/

Войтенко Татьяна Павловна

Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста


Войтенко Т. П. Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 67-83.

DOI: 10.15382/sturIV201744.67-83

Аннотация

Статья посвящена обсуждению проблемы реализации принципа субъектного подхода и его непростой истории в науке. Причина сложившейся ситуации усматривается автором статьи в антропологической неопределенности исследований, связанных с понятием «субъект». Утверждается, что не всякий антропологический контекст понятия «субъект» является продуктивным: эволюционная концепция человека, на которую была вынуждена опираться вся отечественная наука советского периода, выступала серьезным препятствием исследований субъекта и субъектности. По мнению автора, огромный потенциал принципа субъектного подхода — ведущей методологической установки современной психологии и педагогики — может быть раскрыт только в контексте христианско-православной антропологии. В статье приводятся историографические и методологические обоснования данной точки зрения. Прослеживается история и предыстория принципа субъектного подхода, показывается диалектика понятия «субъект» в философской мысли. Автор систематизирует христианско-православные представления о человеке и, опираясь на них, дает определения понятиям «субъект», «субъектность» и «субъективность», а также раскрывает сущность принципа субъектного подхода. Отмечается высокая когерентность полученных дефиниций теоретическим построениям в области субъектной проблематики С. Л. Рубинштейна и В. И. Слободчикова.

Ключевые слова

принцип субъектного подхода, методологический кризис, диалектика понятия «субъект», антропологический контекст понятия «субъект», христианско-православная антропология, свобода воли

Список литературы

Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 27–42.
Барабанщиков В. А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2007. С. 268–286.
Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 43–52.
Брушлинский А. В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 7–13.
Гегель Г. В-Ф. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.
Гегель Г. В-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.
Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления о новой философии // Избранные произведения. М., 1950.
Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. СПб., 1994. Т. 1.
Краткая философская энциклопедия / Е. Ф. Губский, ред.-сост. М., 1994.
Леонов В., свящ. Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 81–92.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Психологическая наука в России ХХ столетия / А. В. Брушлинского, ред. М.,1997. С. 346.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 255–285.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 5–12.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Данные об авторе

Войтенко Татьяна Павловна