/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :44

ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Урбанович Любовь Николаевна

Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности

Урбанович Л. Н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 11-19

DOI: 10.15382/sturIV201744.11-19
В статье уделяется внимание системе работы с понятиями и концептами религиозной тематики в контексте религиозно-культурологического образования в школе. Интеграция религиозных знаний в школьное образование сегодня — актуальная педагогическая проблема. При включении религиозных знаний в содержание образования на первый план выходят задачи формирования ценностно-смысловой сферы учащихся, расширение их эрудиции и обогащение словами, лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения. В работе осмысливается воспитательный потенциал изучения религиозных понятий на уроках духовно-нравственного цикла, описываются педагогические условия, приемы и методы терминологической и понятийной работы, уделяется внимание методическим особенностям работы с понятиями религиозной тематики, а также обосновывается важность и актуальность раскрытия не только лексического значения, но и смыслового, и духовно-содержательного наполнения слов религиозного дискурса. Известно, что учебный материал религиозного содержания вызывает сегодня у педагогов затруднение. Автором предлагается определенная система работы с ключевыми понятиями на уроке и описывается алгоритм реализации этой системы. Особое внимание в статье обращается на концепт слова, который позволяет раскрыть его содержание в конкретном конфессиональном и национально-культурном дискурсе.
православная культура, религионимы, религиозное понятие, религиозно-культурологическое образование, интеграция религиозных знаний в школьное образование, концепт, концептуальный анализ
Алексеева М. О. Терминология православия с позиций когнитивной лингвистики // Известие РПГУ им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 119. С. 197–201.
Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. В 2 частях. М., 2009. Ч. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами.
Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала ХХI века). Чита, 2009.
Зыбина Т. М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014.
Ивина Л. В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем. М., 2003.
Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. СПб., 2010.
Левитский А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2011.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

Урбанович Любовь Николаевна

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Алехина Екатерина Валентиновна

Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Алехина Е. В. Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 20-26

DOI: 10.15382/sturIV201744.20-26
Статья посвящена проблеме родительского экстремизма в инклюзивной школе. Родительский экстремизм — это крайняя форма реализации родительских функций, являющаяся следствием социальных и психологических факторов.В статье рассмотрены причины родительского экстремизма в образовательных отношениях: гиперпротекция, собственная несостоятельность, «комплекс отличника», потребность занять определенную социальную нишу, нереализованные социокультурные притязания, неприятие собственного ребенка, страх за дальнейшую судьбу своего ребенка, переход на систему оказания образовательных услуг, развитие инклюзивного образования. Наиболее распространенные случаи родительского экстремизма можно разделить на следующие типы: вмешательствов образовательный процесс, противоправные действия, оказание давления на преподавателей и администрацию. Родительский экстремизм не имеет ярко выраженных гендерных особенностей. Работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет предупредить случаи родительского экстремизма, направить деятельность родителей в полезное для школы русло, увеличивает вероятность совпадения ожиданий школы и семьи, позволяет родителям лучше понять цели и задачи школьного образования.
родительский экстремизм, родители ребенка с ОВЗ, виды родительского экстремизма, инклюзивная школа
Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/73256/.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М., 2012.

Алехина Екатерина Валентиновна

Никитина Наталья Ивановна; Никишина Ирина Николаевна

Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида

Никишина И. Н. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 27-41

DOI: 10.15382/sturIV201744.27-41
Практически во всех странах мира создание условий для профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной социально-значимой проблемой. Актуальность круга вопросов, исследуемых в статье, определяется тем фактом, что в современной России перед специальными (коррекционными) школами-интернатами VIII вида стоит задача обеспечить социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения их воспитанников (детей с умственной отсталостью). В статье представлены вариативные подходы к раскрытию сущности феномена «профессиональное самоопределение»; приведена одна из возможных (авторских) трактовок понятия «профессиональное самоопределение воспитанников школы-интерната VIII вида»; определены факторы, которые влияют на результативность профессионального выбора выпускников школы-интерната. Рассмотрены содержательно-методический базис и функции социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников с ОВЗ (информационно- познавательная, диагностическая, формирующая, коррекционно-развивающая, прогностическая). Особое внимание уделено условиям, реализация которых обеспечивает эффективность социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников с ОВЗ школ-интернатов. Результаты исследования могут быть применены в практике модернизации социально-педагогической деятельности и профориентационной работы в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
социально-педагогическое сопровождение, профессио нальное самоопределение воспитанников школы-интерната VIII вида, профес сионально-ориентированные формы досуговой деятельности, волонтерская работа
Акимова О. А. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-professionalnogosamoopredeleniya-vypusknikov-spetsialnyh-korrektsionnyh-shkol-viii-vida#ixzz4HXa7Xf6S
Бонкало Т. И., Никитина Н. И., Пчелинова В. В., Цыганкова М. Н. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. М., 2015.
Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. 1976. № 6. С. 23–31.
Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9–3. С. 30–34.
Инвалидность и здоровье. Основные факты // Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения №352. Декабрь 2015 г. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs352/ru/
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
Комментарий пресс-службы Минтруда России относительно публикации в газете «Коммерсантъ» 01 марта 2016 г. // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ URL: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/304
Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Анцута А. Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 7–14.
Менделевич Б. Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» (URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/135/30/lang,ru/).
Минобрнауки России выступает за сохранение и развитие коррекционных школ. Материалы первого заседания Совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов от 17 июня 2015 г.// Сайт Минобрнауки России URL: http://минобрнауки.рф/новости/5840/печать
Нестерова А. А. Профконсультационная работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья: зарубежный и отечественный опыт // Социальная политика и социология. 2013. № 3–2 (95). С. 244–250.
Никитина Н. И. Профориентационная работа с детьми-инвалидами // Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 268–276.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PTp/PTP-001.HTM
Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15–26.
Шмаков С. А. Уроки детского досуга. М., 1992.
Super D. E. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y., 1997.

Никитина Наталья Ивановна


Никишина Ирина Николаевна

Казакова Анна Юрьевна

Институциональное детство в России: группировка регионов по масштабам явления

Казакова А. Ю. Институциональное детство в России: группировка регионов по масштабам явления // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 42-56

DOI: 10.15382/sturIV201744.42-56
В работе выполняется задача первичной систематизации сведений о социально-территориальном распределении в России детских интернатных учреждений и выявления его связи с уровнем криминализации и виктимизации несовершеннолетних. Определено количество детских интернатных учреждений и их воспитанников в различных субъектах РФ, осуществлено ранжирование регионов по данным переменным и их объединение в три кластера: благополучных, неблагополучных, нестабильных. Были обнаружены существенные статистически значимые различия между субъектами по всем переменным, тогда как федеральные округа значимо отличаются друг от друга только по показателям преступности и виктимизации несовершеннолетних, но не по численности интернатов, их воспитанников и «плотности» их размещения. По итогам применения корреляционного и регрессионного анализа заявлено о сильном вкладе «институционализированного детства» в уровень детско-подростковой преступности в регионе; незначащими переменными были сочтены среднее для региона количество детей в интернатном учреждении и «мусульманский»характер региона. Первая исключенная переменная (характеризующая условия проживания) важна для прогноза и планирования работы детских интернатных учреждений, о котором говорится в Письме Министерства образования и науки РФ от 1.09.2014 г. № ВК-1850/07. Вторая — для аналитической реконструкции совокупности факторов, обусловливающих существенные межрегиональные колебания в численности интернатов и их воспитанников.
(де-)институционализация, территориальная дифференциация, детские интернатные учреждения, эксклюзия, криминализация, виктимизация
Банькина В. Н., Баринова Г. С. Освоение основ финансовой грамотности как средство социальной адаптации детей-сирот. URL: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1362.
Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001.
Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. 2001. URL: http:// www.psyoffi ce.ru/6-567-institucionalizacij a.htm).
Колесниченко А. Устройство сирот в семьи выгодно для государства. URL: ttp://www.timetolive.ru/p/03_2012/ustroistvo_sirot_v_semyi/.
Мякинина С. Б. Современное правовое регулирование инклюзивного образования // Инновационная наука. 2015. № 11.
Прованс С., Липтон Р. Младенцы в приюте. Тедди и Ларри. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / В. С. Мухина, ред.-сост. М., 1991. С. 154–161.
Раттер М. Помощь трудным детям / А. С. Спиваковская, общ. ред. М., 1987.
Семенов А. В. Дети-сироты и проблемы их социализации: теоретический аспект. URL: http://professionali.ru/Blogs/Post/22863490/.
Социальная политика и мир детства в современной России / Коллективная монография. Е. Р. Ярская-Смирнова, Е. П. Антонова, ред. М., 2009.
Филипова А. Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. 2012. Том 10. № 1. С. 79–94.
Шпиц Р. А. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / В. С. Мухина, ред.-сост. М., 1991. С. 166–167.
Ярская В. Н. Инклюзия — новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов, 2008. С. 11–16.
Dybvik A. C. Autism and the Inclusion Mandate // Education next. Vol. 4. № 1. URL: http://educationnext.org/autismandtheinclusionmandate/.
Morcan O. A., Ban E. Causes and eff ects regarding the juvenile delinquency. Intervention project ARAD. Delinquency service // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. / проф. В. Н. Белов, ред. Саратов, 2010. С. 300–305.
Świderska A. Dzieci ulicy. URL: http://www.slideshare.net/agnieszkaswiderska56/dzieci-ulicypraca-21856013?related=1/.

Казакова Анна Юрьевна

Неценко Ольга Викторовна

Диагностика среды в педагогической теории и современных социально-педагогических практиках

Неценко О. В. Диагностика среды в педагогической теории и современных социально-педагогических практиках // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 57-66

DOI: 10.15382/sturIV201744.57-66
Статья посвящена проблеме диагностики среды образовательной организации. Цель статьи — проанализировать существующие в педагогике подходы к диагностике нематериальных компонентов среды и привести примеры использования различных диагностик среды в социально-педагогической деятельности. Автор рассматривает следующие методики: методику векторного моделирования среды В. А. Ясвина, методику экспертизы психолого-педагогической организации образовательной среды В. А. Ясвина, метод качественных структур И. Калинаускаса и Г. Рейнина, контент-анализ эмоциональной составляющей среды временной творческой группы, методику изучения мотивов учебной деятельности В. И. Ивановой, рисуночные тесты Венгера. Для диагностики семейной среды автор предлагает рисуночные тесты Венгера и ролевую игру «Новая покупка». Диагностика семейной среды показывает необходимость более глубокого изучения семейной среды и укрепления ценностей семейной жизни в российском обществе. Автор делает вывод о необходимости интеграции идей педагогической науки и практики для повышения качества среды образовательных организаций.
социально-педагогическая деятельность, среда, образовательная среда, диагностика образовательной среды, методика векторного моделирования среды, среда детского оздоровительного лагеря, контент-анализ, рисуночные тесты Венгера, семейная среда, ролевая игр
Битянова М. Р., Порошинская Л. Г., Ясвин В. А. Качество образовательных условий: механизмы проектирования, экспертизы и оценки. М., 2010.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., 2003.
Доронина Т. В. Возрастные особенности восприятия пространственно-предметного компонента образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2774.phtml.
Иванова В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a449.php.
Колесникова Н. С., Неценко О. В., Пальчикова М. И. Образовательная среда и повышение эффективности социально-педагогической деятельности // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 13. Воронеж, 2016. С. 47–48.
Неценко О. В. Формирование методической компетентности социального педагога: монография. Воронеж, 2013.
Новикова Л. И. Школа и среда. М., 1985.
Рейнин Г. Тайны типа. Модели. Группы. Признаки. М., 2009.
Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2004.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Leonildo Pereira Formoso da Costa. Семья в рисунках русских и иностранных студентов // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10. Воронеж, 2012. С. 146–150.

Неценко Ольга Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Войтенко Татьяна Павловна

Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста

Войтенко Т. П. Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 67-83

DOI: 10.15382/sturIV201744.67-83
Статья посвящена обсуждению проблемы реализации принципа субъектного подхода и его непростой истории в науке. Причина сложившейся ситуации усматривается автором статьи в антропологической неопределенности исследований, связанных с понятием «субъект». Утверждается, что не всякий антропологический контекст понятия «субъект» является продуктивным: эволюционная концепция человека, на которую была вынуждена опираться вся отечественная наука советского периода, выступала серьезным препятствием исследований субъекта и субъектности. По мнению автора, огромный потенциал принципа субъектного подхода — ведущей методологической установки современной психологии и педагогики — может быть раскрыт только в контексте христианско-православной антропологии. В статье приводятся историографические и методологические обоснования данной точки зрения. Прослеживается история и предыстория принципа субъектного подхода, показывается диалектика понятия «субъект» в философской мысли. Автор систематизирует христианско-православные представления о человеке и, опираясь на них, дает определения понятиям «субъект», «субъектность» и «субъективность», а также раскрывает сущность принципа субъектного подхода. Отмечается высокая когерентность полученных дефиниций теоретическим построениям в области субъектной проблематики С. Л. Рубинштейна и В. И. Слободчикова.
принцип субъектного подхода, методологический кризис, диалектика понятия «субъект», антропологический контекст понятия «субъект», христианско-православная антропология, свобода воли
Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 27–42.
Барабанщиков В. А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2007. С. 268–286.
Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 43–52.
Брушлинский А. В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 7–13.
Гегель Г. В-Ф. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.
Гегель Г. В-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.
Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления о новой философии // Избранные произведения. М., 1950.
Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. СПб., 1994. Т. 1.
Краткая философская энциклопедия / Е. Ф. Губский, ред.-сост. М., 1994.
Леонов В., свящ. Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 81–92.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Психологическая наука в России ХХ столетия / А. В. Брушлинского, ред. М.,1997. С. 346.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 255–285.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 5–12.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Войтенко Татьяна Павловна

ПСИХОЛОГИЯ

Колпакова Марианна Юрьевна

Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры

Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87-107

DOI: 10.15382/sturIV201744.87-107
В статье рассматриваются основные установки отечественной культуры, являющиеся основанием духовно-ориентированной отечественной психологии. Показано, что духовно-ориентированный диалог Т. А. Флоренской продолжает традиции отечественной психологии, прервавшиеся в начале XX в. Ценностно-смысловые ориентиры диалогической психологии определяются святоотеческим психологическим знанием. Выделены принципы понимания, познания в отечественной духовно-ориентированной психологии, соответствующие святоотеческой психологии: разделение методов познания вещи и личности; понимание внутреннего мира человека не со стороны чувственно-предметных условий, а в его внутреннем содержании, изнутри; понимание личности как становящейся, самоопределяющейся, наделенной свободой воли. Одной из основных проблем духовно-ориентированной психологии является проблема поиска метода исследования, адекватного исследуемому содержанию и выделенным принципам познания. Показано, что методология диалогической психологии Флоренской Т. А. является методологией нового типа, реализующей принципы, соответствующие святоотеческой традиции познания. Метод исследования в диалогической психологии является одновременно способом актуализации предмета исследования и методом помощи собеседнику. Диалогическая методология требует особого диалогического отношения к собеседнику, установления диалогической связи с ним.
личность, личностное становление, диалог, внутренний диалог, культура, доминанты культуры
Антоний Храповицкий, митрополит. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т. III.
Бахтин М. М. Автор и герой эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 7–180.
Бахтин М. М. Из записей 1970–1971 // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 355–380.
Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества М., 1986. С. 430.
Грот Н. Я. О задачах журнала // Вопросы философии и психологии. 1889. Кн. 1. С. V–XX.
Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.
Колпакова М. Ю. Пастырское консультирование и психотерапия // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. М., 2009. № 2. С. 214–224.
Колпакова М. Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91–100.
Кольцова В. А. Психология в России начала XX века // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М., 1997. С. 10–49.
Кольцова В. А. Развитие психологии в России в 20–30-е годы // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М, 1997. С. 49–104.
Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Исторический путь психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 176.
Лосский Н. О. Характер русского народа. Франкфурт, 1957.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Психологические основы художественного развития. М., 2006.
Перестройка психологии: проблемы, пути решения // Вопросы психологии. 1988. № 1, 2.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. СПб., 1912. С. 770–771. Цит. по: Илия (Рейзмир), архим. Смысл испытаний человека. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / В. И. Аршинов, Ю. Л. Климонтович, Ю. В. Сачков, общ. ред. М., 1986.
Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования. (Духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44–56.
Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. тр. / А. А. Бодалев, отв. ред. М., 1987. С. 27–36.
Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская, ред. М., 1995. С. 136–162.
Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143–164.
Флоренская Т. А. Слово и молчание в диалоге // Диалог, карнавал, хронотоп. 1996. № 1. С. 49–62.
Флоренский Павел, свящ. Иконостас // Богословские труды. М., 1972. Т. 9.С. 92–93.
Франк С. Л. Непостижимое. Сочинения. М., 1990.
Франк С. Л. Русское мировоззрение. URL: htpp://www.patriotica.ru/religion/frank.
Челпанов Г. И. Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. 1909. Кн. 99. С. 258–308.
Челпанов Г. И. Современная индивидуальная психология и ее значение // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. Май-июнь 1910. Кн. 103. С. 306–330.
Челпанов Г. И. О предмете психологии // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. 1908. Кн. 93. С. 228–250.
Baumeister R. Meaning of life. N. Y., 1991.
Handbook of psychological change: psychotherapy processes and practics for the XXI century / Snyder C. R., Ingram R. E., еds. N. Y., 2000.
Lasch C. The culture of narcissism. N. Y., 1979.
Myers D. G. The American Paradox: spiritual hunger in an age of plenty. New Haven, 2000.
Rieff P. The triumph of the therapeutic. N. Y., 1966.
Sollod R. N. Non-scientifi c sources of psychotherapy approaches // P. S. Sharkey, ed. Philosophy, religion and psychotherapy. Washington, 1982.
Wallach M. A., Wallach L. Psychology’s sanction for selfi shness: the error of egoism in theory and therapy. N. Y., 1983.
Woolfolk R. L. The cure of souls: science, values, and psychotherapy. San Francisco, 1998.

Колпакова Марианна Юрьевна

Андреева Мария Владимировна

К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы

Андреева М. В. К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 108-117

DOI: 10.15382/sturIV201744.108-117
Статья посвящена вопросу поиска основополагающих характеристик грамотной заботы, а также качеств субъекта заботы, обеспечивающих ее осуществление. Данные характеристики и качества могут выступить как ориентиры самосовершенствования субъекта заботы, которое представляет собой необходимое условие личностного развития человека, особенно находящегося в зрелом возрасте. Ключевой характеристикой грамотной заботы является ее событийный и развивающий характер. Она позволяет раскрыть свою субъектность как подопечному, так и оказывающему заботу, достичь более высокого уровня психологической зрелости и самосознания. Чувствительность к другому человеку, доверие, ответственность по отношению к нему, высокий интеллектуальный уровень, твердость характера, эмоциональная устойчивость определяют способность личности осуществлять грамотную заботу. Психологическую зрелость, высокий уровень самосознания, на котором зиждется глубокое понимание окружающих людей, нравственную позицию личности можно считать интегральными характеристиками человека как субъекта заботы. Совершенствование в себе обозначенных качеств представляется важной задачей субъекта заботы.
забота, грамотная забота, забота о себе, самосовершенствование личности, самореализация личности, благополучие личности, со-бытие, эмпатия, взросление, нравственная позиция, психологическая зрелость
Андреева М. В. К вопросу о психологическом механизме заботы: материалы I международной научной конференции «Наука в современном мире» 22–23 мая 2015 г // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва, 2015. №6 (77) июнь 2015. Ч. 4. С. 93–94.
Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. Ижевск, 2013.
Артемьева О. В. Забота. (URL: http://iph.ras.ru/enc_eth/132.html).
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006.
Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства: дис. … канд. пед. наук. Псков, 2014.
Винникот В. Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
Винникот В. Д. Теория родительско-младенческих отношений. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=200508#*_#*_.
Деркач А. А. Акмеология. СПб., 2003.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М., 2002.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2007.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2014.
Мэй Р. Любовь и воля. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro01/.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
Трунов М. В. Первый год жизни — первый опыт. URL: https://www.u-mama.ru/read/section/reviews/one/3543.html.
Тэкхе В. Психика и ее лечение. URL: http://mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. URL: http://bookap.info/book/fi gdor_psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/fukosex.txt.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2004.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/BOOK/1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. URL: http://hpsy.ru/public/x728.htm.
Macquarrie J. Will and Existence. The Concept of Willing. N. Y., 1967.

Андреева Мария Владимировна

Рассказова Ирина Николаевна; Симанина Анастасия Ильинична

Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов

Симанина А. И. Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 118-133

DOI: 10.15382/sturIV201744.118-133
В статье представлены результаты эмпирического исследования отдельных компонентов гражданского мировосприятия молодых людей, обучающихся в религиозных и светских вузах, таких как уровень личностной зрелости, направленность совершенствования себя, нравственные идеалы, восприятие событий прошлого, настоящего и будущего России. Полученные данные анализируются в сравнительном ключе. Показано, что общий уровень личностной зрелости выше у студентов религиозных вузов. В ответах об идеале студенты в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах чаще указывают пророков и святых, а молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают родителей (и/или родственников) и политических, государственных деятелей. Более половины опрошенных студентов религиозных вузов представляют себе будущее страны. И только треть молодых людей из светских вузов представляют, что будет происходить с их страной в будущем. Те студенты, которые представляют будущее, по большей части (и в тех и других вузах) представляют его в эсхатологической перспективе. У всех опрошенных студентов преобладает позитивное отношение к своей стране.
гражданское мировосприятие, религиозный вуз, светский вуз, личностная зрелость, идеал, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране
Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 137–154.
Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 151–165.
Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 54–62.
Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
Егоров И. В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / О. И. Ключко, ред. Текстовое электрон. издан. СПб., 2016. С. 759–765.
Егоров И. В., Наумова Д. В. Пространства, события, персоналии России в гражданскоммировосприятии молодежи: психосоциальный аспект // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 114–123.
Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14–15 апреля 2015 г., М.; СПб., 2015. С. 282–285.
Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 62–67.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России и отношение к ее значимым событиям у студентов педагогического университета // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 11–22.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. Пятый выпуск. / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015 г. С. 67–77.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 45–49.
Симанина А. И., Егоров И. В. Личностная зрелость как компонент гражданского мировосприятия личности // Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. С. 17–22.
Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
Тесты для взрослых и детей / Л. Джонсон, М. Дефер, сост. М., 1994.
Шнейдер Л. Б. Направление психологического совершенствования личности как показателя ее мировосприятия // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 4. 2015. С. 5–11.

Рассказова Ирина Николаевна


Симанина Анастасия Ильинична

Миронова Марина Николаевна

Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию

Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 134-149

DOI: 10.15382/sturIV201744.134-149
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.
«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд
Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
Все о стилях и течениях в современном искусстве / И. И. Мосин, сост. Вильнюс, СПб., 2014.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 6.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Собрание сочинений. М., 1994. Т. 3.
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. М., 2011.
Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
Мелик-Пашаев А. А. А. С. Пушкин и психология художественного творчества // Вопросы психологии. № 5. 1999. С. 101–106.
Мелик-Пашаев А. А. О духовном стержне творчества // Духовность — путь спасения. Тверь, 2004. С. 49–50.
Миронова М. Н. Построение лестницы развития/регрессии в христиански-ориентированной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 26–73.
Миронова М. Н. К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
Покровский Н. Живопись катакомб. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. URL: http://textfi ghter.org/teology/History_Church/Article/pereidem_k_izobrajeniyam_bogomateri_izobrajenie_izobrajeniya.php.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997.
Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года // Труды Государственного Эрмитажа. XIV. Л., 1973. С. 167–184.
Сироткина И. Е. Понятие «творческая болезнь» в работах Н. Н. Баженова // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 104.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2013.
Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 2003.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18–33.
Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. Собрание сочинений: В 19 т. М., 1992. Т. 15.

Миронова Марина Николаевна