/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (41)

ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лифинцев Дмитрий Валентинович; Анцута Анна Николаевна

Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов

Анцута А. Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 7-14

DOI: 10.15382/sturIV201641.7-14
В статье выделено два подхода к пониманию социальной поддержки, которые основаны на ее понимании как политико-правового и социально-психологического феномена. Показано, что в рамках политико-правового подхода социальная поддержка как понятие не имеет четких границ, а ее содержание в законодательных документах не отделено от других понятий, регулирующих социальную политику («социальная помощь», «социальная защита», «социальное обеспечение»). В социально-правовой интерпретации субъектом социальной поддержки является государство, а реципиентом — население, понимаемое как недифференцированный объект для государственного управления. С точки зрения социально-психологического подхода поддержка рассматривается как коммуникативный феномен, основным содержанием которого является обмен между людьми необходимой им для решения жизненных проблем информацией, эмоциями, различными формами заботы и практической помощи. Социальная поддержка как психологический феномен рассматривает индивидуальное благополучие как следствие устойчивых отношений со своим ближайшим социальным окружением. Утверждается, что психологический взгляд на поддержку легче интегрировать в повседневные практики помощи в социальной работе, поскольку он ближе к естественным формам организации жизни в семье, малых группах и сообществах.
межличностная коммуникация, политико-правовой подход, социальная поддержка, социально-психологический подход.
1. Бутаев Г. Р. Концептуальные основы реформирования конституционно-правового института социального государства на современном этапе // Современное право. 2011. № 1. С. 19–23.
2. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 46–59.
3. Карданова И. В. К вопросу об определении понятия «социальная поддержка» (конституционно-правовой аспект) // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 4. С. 40–42.
4. Кирилловых А. А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 72–83.
5. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Ю. А. Дмитриев, ред. М., 2009.
6. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.
7. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105–117.
8. Охохонин Е. М. Генезис идей социального государства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 6–10.
9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.
10. Carstensen L. L. 1991 “Socioemotional and selectivity theory: Social activity in life-span context”, in Annual Review of Gerontology and Geriatrics, 1991, vol. 11, pp. 195–217.
11. Cohen S. E., Wills T. A. 1985 “Stress, Social Support, and the Buffering Hypothesis”, in Psychological Bulletin, 1985, vol. 98/2, pp. 310–357.

Лифинцев Дмитрий Валентинович


Анцута Анна Николаевна

Шакурова Марина Викторовна

Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития

Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15-26

DOI: 10.15382/sturIV201641.15-26
В статье поднимается проблема учета в современных условиях социокультурной ситуации развития ребенка, в частности в процессе формирования идентичности личности. Сущность и возрастные особенности развития идентичности рассматриваются в контексте эпигенетической концепции Э. Эриксона и концепции социально-педагогической обусловленности становления и развития социокультурной идентичности школьников М. В. Шакуровой. Акцентируется наличие «детского» и «взрослого» этапов в развитии идентичности личности, переход между которыми знаменуется кризисом идентичности. Выделены и описаны актуальные характеристики современной социокультурной ситуации развития ребенка, детерминирующие формирование его идентичности: изменение семьи и семейного воспитания; сворачивание круга людей, групп, общностей, играющих роль «зеркала» для ребенка; тиражируемый гедонизм жизненного осуществления; сущностные изменения представителей педагогического корпуса как агентов социализации и субъектов воспитания и формирования идентичности личности, потеря значимости школы для современного ребенка и его родителей. Анализ социокультурной ситуации развития современного ребенка позволил определить ряд условий, необходимых для успешного формирования различных видов его идентичности.
социокультурная ситуация развития, идентичность, значимые «Другие», педагог как субъект формирования идентичности личности.
1. Боголюбова С. Н. Повседневность: пространство социальной идентичности. Автореф. дис. … д-ра философ. наук. Ростов-на/Д., 2011.
2. Григорьева А. И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998.
3. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. М.; Тверь, 2004.
4. Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа / Т. А. Хагуров, науч. ред. М., 2013.
5. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций (социокультурный анализ). Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Ростов-на/Д., 2006.
6. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников. Воронеж, 2007.
7. Шипунова Т. Общество потребления и новый тип человека homo possible // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. (URL: http://www.existradi.ru/index.php?option=com_ content&viewarticle&id=1057:2014-03-15-10-29-23&catid=98:-23-2013&Itemid=59).
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Шакурова Марина Викторовна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Левинсон Кирилл Алексеевич

Кому предназначались ранние немецкие пособия для обучения чтению

Левинсон К. А. Кому предназначались ранние немецкие пособия для обучения чтению // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 27-41

DOI: 10.15382/sturIV201641.27-41
В статье рассматриваются ранние (XVI–XVII вв.) печатные немецкие буквари и пособия для обучения чтению. Цель исследования — выяснить, для кого они предназначались. Авторы этих учебных пособий — в большинстве своем протестантские учителя, как школьные, так и частные, — в заглавиях, предисловиях и основном тексте оставили эксплицитные и имплицитные указания на то, кого они представляли себе в качестве пользователей учебника. В этот круг могли включаться их коллеги — школьные и домашние учителя, их ученики (причем в раннее Новое время обучались грамоте как дети, так зачастую и взрослые), а также люди, желавшие самостоятельно научиться читать. Зная биографии некоторых авторов и отношение Мартина Лютера и других реформаторов Церкви к делу обучения грамоте, мы можем заключить, что наиболее вероятными пользователями букварей были именно лютеране. На основании языковых признаков можно предположить, что целевую аудиторию составляли те, кто владел верхненемецкими диалектами.
история Германии, буквари, учебники, Реформация, чтение, протестантская педагогика, школа, образование.
1. Левинсон К. Образы мира и системы ценностей в постреформационных немецких букварях // Проблемы современного образования. 2014. № 4. С. 33–40.
2. Böhme A. 1871 “Beiträge zur Entwickelung der Methode des Leseunterrichts”, in Preußisches Schulblatt, Berlin, 1871, vol. 2, pp. 133–135, 136–139.
3. Grömminger A. Der Bildungsinhalt der deutschen Fibeln der Gegenwart aufgezeigt an der Darstellung des kindlichen Lebensraumes, Heidelberg, 1968.
4. Kehr K. Geschichte der Methodik des deutschen Volksschulunterrichts, Gotha, 1882.
5. Kehrein J. Überblick der Geschichte der Erziehung und des Unterrichts, insbesondere auch der wichtigsten Lesemethoden, Paderborn, 1873.
6. Kellner L. Skizzen und Bilder aus der Erziehungsgeschichte, Essen, 1862, vol. 2.
7. Schäfer R. 1968 “Die gesellschaftliche Bedingtheit des Fibelinhalts. Ein Beitrag zur Geschichte des Erstlesebuches. Teil 1–5”, in Jahrbuch für Erziehungs- und Schulgeschichte, 1968, vol. 8, pp. 5–71.
8. Schmack E. Der Gestaltwandel der Fibel in vier Jahrhunderten, Ratingen, 1960.
9. Schulz O. 1848 “Valentin Ickelsamer, der Erfinder der rechten Lesemethode”, in Schulblatt für die Provinz Brandenburg, 1848, vol. 13.
10. Seelmann W. “Niederdeutsche Fibeln des 17. und 16. Jahrhunderts”, in Niederdeutsches Jahrbuch, vol. 18, pp. 124–129.

Левинсон Кирилл Алексеевич

Сквайрс Екатерина Ричардовна

Раннесредневековая соборная школа Германии на примере Гальберштадта: идеи, задачи, ресурсы

Сквайрс Е. Р. Раннесредневековая соборная школа Германии на примере Гальберштадта: идеи, задачи, ресурсы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 42-62

DOI: 10.15382/sturIV201641.42-62
Переход от монастырской школы к соборной был шагом, приблизившим образование к светскому населению городов Германии эпохи Каролингов. Благодаря своей важной роли в качестве центра миссионерской деятельности Гальберштадтская епархия обладала богатыми коллекциями рукописных кодексов и документов и располагала широкими связями с выдающимися представителями христианской науки и педагогики. Влияние Рабана Мавра, Беды Достопочтенного, Алкуина из Йорка и др. — как через личные преемственные связи, так и через посредническую деятельность поколений учеников, происходивших из аббатства Верден, из Фульды, — прослеживается при сопоставлении исторических фактов, но особенно при анализе качественного состава и тенденций в собирании книжных фондов, принадлежавших церквям и монастырям Гальберштадта. Их удается реконструировать на основе сохранившихся рукописных материалов, находящихся в настоящее время в библиотеках и архивах как в Германии, так и в России, в том числе в Москве. В статье они привлекаются в качестве свидетельств о характере учебных материалов и методов, использовавшихся для обучения мальчиков в Гальберштадте IX–XI вв. Обнаружены некоторые особенности в выборе учебного материала по филологии и теологии, а также выявлена особая роль музыки. Успешность этой деятельности по распространению образования в монастырской среде и городском сообществе находит подтверждение в том, что из Гальберштадта впоследствии вышли выдающиеся церковные деятели и ученые в различных областях науки.
средневековая Германия, немецкие и латинские рукописи, грамматические трактаты, средневековая риторика, музыка, монастырские и соборные школы.
1. Антонец Е. В. Фрагменты латинских литературных текстов в «Коллекции документов Густава Шмидта» (Научная библиотека МГУ) // Colloquia classica et indo-germanica / Н. Н. Казанский, отв. ред. (Acta linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН. Т. IV. Ч. 1) СПб., 2008. С. 364–414.
2. Ненарокова М. Р. О Гальберштадтском Лекционарии («Коллекция документов Густава Шмидта», оп. 1, № 20) // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 298–301.
3. Ненарокова М. Р. О гомилиарии из «Коллекции документов Густава Шмидта» (Ф. 40, оп. 1, № 17) // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 302–311.
4. Ненарокова М. Р. Риторические трактаты Достопочтенного Беды в «Коллекции документов Густава Шмидта» // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 192–199.
5. Сквайрc Е. Р. «Коллекция документов Густава Шмидта» в собрании Московского университета // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 11–26.
6. Сквайрс Е. Р. «Есть у Невесты зверь на узде»: фауна мистических видений Мехтильды Магдебургской // Атлантика: Записки по исторической поэтике. Вып. X: Животные в языке и культуре кельтов и германцев / Н. А. Ганина, Т. А. Михайлова, О. А. Смирницкая, Ф. Б. Успенский, ред. М., 2012. С. 100–130.
7. Сквайрс Е. Р. О пользе латинской грамматики, или Что общего у директора с гимназистом? // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 442–448.
8. Сквайрс Е. Р., Ганина Н. А., Антонец Е. В. «Коллекция документов Густава Шмидта» (Фонд № 40). КАТАЛОГ // Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта» из собрания Научной библиотеки Московского университета / Е. Р. Сквайрс, Н. А. Ганина, сост. М., 2008. С. 27–130.
9. Тейс Л. Наследие Каролингов. Т. 2. IX–X вв. М., 1993.
10. Barrow J. The Clergy in the Medieval World, Cambridge, 2015.
11. Diestelkamp A. 1927 “Geschichte der Halberstadter Dombibliothek im Mittelalter”, in Holtzmann R., Mollenberg W. (eds.) Sachsen und Anhalt. Jahrbuch der Historischen Komission fur die Provinz Sachsen und fur Anhalt, Magdeburg, 1927, pp. 177–190.
12. Gneuss H. 2003 “The Study of Language in Anglo-Saxon England”, in Scragg D. G. (ed.) Textual and Material Culture in Anglo-Saxon England: Thomas Northcote Toller and the Toller Memorial Lectures, Cambridge, 2003, pp. 75–106.
13. Hallik S. Sententia und proverbium, Köln-Weimar, 2007.
14. Hiley D. Western Plainchant: A Handbook, Oxford, 1993.
15. Klein T. 2003 “Althochdeutsch und Altniederländisch”, in Amsterdamer Beiträge zur älteren Germanistik, 2003, vol. 57, pp. 25–43.
16. Martin T. 1985 “Bemerkungen zur ‘Epistola de litteris colendis’”, in Archiv für Diplomatik, 1985, vol. 31, pp. 227–272.
17. Nenarokova M. 2012 “The Tradition of Book Collecting in Medieval Halberstadt”, in Bentzinger R., Breith A., Squires C., Velikodnaya I. (eds.) Deutsch-russische Arbeitsgespräche zu mittelalterlichen Handschriften und Drucken aus Halberstadt in russischen Bibliotheken, Stuttgart, 2012, pp. 69–79.
18. Richter A. Festschrift zur Feier des zweihundertjahrigen Jubilaums der Wiederherstellung des Halberstadter Dom-Gymnasiums und zur Einweihung des neuen Schulgebaudes, Halberstadt, 1875.
19. Schmidt G. 1878 “Zur Geschichte der Bibliothek”, in Osterprogramm I, Halberstadt, 1878, vol. 59.
20. Schmidt G. 1878, 1881 “Die Handschriften der Gymnasial-Bibliothek”, in Osterprogramm I, II, Halberstadt, 1878, 1881.
21. Schneider K. Gotische Schriften in deutscher Sprache, I. Vom späten 12. Jahrhundert bis um 1300, Wiesbaden, 1987.
22. Squires C. 2012 “Die Sprachen des Halberstädter literarischen Bestandes”, in Bentzinger R., Breith A., Squires C., Velikodnaya I. (eds.) Deutsch-russische Arbeitsgespräche zu mittelalterlichen Handschriften und Drucken aus Halberstadt in russischen Bibliotheken, Stuttgart, 2012, pp. 53–72.
23. Squires C. 2011 “Hoch- und Niederdeutsch im mittelalterlichen Halberstadt. Probleme einer Erforschung der Sprachverhältnisse in der historischen Stadt”, in Elspass St., Negele M. (eds.) Sprachvariation und Sprachwandel in der Stadt der Frühen Neuzeit, Heidelberg, 2011, pp. 201–220.
24. Steckel S. Kulturen des Lehrens im Früh- und Hochmittelalter: Autorität, Wissenskonzepte und Netzwerke von Gelehrten, Köln-Weimar, 2011.
25. Weddinge H. Einführung in die germanistische Mediävistik, München, 2003.
26. Wieprecht J. Die lateinischen Homilien des Haimo von Halberstadt als Quelle der altlothringischen Haimo-Übersetzung. Dissertation, 1889.
27. Witt R. G. The Two Latin Cultures and the Foundation of Renaissance Humanism in Medieval Italy, Cambridge, 2012.

Сквайрс Екатерина Ричардовна

Гончаров Михаил Анатольевич

Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании в России накануне XVIII века (по материалам устного творчества и древнерусских произведений)

Гончаров М. А. Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании в России накануне XVIII века (по материалам устного творчества и древнерусских произведений) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 63-75

DOI: 10.15382/sturIV201641.63-75
В статье изложены результаты исследования, посвященного становлению и развитию системы воспитания в России накануне XVIII в. Показано, что к началу XVIII в. существовала самобытная истинно русская православная парадигма воспитания на основе глубоких традиций народной и православной педагогики, которые способствовали тому, что многие русские люди искренне верили во всеобщее благоденствие и желали его для всего народа, развивали общинные нормы жизни, в том числе и в воспитании детей «всем миром». Самобытность понимания просвещения у русского народа выражалась в стремлении обеспечить бессмертие рода, а укрепление многодетной семьи было одной из форм проявления любви к родной земле, служения Родине, ее благополучию. Глубоко гуманными были идея и практика учения «жизнь для других», учета потребности других людей — без ущерба для них и себя. Это помогало осознанию молодыми своего места в человеческом сообществе, воспитанию ответственности перед окружающими. В «учительных» произведениях Древней Руси отражен народный опыт целенаправленного воспитания любви ко всему живому, трезвости, выносливости в труде и преодолении жизненных невзгод; умения не вызывать озлобленности людей в общении, а также широкого использования приемов предупреждения отроков о возможных негативных последствиях нарушения норм общежития. Данные выводы основываются на всестороннем анализе устного творчества, древнерусских произведений «Пчела», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого, анализе деятельности академий — Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве.
народная педагогика, гуманизм, Церковь, православие, воспитание, ценности, семья, творчество.
1. Афанасьев Т. М. Семейные портреты. М., 1985.
2. Громов М. Н. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М., 1983. С. 41–42.
3. Домострой / Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехина, сост. М., 1991. С. 126–128.
4. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология: теории и история. М., 1969. С. 58.
5. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. С. 74–75.
6. Кошелева О. Е. «Душевное строение» в Древней Руси // Свободное воспитание. М., 1992. Вып. 1. С. 15–18.
7. Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты: к истории общественно-политической мысли. Л., 1991. С. 270.
8. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Л. А. Дмитриев, сост. М., 1990. С. 116.
9. Мудрое слово Древней Руси (XI–XVII вв.) / В. В. Колесов, пер. М., 1989. С. 45–47.
10. Тарасов Б. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989. С. 9.
11. Школа педагогики в культуре Древней Руси. Ч. 1 / О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова, сост. М., 1992. С. 75–76.

Гончаров Михаил Анатольевич

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Сапрыкина Анна Алексеевна

Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея, святого Иоанна Артоболевского, отца академика И. И. Артоболевского)

Сапрыкина А. А. Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея, святого Иоанна Артоболевского, отца академика И. И. Артоболевского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 76-94

DOI: 10.15382/sturIV201641.76-94
В статье рассматривается феномен образовательного пространства семьи на примере воспитания и обучения детей в доме профессора, священника И. А. Артоболевского. Исследование построено на изучении проповедей на педагогическую тему отца этого семейства и автобиографии одного из сыновей — выдающегося ученого, академика, лауреата Золотой медали Дж. Уатта И. И. Артоболевского. В работе изучается «образовательное пространство» семьи, в котором задействована полнота духовных, интеллектуальных и культурных возможностей родителей. Рассмотрены отношения между всеми членами семьи и их влияние на образовательный потенциал дома. Показана роль круга общения родителей и домашней библиотеки в деле формирования образовательных потребностей ребенка. Родители Артоболевские были и воспитателями, и первыми учителями своих детей. В статье рассмотрены формы участия отца семейства в обучении сына-гимназиста. Основной ролью отца в этой семье оказывается роль руководителя и организатора единого, целостного образовательного процесса, выстраивание своего дома как образовательного пространства. В таком «пространстве» система ценностей, культура и образование передаются от старшего поколения младшему с помощью организации жизни семьи.
образовательное пространство, интеллектуальная среда, воспитание, образование, обучение, родители, семья, дом, межличностные отношения, круг общения, руководство педагогическим процессом, становление ученого.
1. Андреев А. Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 4. С. 24.
2. Артоболевский И. А., прот. Воспитание как подвиг. М., 1910 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
3. Артоболевский И. А., прот. Школа, семья и общество. М., 1909 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
4. Артоболевский И. А., прот. Печаль школы. Слово, сказанное... 21 августа 1907 г. Б.м, б.г. // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
5. Артоболевский И. И. Жизнь и наука: воспоминания. М., 2005.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). С. 132.
7. Боголюбов А. Н. Н. Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996.
8. Боголюбов А. Н. Иван Иванович Артоболевский. М., 1982.
9. Голубцов С. Профессора МДА в сетях ЧК и ГУЛАГа. М., 1999.
10. Каптеров П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004.
11. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29–31.
12. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009.
13. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.
14. Сапрыкина А. А. Понятие «дома» в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48–55.
15. Newman J .H. The Idea of a University, New Haven & London, 1996.

Сапрыкина Анна Алексеевна

ПСИХОЛОГИЯ

Мартьянова Галина Юрьевна

Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования

Мартьянова Г. Ю. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 97-105

DOI: 10.15382/sturIV201641.97-105
В статье анализируется содержание принципа ориентации на нормы и ценности клиента, утвержденного в практике психологического консультирования. Рассматриваются вопросы соотношения ценностей консультанта и клиента в процессе психологической помощи. Показано, что установки и смыслы специалиста оказываются приоритетными в большинстве профессиональных ситуаций и, прежде всего, при организации основных консультативных условий. Автор определяет необходимость достижения нейтральноценностной позиции психолога через ее связь с безоценочным отношением и вненаходимостью. Результатом проведенного исследования является методологическое и психотехническое обоснование принципа через интеграцию концептуальных ценностей теории консультирования и операций с ними в практическом плане.
психологическое консультирование, ценности, нейтральность позиции, безоценочное отношение, вненаходимость, психологическая проблема.
1. Василюк Ф. Е. Модель хронотопа психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. C. 26–49.
2. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67–76.
3. Колпачников В. В. Психотехническая система клиентоцентрированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80–92.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Красникова О. М. Христианские ценности в духовно-ориентированной психотерапии и консультировании // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3. С. 101–112.
6. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 26.
7. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
8. Минигалиева М. Р. Кросс-культурные аспекты социально-психологической помощи. Калуга, 2002.
9. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции активности человека // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 5–17.
10. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция: новое измерение в психиатрии и психологии. М., 2001. С. 42–60.
11. Орлов А. Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, ред. М., 1998. С. 172–173.
12. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2006. 368 с.
13. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. № 5. С. 12–15.
14. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.; М., 2002.
15. Юнг К.-Г. Структура и динамика психического. М., 2008.
16. Beutler L. 1979 “Values, beliefs, religion, and the persuasive influence of psychotherapy”, in Psychotherapy, 1979, vol. 16, pp. 432–440.
17. Schwehn J., Schau C.G. 1990 “Psychotherapy as a process of value stabilization”, in Counselling and Values, 1990, vol. 35, pp. 24–30.
18. Spinelli E. Practicing Existential Therapy, London, 2014.

Мартьянова Галина Юрьевна

Серова Ирина Николаевна

Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации

Серова И. Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 106-117

DOI: 10.15382/sturIV201641.106-117
В статье рассматриваются современные условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Описываются разные формы пребывания детей в детских садах. Это могут быть группы кратковременного пребывания детей (3–4 часа) и группы адаптационного вида (до 1 часа). В связи с принятием нового закона об образовании в дошкольных учреждениях предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание детей как нормально развивающихся, так и детей с различными нарушениями психического развития. В связи с этим каждому специалисту, работающему с детьми, необходимо знать закономерности прохождения ребенком адаптационного периода, учитывать его возможные сложности и выявлять выходящие за рамки нормальных адаптивных реакций особенности поведения малыша, требующие создания специальных условий сопровождения ребенка в группе и дома. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.
ранний возраст, адаптация, дезадаптация, группы кратковременного пребывания, кризисы развития, адаптивные возможности ребенка, адаптивное поведение, группы адаптации, психолого-педагогические рекомендации, дети с нарушениями в развитии, комплексный подхо
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
2. Баенская Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития // Альманах ИКП РАО. 2014. № 19 (URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannegoemocionalnogo-razvitij a-v).
3. Баркан А. И. Его Величество Ребенок. М., 1996.
4. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 1983.
5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М., 2004.
6. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.
7. Морозова Е. И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специализированным яслям // Дефектология. 2001. № 2. С. 13–20.
8. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6. С. 68–74.
9. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2013. № 2. С. 43–50.
10. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова, ред. М., 1980.
11. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 29–35.

Серова Ирина Николаевна