/

Потанина Лейла Тахировна; Кузнецова Галина Дмитриевна

Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности


Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 24-31.

DOI: 10.15382/sturIV201643.24-31

Аннотация

Статья содержит описание эмпирических исследований по изучению влияния социальногрупповых форм деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы личности у школьников разных возрастных групп. Ценностно-смысловая сфера личности школьника рассматривается авторами с позиции одного из ее существенных компонентов — нравственной сферы. Развитие ценностно-смысловой сферы личности изучается с позиции сформированности у школьника смысловых структур, в том числе и характера взаимодействия его с миром на уровне поведения. В качестве критериев ценностносмысловой сферы личности анализируются способы смыслового отражения школьником мира, включенность школьника в события жизни и широта круга значимых для него объектов, явлений окружающего мира. Подробное описание получили педагогические возможности предложенных методик, технология их проведения. Представлены результаты эмпирических исследований по уровням сформированности нравственной сферы личности школьника, подтвердившие эффективность влияния социально-групповых форм деятельности на развитие нравственных качеств личности в образовательном процессе младшей, средней и старшей школы.

Ключевые слова

ценностно-смысловая сфера личности, нравственная сфера личности, сопричастность к событиям жизни, социально-ролевые формы групповой деятельности, включенность в ситуацию жизни, широта круга значимых объектов

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, сост. М., 2009.
2. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: Автореф. дис. ... д-р психол. наук. М., 2015.
3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2008.
4. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для школьного педагога. Владимир, 1993.

Данные об авторе

Потанина Лейла Тахировна


Кузнецова Галина Дмитриевна