя, мемуаров и других источников.
азбука, букварь, учебник, визуальный ряд, обучение грамоте, религия, религиозное образование
  1. Азбука в картинках для маленьких детей. М., 1893.
  2. Азбука для начального учения. М., 1912.
  3. Азбуки, буквари и книги для чтения. Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.abc.gnpbu.ru/
  4. Азбучка для детей: С картинами. М., 1884.
  5. Александрович М. С. Школка грамоты: Начатки род. яз., Христова учения и счета: Для крестьян. ребят. М., 1905.
  6. Анастасиев А. И. Русско-славянская азбука для начальных училищ и домашнего обучения. М., 1891.
  7. Баранов А. Г. Наше родное: Рус. и церк.-слав. букварь и сб. ст. для упражнения в рус. и церк.-слав. чтении, с образцами для письма, материалом для самостоят. письм. упражнений и рис. в тексте. СПб., 1886.
  8. Белый В. И. Русская азбука с примерами правильного чтения, с объяснением главных правил русской и церковно-славянской грамматики, а также краткое понятие о божественной литургии, цифры, меры, вес и общеполезные сведения. Одесса, 1898.
  9. Бородина А. В. Основы православной культуры. Мы и наша культура: Учеб. пособие для 1 класса. М., 2005.
  10. Брайковский А. А. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковно- славянскому чтению в школе и дома. М., 1889.
  11. Букварь гражданский и церковный: с прил.: молитв, ст. для чтения, кр. сведений о России и прописей. [Б. м.], 1866.
  12. Букварь для вотских детей. Казань, 1892.
  13. Букварь солдатский. СПб., 1867.
  14. Букварь солдатский. СПб., 1869.
  15. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения и письма, в трех книжках. СПб., 1907.
  16. «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.). / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015.
  17. Васин. Новейшая российская азбука: с картинами. М., 1917.
  18. Великолепная русская азбука: Подарок для добрых детей. СПб., 1844.
  19. Викторин, архим. Азбука по новому способу обучать детей грамоте. Казань, 1871.
  20. Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1873;
  21. То же. СПб., 1875.
  22. Греков Ф. В. Русский наглядный букварь: Обучение чтению, письму, рисованию и правописанию, со многими картинками в тексте и образцами для письма и рисования. М., 1908.
  23. Гречушкин С. И. Мир божий: Русская азбука для обучения чтению и письму. М., 1904.
  24. Григорьев Л. Русское слово: Руководство для обучения рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. Рига, 1914.
  25. Гуслистый А. А. Российский букварь для обучения детей грамоте по общепринятому способу, заставляя их заучивать склады, и по новейшему —не заставляя заучивать ни одного склада: В 3 ч. СПб., 1830.
  26. Гутт М. Полная российская азбука, по которой дитя может выучиться российской грамоте легко, приятно и в непродолжительном времени. М., 1821.
  27. Гутт М. Самоучитель, или Полная российская азбука, составленная по новейшей методе, и с новыми, до сих пор неизвестными облегчениями к изучению чтения: С 85 картинами и примерами рос. прописей новейшего почерка. М., 1831.
  28. Дараган А. М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874.
  29. Дмитриев Д. Н. Золотой букет: Азбука: Сост. по новейшей методе, принятой во всех школах грамотности, нар. учитель Д. Н. Дмитриев. С 8-ю хромо-лит. картинками, рис. и виньетками худож. И. И. Кланга. М., 1896.
  30. Добровольский В. Церковная грамота: Букварь для обучения церковнославян. чтению СПб., 1871; Азбука для начального учения. М., 1912.
  31. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: Учеб. пособие для 1 кл. М., 2006.
  32. Ермин Н. Я. Азбука совместного обучения чтению и письму: Для нач. уч-щ. СПб., 1913.
  33. Золотов В. А. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб., 1865.
  34. «Картинки в твоем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013.
  35. Кренке В. Д. Азбука для народных школ с наставлением для учителя В. Д. Кренке. СПб., 1880.
  36. Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская. М., 1904;
  37. То же. М., 1905.
  38. Кузнецов А. Самоучитель, или Новейшая и полная энциклопедическая российская азбука, составленная по новейшей, ныне употребляемой, методе, и с новыми облегчениями для чтения, Александром Кузнецовым. М., 1884.
  39. Лебедев В. Ученье — свет: Русский букварь: Чтение и письмо. М., 1909.
  40. Лубенец Т. Г. Русско-славянский букварь. Киев, 1910.
  41. Люстрицкий В. Ф. Азбука для начальных училищ и домашнего обучения: В 3 ч. Казань, 1890. Ч. 1.
  42. «На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011.
  43. Никольский В. Азбука, изданная для того, чтобы удобством, простотою, легкостью и скоростью заохотить крестьян к грамотности. М., 1871.
  44. Никольский В. Народная азбука. Для школьного и домашнего обучения. Новая звуковая метода с славянскою азбукою такой же методы В. Никольского М., 1873.
  45. Новая полная русская азбука, содержащая в себе: молитвы, заповеди, кр. слав. азбуку, нравственные анекдоты, басни и табл. умножения. М., 1880.
  46. Новая русская азбука для всех. СПб., 1883.
  47. Новый наглядный букварь «Детский мир»: естеств. метод обучения чтению. М., 1917.
  48. Новый наглядный русский букварь: легчайший путь обучения чтению (рус. и церков.-славян.), письму и рисованию. с художеств. раскраш. карт. для бесед: для гор., земс. и церков.-приход. шк., а также и для семьи. М., 1912.
  49. Павленков Ф. Ф. Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу. СПб., 1898.
  50. Пашков И. И. Русский букварь с картинками. М., 1878 (обл. 1877).
  51. Полная азбука русская, латинская, греческая, немецкая и французская: С привосовокуплением всех правил для произношения в сих языках. М., 1840.
  52. Православный букварь для обучения грамоте по Часослову и Псалтири. М., 2007.
  53. Ромашина Е. Ю. «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX века // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 2. URL: http://journals.tsu.ru/book
  54. Русско-славянская азбука для совместного обучения письму и чтению в начальных народных и церковно-приходских школах. СПб., 1889.
  55. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету. М., 1914.
  56. Тихомиров Д. И., Тихомирова Е. Н. Букварь. Минск, 2011.
  57. Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбуки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте. СПб., 1867.
  58. То же. СПб., 1873.
  59. То же. СПб., 1892.
  60. Alwall E. The religious trend in secular English-Irish schoolbooks 1850–1861 and 1871–1880: with a survey of the corresponding development in the U.S.A. Lund, 1974.
  61. Alwall E. The religious trend in secular Scottish school-books: 1850–1861 and 1873–1882; with a survey of the debate on education in Scotland in the middle and late 19. century. Lund, 1970.
  62. Bayer G. Die religiöse Dimension der Erstlesefi beln und Lesebücher der bayerischen Grundschule von 1870 bis 1960. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Filosophischen
  63. Fakultäten der Universität Augsburg vorgelegt von Gerhard Bayer aus Neusäss. 1993.
  64. Brodeur R. Catéchisme et identité culturelle dans le diocèse de Québec de 1815. Sainte-Foy, 1998.
  65. Brodeur R. Les catéchismes au Québec 1702–1963. Sainte-Foy; P., 1990.
  66. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie an der Kulturwissenschaftlichen Fakultät der Universität Bayreuth vorgelegt von Gerhard Götz (Dipl.Theol./Dipl.Päd.) aus Bayreuth. 1992. Augsburg, 1993.
  67. Religious Education in History — Confessional and Inter-Confessional Experiences / D. Lindmark, ed. Umea, 2003.
  68. Tiana A. Textbooks for the Teaching of Religion at Primaty School in Spain, 1808–1931 // Padagogica historica. Supplementary series. 1999. Vol. 5. P. 119–132.

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а
Беленчук Лариса Николаевна

Владимир Яковлевич Стоюнин о развитии отечественной школы в первой четверти XIX века

Беленчук Л. Н. Владимир Яковлевич Стоюнин о развитии отечественной школы в первой четверти XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 86-99

DOI: 10.15382/sturIV201746.86-99
В статье, посвященной историко-педагогическому творчеству русского педагога второй половины XIX в. В. Я. Стоюнина, речь идет о понимании им цели и задач образовательных реформ Александра I, в частности создания министерства народного просвещения и системы школьного образования. На основе цивилизационного подхода сделана попытка осветить взгляд ученого на исторические особенности национальной педагогики. Статья на примере воззрений В. Я. Стоюнина раскрывает характерный для педагогического сообщества второй половины XIX в. взгляд на отечественную историю педагогики как на цепь неудачных подражаний западноевропейским образцам. В. Я. Стоюнин, излагая различные позиции государственных деятелей, сетует на победу государственного подхода над общественным, выделяет некоторые свойственные, по его мнению, российскому образованию всех эпох недостатки школы и воспитания — излишний контроль государства и чиновников над школой, отсутствие общественной инициативы в школьном деле, засилье иностранных воспитателей, приоритет иностранных языков в столичном воспитании — и намечает пути их преодоления.
В. Я. Стоюнин, педагогика, история образования, государство, общество, национальная школа, реформы Александра I, Министерство народного просвещения, университеты, пансионы, частная школа
  1. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  2. Гоголь Н. В. Избранное. М., 1999.
  3. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин, 2004.
  4. Пушкин А. С. О народном воспитании. // Хрестоматия по истории педагогики. / А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, сост. М., 2016.
  5. Спицын Е. Ю. Полный курс истории России. Кн. 2: Российская империя XVIII — начала XX в. М., 2016.
  6. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. М., 1892.

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Шнейдер Лидия Бернгардовна

Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания

Шнейдер Л. Б. Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 103-107

DOI: 10.15382/sturIV201746.103-107
В статье подчеркивается, что одной из важнейших проблем, связанных с гражданским мировосприятием, выступает субъективность его понимания, что создает воспитательные затруднения. Тем не менее, утверждается, что научить человека проявлять гражданскую активность можно, обогатив его многообразием источников мировосприятия и создав условия для развития гражданского позиционирования. Мировосприятие, в данной статье, рассматривается как способность человека, которую можно, так же как и другие способности развивать и формировать в деятельности. Вместе с тем, в статье автор находит аргументированные подходы к согласованию извечного противоречия: свобода выбора гражданского мировосприятия или его внешняя заданность. Обозначив основные этапы развития личности, показано, как происходит формирование гражданского мировоззрения в диалектическом единстве выявленных оппозиций (свобода выбора и внешняя предопределенность).
гражданское мировосприятие, гражданское позиционирование, способность, свобода, источники, свободный выбор, воспитание, развитие, формирование, культура, гражданство

Шнейдер Лидия Бернгардовна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"; Российская Федерация, 115191, г. Москва, Рощинский 4-й пр-д, д. 9а;
Должность: зав. кафедрой педагогической психологии и методики преподавания;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Наумова Диана Викторовна

Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи

Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118

DOI: 10.15382/sturIV201746.108-118
Автор анализирует научную категорию гражданское мировосприятие, обосновывает актуальность исследования данного феномена в современных условиях социального мира, указывает на отсутствие диагностического инструментария, направленного на изучение различных компонентов гражданского мировосприятия, видов гражданского мировосприятия, типов личности с особенностями содержания гражданского мировосприятия. В статье описываются социальные условия становления гражданского мировосприятия современной молодёжи, описывается влияние этих условий на становление видов гражданского мировосприятия. Вид рассматривается как проявление степени выраженности общих признаков определённого явления. Описывается проведение и результаты проективной рисуночной методики, направленной на диагностику видов гражданского мировосприятия молодёжи. Проективная методика даёт возможность выделить переживаемый опыт испытуемого, слабоструктурированный стимульный материал позволяет при анализе зафиксировать в рисунках показатели гражданской идентичности, просоциальной активности и опосредованно, косвенно, определить особенности личностной зрелости. При помощи разработанного к данной методике классификатора выделяют два вида гражданского мировосприятия: фрагментарный и целостный. Специфика видов гражданского мировосприятия определяется степенью выраженности и сбалансированности трёх компонентов: гражданской идентичности, личностной зрелости и просоциальной активности.
мировосприятие, гражданское мировосприятие, молодежь, диагностика, проективные методики, классификатор, личность, целостность гражданского мировосприятия, фрагментарность гражданского мировосприятия, гражданская идентичность, субъектность
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2007.
  2. Аянян А. Н., Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru
  3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 80–160.
  4. Бочавер А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. Т. 5. № 2. 2016. С. 31–38.
  5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. СПб., 2007.
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. URL: http://government.ru/media/fi les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  8. Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
  9. Панченко Е. В. Гражданская идентичность как компонент социального ресурса государства. Дис. … канд. психол. наук. Владимир, 2013.

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент кафедры психологии образования;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Фомин Анатолий Алексеевич

Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами)

Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 119-128

DOI: 10.15382/sturIV201746.119-128
Статья посвящена проблеме диагностики метапредметных компетенций в свете введения новых ФГОС ООО. Также рассматривается подход к проектированию заданий для диагностики метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, анализируется зарубежный опыт немецкой National Education Panel Study и международный опыт проектирования диагностических заданий в исследованиях PISA и PIRLS. Вместе с тем, приводится пример диагностического задания для учащихся с V-IX классов, разработанного на базе МГППУ и построенного на основе работы с текстовым материалом. Кроме того, рассматриваются результаты апробации предложенного диагностического задания на первом и втором этапах лонгитюдного исследования со школьниками 5-8 классов. Помимо прочего, проводится сравнительный анализ результатов выполнения диагностических заданий между учениками пятых, шестых, седьмых и восьмых классов, оценивается качество выполнения заданий, обсуждаются резервы в развитии метапредметных компетенций учащихся. Также в статье обосновывается возможность использования данного задания для учащихся с V по IX класс.
метапредметные образовательные результаты, метапредметные компетенции, диагностика метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, читательская грамотность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, метакогнитивный контроль, метокогнитивная регуляция, метакогнитивное знание, лонгитюдное исследование, проектирование диагностических заданий, смысловое чтение
  1. Гуружапов В. А., Шиленкова Л. Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml
  2. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева, науч. ред. М., 2013.
  3. Соколов В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  4. Соколов В. Л., Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале). URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 174–184.
  5. Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы. URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 306–319.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf
  7. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности // Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. М., 2010. C. 67.
  8. Artelt C., Weinert S., Carstensen C. H. Assessing competencies across thelifespan within the German National Educational Panel Study (NEPS). Editorial, 2013.
  9. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013. Vol. 5. No. 2.
  10. PISA-2015: assessment and analytical framework: science, reading, mathematic and financial literacy // OECD 2016.

Фомин Анатолий Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО МГППУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29;
Электронный адрес: fominanatoliy1@gmail.com.
Серых Анна Борисовна; Зайцева Александра Анатольевна

Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий

Серых А. Б., Зайцева А. А. Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 129-135

DOI: 10.15382/sturIV201746.129-135
В представленной статье на основе теоретических и экспериментальных исследований различных аспектов профессиональной идентичности как одной из важнейших составляющих современного квалифицированного специалиста разработана и описана структурно-функциональная модель профессиональной идентичности специалистов биономических профессий, включающая в себя совокупность ценностного, эмоционального, мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, от уровня сформированности которых зависят процессы самоидентификации и идентификации личности с группой. Автором выделены и охарактеризованы основные формы и методы работы преподавателя высшего учебного заведения по формированию профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, выделенные с учетом следующих условий: приемлемость в студенческой аудитории, возбуждение интереса, эффективность воздействия на сферы индивидуальности личности, оптимальные временные затраты. Поскольку процесс формирования профессиональной идентичности должен быть специально организованным, его целесообразно осуществлять в процессе преподавания одной из дисциплин профессионального цикла. В связи с этим предложена методика формирования профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, наглядно представленная на примере преподавания студентам направления подготовки «Зоотехния» одной из дисциплин профессионального цикла.
биономические профессии, профессиональная идентичность, студенты, модель, методика
  1. Барановский П. Н., Зайцева А. А., Насонова Н. А. Экспериментальные исследования начала позитивной профессиональной деформации у студентов биономических профессий // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2016. № 2 (36). С. 124–139.
  2. Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 168–173.
  3. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44. Т. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniyaprofessionalnoy-identichnosti-studentov.
  4. Климов Е. А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательных школ. Ленинград, 1974.
  5. Либин А. В., Либина А. В., Либин В. В. Психографический тест: Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М., 2008.
  6. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: Учеб. пособие. Практические задания (практикум). М., 2010. URL: http://uchebnik.online/uchmotivatsiya/motivatsiya-personala-odegov.html.
  7. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, ред. СПб., 2006.
  9. Филимонова О. Г. Модификация карты интересов // Школьный психолог. 2007. № 2. С. 40–45.
  10. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.

Серых Анна Борисовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: БФУ им. И. Канта; Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Банковская 4–2;
Электронный адрес: annaserykh@rambler.ru.

Зайцева Александра Анатольевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»; Российская Федерация, 236000, г. Калининград, Советский проспект, д. 1;
Электронный адрес: aazaytseva39@mail.ru.