/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (43)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Склярова Татьяна Владимировна; Джероян Мария Сергеевна

Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании

Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9-23

DOI: 10.15382/sturIV201643.9-23
В статье анализируется опыт стандартизации школьного образования Великобритании по включению ценностей в содержание образования. Авторы выделяют четыре этапа с 1988 г. по настоящее время и связывают их с разработкой Единого учебного плана и реформой образования в Великобритании (1987–1988), принятием Закона об образовании и Национальным форумом ценностей (1992–1996), принятием Законов об образовании 2002, 2005 г. (2002–2005) и Закона о продвижении Британских ценностей в образовании 2014 г. (2014 — по наст. вр.). В работе приводятся фактические данные о реализации в школах Великобритании социального, культурного, духовного и нравственного воспитания/развития учащихся; характеризуются условия интеграции в школьное образование элементов религиозного образования и воспитания; приводятся примеры современного переосмысления концепции мультикультурализма, определения роли религии в современной школе и обществе, а также решения вопросов о том, каким образом светское государство должно поддерживать религиозное многообразие и терпимость.
религиозное образование, религиозное воспитание, духовное развитие школьников, содержание образования, ценности в содержании образования
1. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Новые исследования в образовании: Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–83.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-ivospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.
3. Стратегия развития воспитания в России до 2025 года. URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
4. «Троянский конь» исламизма. URL: http://www.svoboda.org/a/25359609.html.
5. Further and Higher Education Act 1992. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1992/13.
6. Handbook for secondary teachers in England www.nc.uk.net Key stages 3 and 4 Revised 2004. URL: http://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/QCA-04-1374.pdf.
7. Promoting and evaluating pupils’ spiritual, moral, social and cultural development. URL: http://www.gloucester.anglican.org/content/pages/documents/1354799219.pdf.
8. SCAA (1996b) The National Forum for Values in Education and the Community: Consultation on Values in Education and the Community. L.: SCAA.
9. School Curriculum and Assessment Authority (1996) Education for Adult Life: The Spiritual and Moral Development of Young People: A Summary Report, SCAA, Discussion papers № 6.
10. School Curriculum and Assessment Authority (1996b) // The National Forum for Values for Values in Education and the Community: Final Report and Recommendations, SCAA/96/43, London: SCAA.

Склярова Татьяна Владимировна


Джероян Мария Сергеевна

Потанина Лейла Тахировна; Кузнецова Галина Дмитриевна

Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности

Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 24-31

DOI: 10.15382/sturIV201643.24-31
Статья содержит описание эмпирических исследований по изучению влияния социальногрупповых форм деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы личности у школьников разных возрастных групп. Ценностно-смысловая сфера личности школьника рассматривается авторами с позиции одного из ее существенных компонентов — нравственной сферы. Развитие ценностно-смысловой сферы личности изучается с позиции сформированности у школьника смысловых структур, в том числе и характера взаимодействия его с миром на уровне поведения. В качестве критериев ценностносмысловой сферы личности анализируются способы смыслового отражения школьником мира, включенность школьника в события жизни и широта круга значимых для него объектов, явлений окружающего мира. Подробное описание получили педагогические возможности предложенных методик, технология их проведения. Представлены результаты эмпирических исследований по уровням сформированности нравственной сферы личности школьника, подтвердившие эффективность влияния социально-групповых форм деятельности на развитие нравственных качеств личности в образовательном процессе младшей, средней и старшей школы.
ценностно-смысловая сфера личности, нравственная сфера личности, сопричастность к событиям жизни, социально-ролевые формы групповой деятельности, включенность в ситуацию жизни, широта круга значимых объектов
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, сост. М., 2009.
2. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: Автореф. дис. ... д-р психол. наук. М., 2015.
3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2008.
4. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для школьного педагога. Владимир, 1993.

Потанина Лейла Тахировна


Кузнецова Галина Дмитриевна

Абрамов Сергей Иванович

Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания

Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32-40

DOI: 10.15382/sturIV201643.32-40
В данной работе на основании светского и религиозного педагогических подходов рассматривается проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовнонравственного воспитания. И делаются следующие выводы: педагогическое взаимодействие зависит от гармонического сочетания трех факторов: деятельности, организации деятельности, педагогических отношений — объективных (внешнее педагогическое воздействие) и субъективных (внутренний настрой) педагога и учащегося. Эти положения наиболее актуальны в сфере духовно-нравственного воспитания, требующего построения определенной системы, базирующейся на синтезе идей религиозной и светской педагогики, что может быть осуществлено на основе трех педагогических принципов: культурно-антропологическом, интерактивности и дополнительности. Религиозное воспитание как компонент духовно-нравственного имеет два уровня: рациональный и сакральный, освоение которых требует свободного выбора воспитанника, осуществляемого на уровне внешней (нравственной) и внутренней (духовной) свободы. Освоение данных уровней воспитанником мыслится как гармоническая связь развития нравственности (внешняя свобода на рациональном уровне развития) со становлением его духовности (внутренняя свобода на сакральном уровне), обусловленная свободным, творческим духовным взаимодействием педагога и воспитанника в детско-взрослом пространстве.
воспитательные отношения, педагогическое взаимодействие, рациональный и сакральный уровни религиозного воспитания, духовнонравственное воспитание, свободный выбор, саморазвитие
1. Материалисты Древней Греции. М., 1956.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин, ред. М., 2000.
3. Писаренко В. И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия ЮФУ: Технические науки. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vospitaniya-vsovremennoy-pedagogike.
4. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
5. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2.
6. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2: Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.; Л., 1948. С. 446.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, статья 2. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/.

Абрамов Сергей Иванович

Федоров Иван Алексеевич, священник

Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема

Федоров И. А. Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 41-53

DOI: 10.15382/sturIV201643.41-53
Целью статьи является анализ послушания детей дошкольного возраста как психологопедагогической проблемы. Методологическая база основывается на изучении трудов христианских мыслителей и психолого-педагогических источников, посвященных как послушанию в целом, так и особенностям послушания дошкольников. Анализ святоотеческой литературы показывает, что добродетель послушания имеет значение в духовнонравственном становлении личности. Некоторые авторы больше внимания уделяют воспитанию послушания монахов, другие — мирян, в том числе и детей. Некоторые Святые отцы считают послушание не только церковной добродетелью, но и педагогической категорией. В статье проводится анализ послушания как православного и светского понятия, характеризуются причины и способы преодоления детского непослушания. Среди них неразумная любовь родителей к детям, отсутствие родительского авторитета, избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость — с другой, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, и другие.
добродетель, послушание, святоотеческое учение, дошкольный возраст, воспитание, дошкольная психология, дошкольная педагогика, детско-родительские отношения
1. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Правило 76 // Творения. Т. II. М., 2009.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2011.
3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986.
4. Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад, 1907. Т. 1, 2.
5. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Париж, 1996.
6. Козлов Н. И. Простое правильное детство: Книга для умных и счастливых родителей. М., 2015.
7. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. М., 1957.
8. Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается. М., 1977.
9. Пэнтли Э. Приучение к дисциплине без слез. Минск, 2007.
10. Симфония по творениям святителя Василия Великого. М., 2008.
11. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985.
12. Софроний (Сахаров), архимандрит. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999.
13. Софроний (Сахаров), архимандрит. Таинство христианской жизни. Эссекс, 2009.
14. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: Советы психолога родителям. М., 1995.
15. Феофан Затворник, свт. Житие и акафист. Рязань, 2001.
16. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века: Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. М., 1992.

Федоров Иван Алексеевич, священник

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Безрогов Виталий Григорьевич

Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция

Безрогов В. Г. Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 54-67

DOI: 10.15382/sturIV201643.54-67
Рассмотрены представления христианского апологета III–IV вв. о вопросах самовоспитания человека, его антропологическом статусе и границах возможной заботы о себе. Показано, как в восполнение сил индивидуума могут быть использованы внешние ему факторы поддержки. На основе анализа ключевых сочинений Лактанция «Божественные установления» вместе с их конспективным сокращением («Извлечения из “Божественных установлений”»), а также «О гневе Божием», «О творении Божием» и «О смерти гонителей» показана убежденность их автора одновременно в возможности достижения праведной заботы человека о самом себе и в то же время невозможности достичь такой заботы, благочестивых результатов самовоспитания и борьбы с самим собой лишь в одиночку, по аналогии с античными философами. Реконструирован и проанализирован тезис Лактанция о том, что только при помощи Бога и других людей возможна христианская забота человека о самом себе.
забота о себе, автодидактика, христианская и дохристианская педагогика, поздняя Римская империя, Лактанций, латинские апологетики, самовоспитание
1. Безрогов В. Г. Учитель-ученик. Интуиция и экзистенция // Человек. 2006. № 3. С. 32–47.
2. Безрогов В. Г. Monasterium clericorum Аврелия Августина // Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения» Великий Новгород, 24–26 мая 2004 года / В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич, отв. ред. Великий Новгород, 2009. С. 70–74.
3. Безрогов В. Г. Концепция заботы о себе adversus nationеs: воцерковление Арнобия Афра // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (43). С. 51–60.
4. Безрогов В. Г. Обращение и преображение как забота о себе: педагогическая парадигма христианской культуры // Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры: Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г. В. Иванченко (1965–2009) / М. А. Козлова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. Ч. 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. С. 99–111.
5. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
6. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / В. В. Петров, пер., С. В. Месяц, ред. М., 2004.
7. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995.
8. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.
9. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
10. Лактанций. Божественные установления. Книги I–VII / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. СПб., 2007.
11. Лактанций. О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. СПб., 2007.
12. Смирнов С. А. Карта личности. URL: http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov28.
13. Солнцева В. Н. Проблема человека в сочинениях христианских апологетов III — начала IV вв. Арнобия и Лактанция: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2013.
14. Тюленев В. М. Малые сочинения Лактанция // Лактанций. О творении Божием. СПб., 2007.
15. Учитель и ученик: становление интерсубъективных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
16. Bolkestein H. Humanitas bei Lactantius: christlich oder orientalisch? // Pisciculi. Studien zur Religion und Kultur des Altertums Franz Joseph Dolger zum sechstigsten Geburtstag dargeboten von Freunden,Verehrenund Schulern / T. Klauser & A. Rucker, hrsgs. Munster, 1939. P. 62–65.
17. Bowen A. & Garnsey P. Introduction // Lactantius. Divine Institutes. Liverpool, 2003.
18. Claude B. De Lactance a Augustin: linguistique et spiritualite du “latin chretien” // M. Baratin, R. Utard, C. Levy, A. Videau, ed. Stylus: la parole dans ses formes. Melanges en l’honneur du professeur Jacqueline Dangel. Paris, 2010. P. 493–509.
19. Colot B. Humanitas et ses synonymes chez Lactance // Les problemes de la synonomie en Latin / Moussy C., ed. Paris, 1992. P. 101–121.
20. Colot B. Pietas, argument et expression d’un nouveau lien socio-religieux dans le christianisme romain de Lactance // M. F. Wiles & E. J. Yarnold, eds. Studia Patristica: Papers presented at the 13th Int.Conf.on Patristic Studies in Oxford 1999. Vol. 34. Leuven, 2001. P. 23–32.
21. Sorpus scriptorium ecclesiasticorum latinorum. Vol. XIX, XXVI, fasc. I et II. Rec. S. Brandt et G. Laubmann. Vindobonae, 1890, 1893, 1897.
22. De Palma Digeser E. The making of a Christian empire: Lactantius and Rome. Ithaca, 2000.
23. Lactantius. Divinarum institutionum libri septem. Fasc. 1–4 / E. Heck et A. Wlosok, eds. Berlin, 2007–2011.
24. Salzman M. The Making of Christian Aristocracy. Social and Religious Change in the Western Roman Empire. Camberdge, 2004.
25. Sancti Vincentii Lirinensis Commonitorium. Editio nova. Ingolstadt, 1823.
26. The Commonitorium of Vincentius of Lerins / R. S. Moxon, ed. Cambridge, 1915.
27. Thomas L. Die Sapientia als Schlusselbegriff zu den Divinae institutiones des Laktanz, mit besonderer Berucksichtigung seiner Ethik. Freiburg (Swiss.), 1959.

Безрогов Виталий Григорьевич

Полякова Мария Александровна

На пути к религиозному обучению населения в эпоху реформации: история создания Краткого катехизиса Мартина Лютера

Полякова М. А. На пути к религиозному обучению населения в эпоху реформации: история создания Краткого катехизиса Мартина Лютера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 68-80

DOI: 10.15382/sturIV201643.68-80
В статье идет речь о зарождении и истории написания Краткого катехизиса родоначальником реформации Мартином Лютером. Автор отмечает ряд значимых событий, повлиявших на ход Реформации и на развитие религиозных и педагогических взглядов Лютера. В их ряду такие, как изобретение книгопечатания и его роль в реформационных событиях, взаимодействие реформатора с представителями иных религиозных учений (общиной «чешских братьев»), низкая образованность населения в вопросах веры, выявленная визитацией 1527 г. Кроме того, упоминаются некоторые отдельные издания катехизисов Лютера и работ, близких им по жанру, выделяются их особенности. Краткий катехизис рассматривается с позиций особого дидактического пособия по основам христианской веры. Автор делает вывод, что Краткий катехизис содержит в себе существенные признаки учебного пособия, а в сочетании с Большим катехизисом, написанным для учителей и пасторов с наглядными таблицами и перечнем основных молитв, составляет учебно-методический комплекс, направленный не только на освоение основ веры, но и на приобщение верующих к жизни в христианской общине, что полностью отвечало задачам и программе Реформации.
катехизис, катехизация, диалог, проповедь, Декалог, Символ веры, молитва, Скрижаль об обязанностях
1. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
2. Колб Р. Небольшая, но замечательная книга. URL: ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_relig.
3. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007.
4. Лютер М. Большой катехизис: Книга Согласия / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
5. Лютер М. Краткий катехизис / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
6. Лютер М. О поклонении Причастию // Труды Лютера / В. Володин, пер. с нем. URL: http//www.lhf.ru.
7. Полякова М. А. Педагогическая программа Мартина Лютера: истоки, содержание, начало реализации. Саарбрюккен, 2014. П. 1.3; 2.2.
8. Полякова М. А. Гуманистические и реформационные черты педагогического идеала Челио Секондо Курионе // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 149–161.
9. Филичева Н. И. Немецкий литературный язык. М., 1992.
10. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-логос / В. В. Винокуров, А. Ф. Филиппов, пер. с англ., нем., франц.; сост., общ. ред. и предисл. М., 1991. С. 315–345.
11. Чиколини Л. С. Гуманистические и реформационные идеи Челио Секондо Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. С. 112–127.
12. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов. Т. 2.: Основы христианства и его воспитания. М., 1880.
13. Digitale Bibliothek — Munchener Digitalisierungszentrum. URL: http://www.digitalesammlungen.de.
14. Enchiridion. Der kleine Catechismus fur die gemeine pfarherr vnd Prediger. URL: http://www.digitale-sammlungen.de.
15. Martin Lutero, Il Piccolo Catechismo / A cura di Fulvio Ferrario. Torino, 2004.
16. Martin Luther. Tischreden. Stuttgart, 2005.

Полякова Мария Александровна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Никулина Елена Николаевна

Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника

Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 81-87

DOI: 10.15382/sturIV201643.81-87
Статья посвящена одному из возможных источников возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника — «Философии духа» Г. Гегеля (третьей части его «Энциклопедии философских наук»). Показано, что, несмотря на неприятие воззрений Гегеля в целом, святитель Феофан мог заимствовать у него целый ряд наблюдений о дошкольном возрасте и юности, а также идею сознательного обета быть христианином — ключевого пункта разработанной святителем Феофаном концепции христианского воспитания. Обнаруженные параллели свидетельствуют о принципах отбора святителем Феофаном материала источников — заимствованием полезного вне зависимости от мировоззренческих разногласий.
антропология Гегеля, возрастная педагогика святителя Феофана Затворника, дошкольный возраст, юность, обет
1. Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря (АРСПМ). Оп. 24. Д. 40. Док. 4291.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / Пер. К. Александрова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 1. Логика / Пер. В. П. Чижова. М., 1861.
4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 2. Философия природы / Пер. В. П. Чижова. М., 1868.
5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 3. Философия духа / Пер. В. П. Чижова. М., 1864.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа / Пер. Б. А. Фохта // Он же. Сочинения. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.
7. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т./ Отв. ред. Е. П. Ситковский. Т. 3. М.: Мысль, 1977.
8. Евтихиева Л. Ю. Культурная идентификация русского общества в эпоху святителя Феофана Затворника Вышенского (этнокультурные аспекты): Доклад на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Тамбов, 19 июня 2015. URL: http://theophanica.ru/190615/Evtihieva.php.
9. Никулина Е. Н. Наставники Георгия Говорова: влияние Киевской философской школы на формирование антрополого-педагогических воззрений свт. Феофана Затворника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 3. С. 178‒191.
10. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. [Б.м.]: Синтагма, [Б.г.]. Публикуется по: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.
11. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологи» // Собрание сочинений: В 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948−1952. Т. 10. С. 51‒622.
12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
13. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. 1858–1860 // Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. М., 2011. Т. 6. URL: http://theophanica.ru/books/?book=tom6#.
14. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Вып. 2. Изд. 2-е. СПб., 1862.
15. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2000.
16. Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича // Феофан Затворник Вышенский, свт. Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. Т. 2: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. М., 2012. С. 106–124. URL: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (20.06.2015). Публикуется по: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 115–136.
17. Феофан Затворник, свт. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. (М.). В 8 вып. М.: Правило веры, 2000. Т. 1: Вып. I–IV; T. 2: Вып. V–VIII.
18. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 2007.
19. Hegel G. W. F. Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845.

Никулина Елена Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Колпакова Марианна Юрьевна

Основные современные подходы в психологии морального развития

Колпакова М. Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 91-102

DOI: 10.15382/sturIV201643.91-102
Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просоциального развития, личностные подходы. Выделена основная проблема в области моральной психологии — проблема мотивации морального поведения — и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегративные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. На основании анализа метатеоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.
моральное развитие, моральное понимание, моральная идентичность, личность, диалог
1. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатиии детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107–114.
2. Колпакова М. Ю. Диалог в психологической работе с ребенком // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 111–119.
3. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53–65.
4. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. Т. 20. № 6. С. 81–88.
5. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011.
6. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М. И. Воловикова, отв. ред. М., 2011.
7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
8. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливана // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 161–167.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
11. Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143–164.
12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
13. Aronfreed J. The origins of self-criticism // Psychological Review. 1964. Vol. 71. P. 193–218.
14. Bandura A., McDonald F. Infl uence of social reinforcement and the behavior of models in shaping children’s moral judgements // Journal of Abnornal and Social Psychology. 1963. Vol. 67. P. 274–281.
15. Batson C. D., Coke J. S. Empathy: A source of altruistic motivation for helping? // Altruism and helping behavior / J. P. Rushton, R. M. Sorrentino, eds. Hillsdale, NJ, 1981. P. 167–187.
16. Blasi A. Moral Functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity / D. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, 2004. P. 335–348.
17. Blasi A. Moral Understanding and the Moral Personality: the Process of Moral Integration // Moral development / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 229–255.
18. Brown M., Tappan M., College C., Gilligan C. Listening to a Diff erent Voices // Moral development: an introduction / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 311–336.
19. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986.
20. Eisenberg N., Fabes R. Prosocial development // Handbook of child psychology / W. Damon, ed. Vol. 3. N. Y., 1998. P. 701–778.
21. Eisenberg N., Guthrie I. K., Cumberland A., Murphy B. C., Shepard S., Zhou Q., Carlo G. Prosocial development in early adulthood // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 82. P. 993–1006.
22. Eisenberg N., Spinrad T., Sadovsky A. Empathy-Related Responding in Children // Handbook of moral development / M. Killen, J. Smetana, eds. Mahwah, 2006. P. 517–550.
23. Feshbach N. D. The relationship of child-rearing factors to children’s aggression, empathy, and related positive and negative behaviors // Determinants and origins of aggressive behavior / J. DeWit, W. Hartup, eds. Mouton, 1975. P. 426–436.
24. Gilligan C., Wiggins G. The origins of morality in early childhood relationship // The emergence of morality in young children / J. Kagan, S. Lambs, eds. Chicago, 1990. P. 277–305.
25. Hoff man M. L. Conscience, personality, and socialization technigues // Human Development. 1970. Vol. 13. №. 2. P. 90–126.
26. Hoff man M. L. Developmental synthesis of aff ect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11(5). P. 607–622.
27. Hoff man M. L. Empathy and moral development: implications for caring and justice. Cambridge, 2000.
28. Maccoby E. E., Jaskin C. H. The psychology of sex diff erences. Stanford, California, 1974.
29. Miller P., Eisenberg N. The relation of empathy to aggression and externalizing/antisocial behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324–344.
30. Moral Development and Behavior / T. Lickona, ed. N. Y. , 1976.
31. Moral Development: self and identity / Lapsley D., Narvaez D., eds. Mahwah, N. J., 2004.
32. Morality, Moral Behavior and Moral Development / Kurtines W., Gewirtz J., eds. N. Y., 1984.
33. Mussen P., Eisenberg N. Roots of caring, sharing and helping. San Francisco, 1977.
34. Staub E. Positive social behavior and morality: Socialization and development. N. Y., 1979.

Колпакова Марианна Юрьевна

Козлова Мария Андреевна; Симонова Ольга Александровна

Моральные эмоции в ряду механизмов социального сплочения

Симонова О. А. Моральные эмоции в ряду механизмов социального сплочения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 103-119

DOI: 10.15382/sturIV201643.103-119
В статье эмоции рассматриваются в контексте междисциплинарных исследований морали. Особое внимание уделяется негативным моральным эмоциям и их значению для изучения социальной сплоченности. В фокусе теоретического анализа — социальная функция эмоций — сплочение группы через актуализацию идентичности. На основе двух кейсов рассмотрена роль негативных моральных эмоций в формировании новых идентичностей и интеграции группы. Источником негативных эмоций выступает оценка ситуации как несправедливой. В первом случае в качестве субъекта несправедливости видятся «свои» — страна, которая несправедлива по отношению к тем, кто ее кормит (к более узкой группе «своих»); во втором случае — субъектом и объектом несправедливости видятся аутгруппы, из которых одна — «жертва» — имеет связи с ингруппой. В таком случае аутгруппа-«агрессор» наделяется чертами «исконного врага», ключевой становится эмоция негодования — «морального гнева», которая формирует основу сплочения сообщества. Поддержка объекта несправедливого отношения становится инструментом поддержания позитивного образа ингруппы. Угроза репутации ингруппы порождает «имиджевый стыд» и становится источником агрессии по отношению к любому наблюдателю как к потенциальному свидетелю «потери лица».
социальная сплоченность, моральные эмоции, социальная идентичность, стыд, гнев, справедливость/несправедливость
1. Антонова Л. Е. Группа слов с семантикой стыда в современном русском языке // XXVI Международная филологическая конференция. Вып. 19. СПб., 2007. С. 177–180.
2. Апресян Ю. Д. Стыдиться, стесняться, смущаться, конфузиться // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.; Вена, 2004. С. 1122–1128.
3. Гофман А. Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник-2012: Сб. научных трудов / Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко, ред. М., 2013. С. 97–167.
4. Ефремова М. В., Григорян Л. К. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3 (4). С. 71–88.
5. Меньшикова С. И. Концепт психического состояния «стыд» и вербальные средства его выражения // Вестник ТвГУ. Серия Филология. Вып. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2007. № 3. С. 59–66.
6. Симонова О. А. Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе // Социологический ежегодник-2013–2014: Сб. научных трудов / Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко, ред. М., 2014. С. 148–187.
7. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.
8. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
9. Шёк Г. Зависть: теория социального поведения. М., 2010.
10. Barbalet J. M. Emotion, social theory and social structure: A macrosociological approach. Cambridge, 1999.
11. Bargh J. A, Ferguson M. J. Beyond behaviorism: on the automaticity of higher mental processes // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. P. 925–945.
12. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N. Y., 1976.
13. Blasi A. Moral Cognition and Moral Action: A Theoretical Perspective // Developmental Review. 1983. № 3. Р. 178–210.
14. Blasi A. Moral functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity: Essays in honor of Augusto Blasi / D. K. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, NJ, 2004. P. 189–212.
15. Castano E., Giner-Sorolla R. Not quite human: Infrahumanization in response to collective responsibility for intergroup killing // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 90(5). P. 805.
16. Chase E., Walker R. The co-construction of shame in the context of poverty: Beyond a threat to the social bond // Sociology. 2013. Vol. 47(4). P. 739–754.
17. De Hooge I. E., Zeelenberg M., Breugelmans S. M. Restore and protect motivations following shame // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 111–127.
18. De Hooge I., Breugelmans S., Zeelenberg M. Not so ugly after all [Electronic resource]: When shame acts as a commitment device // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95, № 4. P. 933–943. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/95/4/933/.
19. De Hooge I., Zeelenberg M., Breugelmans S. Restore and protect motivations following shame [Electronic resource] // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 111–127. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02699930802584466#.VQBOZI4W71s.
20. Doosje B., Branscombe N. R., Spears R., Manstead A. S. R. Consequences of national ingroup identifi cation for responses to immoral historical events // Collective guilt: International perspectives / N. R. Branscombe, B. Doosje, eds. N. Y., 2004. Р. 95–111.
21. Efendiev A. G., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Changes in the Rural Life in Belgorod Region in 2000–2013: Consequences of Economic Transformations // Journal of Rural Development. 2015. Vol. 34 (4). P. 509–527.
22. Etzioni A. On social and moral revival // Journal of Political Philosophy. 2001. Vol. 9 (3). P. 356–371.
23. Gausel N., Leach C. W. Concern for self-image and social image in the management of moral failure: Rethinking shame // European Journal of Social Psychology. 2011. Vol. 41. P. 468–478.
24. Goff man E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. N. Y., 1967.
25. Haidt J. The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgment // Psychological Review. 2001. Vol. 108. P. 814–834.
26. Handbook of the Sociology of Emotions / J. E. Stets, J. H. Turner, eds. N. Y., 2006.
27. Iyer A., Schmader T., Lickel B. Why individuals protest the perceived transgressions of their country: The role of anger, shame, and guilt // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. Vol. 33. P. 572–587.
28. Johns M., Schmader T., Lickel B. Ashamed to be an American? The role of identifi cation in predicting vicarious shame for Anti-Arab prejudice after 9-11 // Self and Identity. 2005. Vol. 4(4). P. 331–348.
29. Lockwood D. Civic integration and social cohesion // Capitalism and social cohesion: Essays on exclusion and integration / I. Gough, G. Olofsson, еds. Basingstoke, 1999. P. 63–84.
30. Quintanilla L., Jensen de Lopez K. The niche of envy: Conceptualization, coping strategies, and the ontogenesis of envy in cultural psychology // Culture & Psychology. 2013. Vol. 19 (1). P. 76–94.
31. Rees J. H., Allpress J. A., Brown R. Group-based emotions for ingroup wrongdoing aff ect attitudes toward unrelated minorities // Political Psychology. 2013. Vol. 34. P. 387–407.
32. Retzinger S.M. Identifying anger and shame in discourse // American behavioral scientist. 1995. Vol. 38(8). P. 1104–1113.
33. Sayer A. Class, moral worth and recognition // Sociology. 2005. Vol. 39 (5). P. 947–963.
34. Scheff T. Bloody revenge — Emotions, nationalism and war. Lincoln, NE, 2000.
35. Scheff T. Social-emotional world: Mapping a continent // Current Sociology. 2011. Vol. 59 (3). P. 347–361.
36. Scheff T. J., Retzinger S. M. Violence and emotions: Shame and rage in destructive confl icts. Lexington, 1991.
37. Schmader T., Lickel B. The approach and avoidance function of guilt and shame emotions: Comparing reactions to self-caused and other-caused wrongdoing // Motivation and Emotion. 2006. Vol. 30. P. 43–56.
38. Shepherd L., Spears R., Manstead A. S. R. ‘This will bring shame on our nation’: The role of anticipated group-based emotions on collective action // Journal of Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 49. P. 42–57.
39. Stuewig J., Tangney J., Heigel C., Harty L., McCloskey L. Shaming, blaming and maiming. Functional Links among the moral emotions, externalization of blame and aggression // Journal of Research in Personality. 2010. Vol. 44. № 1. P. 91–102.
40. Tangney J. Situational determinants of shame and guilt in young adulthood // Personality and Social Psychology Bulletin. 1992. Vol. 18. P. 199–206.
41. Turner J. H. Face-to-face: Towards a sociological theory of interpersonal behavior. Stanford, CA, 2002.
42. Turner J. H., Stets J. E. Moral Emotions // Handbook of the Sociology of Emotions / J. E. Stets, J. H. Turner, eds. N. Y., 2006. P. 544–566.
43. Turner J. H., Stets J. E. The sociology of emotions. Cambridge, 2005;
44. Zajonc R. B. Feeling and thinking: Preferences need no inferences // American Psychologist. 1980. Vol. 35. P. 151–175.

Козлова Мария Андреевна


Симонова Ольга Александровна

Дорофеева Нина Владимировна; Егоров Илья Владимирович

Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития

Егоров И. В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 120-131

DOI: 10.15382/sturIV201643.120-131
В статье обсуждается проблема морально-нравственного развития личности ребенка и склонности ко лжи в психолого-педагогической науке. В эмпирическом исследовании были выявлены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» и, в свою очередь, два промежуточных варианта, проявляющихся в ситуации мотивационного конфликта, когда с одной стороны у ребенка присутствует желание выиграть, а с другой — правдивая оценка своей успешности в решении заданий. Изучение особенностей самооценки дошкольников показало, что дети с наименьшей степенью склонности ко лжи адекватнее, они более точно дают себе оценку. У детей с ярко выраженной склонностью ко лжи, напротив, наблюдается завышенная, недифференцированная самооценка. По качеству взаимоотношений дошкольники, склонные ко лжи, занимают весьма благополучное положение среди сверстников, дети же, отличающиеся правдивым поведением, испытывают трудности в общении со сверстниками. В заключение авторы статьи приводят анализ данных и результатов, полученных ранее и в настоящее время, который позволяет сравнить динамику проявления лживого поведения и его взаимосвязи с межличностными отношениями.
морально-нравственное развитие ребенка, склонность к лживому поведению, ситуация мотивационного конфликта, дифференцированная/недифференцированная самооценка, межличностные отношения детей
1. Авхач Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Cб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 18–29.
2. Асланбекова Э. Н. Особенности невербального поведения при сообщении ложной информации // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13. № 4–1. С. 42–46.
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
4. Бурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения с взрослыми и сверстниками // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 47–56.
5. Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника // Вестник социально-педагогического института. 2013. № 1. С. 220–227.
6. Голубева С. А. Роль нравственного воспитания в становлении личности дошкольника // Обучение и воспитание: Методики и практика. 2013. № 6. С. 81–83.
7. Диагностика и коррекция психического развития / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, ред. Минск, 1997.
8. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40–48.
9. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
10. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9–16.
11. Знаков. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38–50.
12. Малявкина А. М. Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману: Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2003.
13. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.
14. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В Столин, ред. М., 1997.
15. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 106–108.
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
17. Платонова М. В. Психологический анализ феномена лжи на примере детей старшего дошкольного возраста: Дипломная работа. М., 2000.
18. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
19. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
20. Субботский Е. В. Психология отношения партнерства у дошкольников. М., 1976.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 2011.
22. Черная Е. В., Арсеньева Ю. Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2015. № 3. С. 15–21.
23. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993.
24. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1994.
25. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana. 1963. № 6. P. 11–35.
26. Monin V. Holier than me? Threatening social comparison in the moral domain // International Review of Social Psychology. 2008. № 20. P. 53–68.
27. Wilhelm M. Helping Behavior, Dispositional Empathic Concern, and the Principle of Care // Social Psychology Quarterly. 2010. № 1. P. 11–32.

Дорофеева Нина Владимировна


Егоров Илья Владимирович

Гримовская Людмила Михайловна

Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6–8 лет

Гримовская Л. М. Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6–8 лет // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 132-141

DOI: 10.15382/sturIV201643.132-141
В статье анализируются факторы, обусловливающие значимость формирования межкультурной компетентности личности в системе поликультурного образования: процессы глобализации в современном мире, возросшие масштабы миграции населения, кризис мультикультурализма, межэтнические и политические конфликты, происходящие в разных странах. Акцентируется внимание на отражении тематики поликультурализма и полиэтничности в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования. Раскрывается сущность межкультурной компетентности, характеризуются педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования основ межкультурной компетентности у детей в дошкольных образовательных организациях. На примере толерантности, как одной из составляющих межкультурной компетентности, дается описание содержания, форм и методов работы с дошкольниками. Исследование показало, что работу с детьми целесообразно проводить по таким основным блокам, как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий. Формирование основ межкультурной компетентности является фундаментом для осознанного выбора ребенком системы ценностей с учетом сложившихся в обществе социокультурных традиций, норм и правил поведения на основе диалога культур.
поликультурное образование, компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, аффективный, когнитивный и стратегический компоненты межкультурной компетенции, толерантность, дошкольное образование
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2004.
2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. М., 2007.
3. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: Автореф. дис. … д-р культурол. М., 2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.fi ro.ru/?page_id=11003.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф.

Гримовская Людмила Михайловна