/

Андреева Мария Владимировна

К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы


Андреева М. В. К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 108-117.

DOI: 10.15382/sturIV201744.108-117

Аннотация

Статья посвящена вопросу поиска основополагающих характеристик грамотной заботы, а также качеств субъекта заботы, обеспечивающих ее осуществление. Данные характеристики и качества могут выступить как ориентиры самосовершенствования субъекта заботы, которое представляет собой необходимое условие личностного развития человека, особенно находящегося в зрелом возрасте. Ключевой характеристикой грамотной заботы является ее событийный и развивающий характер. Она позволяет раскрыть свою субъектность как подопечному, так и оказывающему заботу, достичь более высокого уровня психологической зрелости и самосознания. Чувствительность к другому человеку, доверие, ответственность по отношению к нему, высокий интеллектуальный уровень, твердость характера, эмоциональная устойчивость определяют способность личности осуществлять грамотную заботу. Психологическую зрелость, высокий уровень самосознания, на котором зиждется глубокое понимание окружающих людей, нравственную позицию личности можно считать интегральными характеристиками человека как субъекта заботы. Совершенствование в себе обозначенных качеств представляется важной задачей субъекта заботы.

Ключевые слова

забота, грамотная забота, забота о себе, самосовершенствование личности, самореализация личности, благополучие личности, со-бытие, эмпатия, взросление, нравственная позиция, психологическая зрелость

Список литературы

Андреева М. В. К вопросу о психологическом механизме заботы: материалы I международной научной конференции «Наука в современном мире» 22–23 мая 2015 г // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва, 2015. №6 (77) июнь 2015. Ч. 4. С. 93–94.
Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. Ижевск, 2013.
Артемьева О. В. Забота. (URL: http://iph.ras.ru/enc_eth/132.html).
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006.
Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства: дис. … канд. пед. наук. Псков, 2014.
Винникот В. Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
Винникот В. Д. Теория родительско-младенческих отношений. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=200508#*_#*_.
Деркач А. А. Акмеология. СПб., 2003.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М., 2002.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2007.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2014.
Мэй Р. Любовь и воля. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro01/.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
Трунов М. В. Первый год жизни — первый опыт. URL: https://www.u-mama.ru/read/section/reviews/one/3543.html.
Тэкхе В. Психика и ее лечение. URL: http://mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. URL: http://bookap.info/book/fi gdor_psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/fukosex.txt.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2004.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/BOOK/1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. URL: http://hpsy.ru/public/x728.htm.
Macquarrie J. Will and Existence. The Concept of Willing. N. Y., 1967.

Данные об авторе

Андреева Мария Владимировна