/

Миронова Марина Николаевна

Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию


Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 134-149.

DOI: 10.15382/sturIV201744.134-149

Аннотация

Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.

Ключевые слова

«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд

Список литературы

Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
Все о стилях и течениях в современном искусстве / И. И. Мосин, сост. Вильнюс, СПб., 2014.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 6.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Собрание сочинений. М., 1994. Т. 3.
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. М., 2011.
Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
Мелик-Пашаев А. А. А. С. Пушкин и психология художественного творчества // Вопросы психологии. № 5. 1999. С. 101–106.
Мелик-Пашаев А. А. О духовном стержне творчества // Духовность — путь спасения. Тверь, 2004. С. 49–50.
Миронова М. Н. Построение лестницы развития/регрессии в христиански-ориентированной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 26–73.
Миронова М. Н. К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
Покровский Н. Живопись катакомб. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. URL: http://textfi ghter.org/teology/History_Church/Article/pereidem_k_izobrajeniyam_bogomateri_izobrajenie_izobrajeniya.php.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997.
Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года // Труды Государственного Эрмитажа. XIV. Л., 1973. С. 167–184.
Сироткина И. Е. Понятие «творческая болезнь» в работах Н. Н. Баженова // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 104.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2013.
Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 2003.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18–33.
Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. Собрание сочинений: В 19 т. М., 1992. Т. 15.

Данные об авторе

Миронова Марина Николаевна