/

Серова Ирина Николаевна

Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации


Серова И. Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 106-117.

DOI: 10.15382/sturIV201641.106-117

Аннотация

В статье рассматриваются современные условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Описываются разные формы пребывания детей в детских садах. Это могут быть группы кратковременного пребывания детей (3–4 часа) и группы адаптационного вида (до 1 часа). В связи с принятием нового закона об образовании в дошкольных учреждениях предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание детей как нормально развивающихся, так и детей с различными нарушениями психического развития. В связи с этим каждому специалисту, работающему с детьми, необходимо знать закономерности прохождения ребенком адаптационного периода, учитывать его возможные сложности и выявлять выходящие за рамки нормальных адаптивных реакций особенности поведения малыша, требующие создания специальных условий сопровождения ребенка в группе и дома. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.

Ключевые слова

ранний возраст, адаптация, дезадаптация, группы кратковременного пребывания, кризисы развития, адаптивные возможности ребенка, адаптивное поведение, группы адаптации, психолого-педагогические рекомендации, дети с нарушениями в развитии, комплексный подхо

Список литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
2. Баенская Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития // Альманах ИКП РАО. 2014. № 19 (URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannegoemocionalnogo-razvitij a-v).
3. Баркан А. И. Его Величество Ребенок. М., 1996.
4. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 1983.
5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М., 2004.
6. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.
7. Морозова Е. И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специализированным яслям // Дефектология. 2001. № 2. С. 13–20.
8. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6. С. 68–74.
9. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2013. № 2. С. 43–50.
10. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова, ред. М., 1980.
11. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 29–35.

Данные об авторе

Серова Ирина Николаевна