/

Урбанович Любовь Николаевна

Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности


Урбанович Л. Н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 11-19.

DOI: 10.15382/sturIV201744.11-19

Аннотация

В статье уделяется внимание системе работы с понятиями и концептами религиозной тематики в контексте религиозно-культурологического образования в школе. Интеграция религиозных знаний в школьное образование сегодня — актуальная педагогическая проблема. При включении религиозных знаний в содержание образования на первый план выходят задачи формирования ценностно-смысловой сферы учащихся, расширение их эрудиции и обогащение словами, лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения. В работе осмысливается воспитательный потенциал изучения религиозных понятий на уроках духовно-нравственного цикла, описываются педагогические условия, приемы и методы терминологической и понятийной работы, уделяется внимание методическим особенностям работы с понятиями религиозной тематики, а также обосновывается важность и актуальность раскрытия не только лексического значения, но и смыслового, и духовно-содержательного наполнения слов религиозного дискурса. Известно, что учебный материал религиозного содержания вызывает сегодня у педагогов затруднение. Автором предлагается определенная система работы с ключевыми понятиями на уроке и описывается алгоритм реализации этой системы. Особое внимание в статье обращается на концепт слова, который позволяет раскрыть его содержание в конкретном конфессиональном и национально-культурном дискурсе.

Ключевые слова

православная культура, религионимы, религиозное понятие, религиозно-культурологическое образование, интеграция религиозных знаний в школьное образование, концепт, концептуальный анализ

Список литературы

Алексеева М. О. Терминология православия с позиций когнитивной лингвистики // Известие РПГУ им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 119. С. 197–201.
Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. В 2 частях. М., 2009. Ч. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами.
Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала ХХI века). Чита, 2009.
Зыбина Т. М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014.
Ивина Л. В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем. М., 2003.
Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. СПб., 2010.
Левитский А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2011.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

Данные об авторе

Урбанович Любовь Николаевна