/

Сапрыкина Анна Алексеевна

Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея, святого Иоанна Артоболевского, отца академика И. И. Артоболевского)


Сапрыкина А. А. Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея, святого Иоанна Артоболевского, отца академика И. И. Артоболевского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 76-94.

DOI: 10.15382/sturIV201641.76-94

Аннотация

В статье рассматривается феномен образовательного пространства семьи на примере воспитания и обучения детей в доме профессора, священника И. А. Артоболевского. Исследование построено на изучении проповедей на педагогическую тему отца этого семейства и автобиографии одного из сыновей — выдающегося ученого, академика, лауреата Золотой медали Дж. Уатта И. И. Артоболевского. В работе изучается «образовательное пространство» семьи, в котором задействована полнота духовных, интеллектуальных и культурных возможностей родителей. Рассмотрены отношения между всеми членами семьи и их влияние на образовательный потенциал дома. Показана роль круга общения родителей и домашней библиотеки в деле формирования образовательных потребностей ребенка. Родители Артоболевские были и воспитателями, и первыми учителями своих детей. В статье рассмотрены формы участия отца семейства в обучении сына-гимназиста. Основной ролью отца в этой семье оказывается роль руководителя и организатора единого, целостного образовательного процесса, выстраивание своего дома как образовательного пространства. В таком «пространстве» система ценностей, культура и образование передаются от старшего поколения младшему с помощью организации жизни семьи.

Ключевые слова

образовательное пространство, интеллектуальная среда, воспитание, образование, обучение, родители, семья, дом, межличностные отношения, круг общения, руководство педагогическим процессом, становление ученого.

Список литературы

1. Андреев А. Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 4. С. 24.
2. Артоболевский И. А., прот. Воспитание как подвиг. М., 1910 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
3. Артоболевский И. А., прот. Школа, семья и общество. М., 1909 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
4. Артоболевский И. А., прот. Печаль школы. Слово, сказанное... 21 августа 1907 г. Б.м, б.г. // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
5. Артоболевский И. И. Жизнь и наука: воспоминания. М., 2005.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). С. 132.
7. Боголюбов А. Н. Н. Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996.
8. Боголюбов А. Н. Иван Иванович Артоболевский. М., 1982.
9. Голубцов С. Профессора МДА в сетях ЧК и ГУЛАГа. М., 1999.
10. Каптеров П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004.
11. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29–31.
12. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009.
13. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.
14. Сапрыкина А. А. Понятие «дома» в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48–55.
15. Newman J .H. The Idea of a University, New Haven & London, 1996.

Данные об авторе

Сапрыкина Анна Алексеевна