/

Миронова Марина Николаевна

Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию


Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 118-135.

DOI: 10.15382/sturIV201745.118-135

Аннотация

Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.

Ключевые слова

«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд

Список литературы

Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
Бос Э. Как развивать креативность. Ростов-на-Дону, 2008.
Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.
Веккер Л. М. Психика и реальность. М., 1998.
Гаспаров М. Записи и выписки. М., 2007.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ичин К. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 48–56.
Куняев С. Любовь, исполненная зла. М., 2013.
Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 72–76.
Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 37.
Малевич К. Собр. соч. В 5 т. Том 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. М., 1995. Том 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930. М., 1998. Том 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. М., 2000. Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. 2003. М., 2003. Том 5. Произведения разных лет. М., 2004.
Малевич о себе. Современники о Малевиче. Т. 1. Письма. Документы. Воспоминания. Критика / И. А. Вакар, Т. Н. Михеенко, сост. М., 2004.
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997. С. 438.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995.
Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. М., 1964.
Титов М. В. «Новая» революция в русском языке // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Филология. Вып. 8 (52). 2007. С. 276–280.
Толстая Т. Река Оккервиль. М., 2002.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Koestler A. The Act of creation. London, 1964.
Wallon A. Les origines de la pensee chez l’enfant. Paris, 1945, T. 1–2.

Данные об авторе

Миронова Марина Николаевна