/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (4)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)

Православная традиция духовно-нравственного становления человека

Шестун Е. В. Православная традиция духовно-нравственного становления человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 7-26
PDF
В данном исследовании автор определяет духовное возрастание как процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни. С этой точки зрения воцерковление и есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому, говорит автор, «мы вправе определить воспитание как воцерковление». «Только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего я», в очищении и открытии образа Божьего в человеке, святости».

Архимандрит Георгий (Шестун Е. В.)

Коржевский Вадим, священник

Цели образования в контексте истории образования в России

Коржевский В. Цели образования в контексте истории образования в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 27-32
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме образования в истории России. Автор утверждает, что основополагающий принцип образования должен проистекать из смысла и цели существования самого человека и опираться в первую очередь на духовно-нравственные приоритеты.

Коржевский Вадим, священник

Абраменкова Вера Васильевна

Агиологическая психология детской святости

Абраменкова В. В. Агиологическая психология детской святости // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 33-57
PDF
Может ли святость стать предметом научного изучения, задает вопрос автор статьи и, отвечая на него, впервые обращает внимание исследователей на особый тип святости – детский чин и особые традиции почитания детей-святых в Русской Православной Церкви.

Абраменкова Вера Васильевна

Склярова Татьяна Владимировна

Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах

Склярова Т. В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 58-86
PDF
Автор анализирует аспекты социально-педагогической деятельности в религиозных общинах не только в нашей стране, но и зарубежом, а разработанная им схема содержания профессиональной деятельности социального педагога в православной общине позволяет определить область общенаучной – педагогической, психологической, социальной – подготовки будущего специалиста, а также область его конфессиональной подготовки.

Склярова Татьяна Владимировна

Разоренова Елена Львовна

Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы

Разоренова Е. Л. Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 87-106
PDF
Проблема социального сиротства на сегодняшний день стала национальной трагедией для нашего государства. Процесс преодоления и профилактики этого явления осуществляется посредством развития государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот. Для того чтобы реабилитация детей, находящихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, была эффективной и обеспечивала высокий уровень социализации личности в социуме, необходим системный подход к организации последующей постинтернатной адаптации этой категории граждан при их вступлении в самостоятельную взрослую жизнь.

Разоренова Елена Львовна

Дорофеев Виктор Валентинович, протоиерей

О духовно-нравственном воспитании. Обоснование, цели и основные задачи

Дорофеев В. В. О духовно-нравственном воспитании. Обоснование, цели и основные задачи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 107-126
PDF
Автор обосновывает необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в частности необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учебных заведениях. Рассмотрен ряд понятий, проблем, даны общие методические рекомендации в области работы педагога по духовно-нравственному воспитанию.

Дорофеев Виктор Валентинович, протоиерей

Абрамов Сергей Иванович

Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности

Абрамов С. И. Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 127-136
PDF
Говоря о значении православной веры в деле воспитания ребенка, автор рассматривает такое понятие в педагогике, как «принцип субъектности», то есть «развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с Богом и миром». Осуществление процесса «самоопределения и саморазвития ребенка на основе принципа субъектности» возможно, по мнению автора, только при наличии цельной образовательной деятельности, включающей в себя педагогическую поддержку совместно со священником. Такая деятельность в наибольшей степени осуществима, утверждает С.И. Абрамов, в области дополнительного образования. Она оказалась наиболее устойчивой в период многочисленных реформаторских процессов и остается самостоятельной сферой для развития индивидуальных качеств ребенка, «соотносимых с творчеством и способностями личности».

Абрамов Сергей Иванович

Малашкина Елена Сергеевна

Культура отношения к педагогической деятельности

Малашкина Е. С. Культура отношения к педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 137-148
PDF
В статье автор обращается к необходимости развития культуры отношения к педагогической деятельности. В ней также рассматриваются принципы и условия, значимые для подготовки педагогов. В результате научно-исследовательской работы автором была разработана учебно-образовательная программа, которая может быть использована для подготовки будущих педагогов. В контексте образовательной программы предлагаются темы спецкурса для студентов педагогических специальностей «Культура отношения к педагогической деятельности».

Малашкина Елена Сергеевна

Мумрикова Лариса Ивановна

"Азбуки" Л. Н. Толстого

Мумрикова Л. И. "Азбуки" Л. Н. Толстого // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 149-160
PDF
Учебники Л.Н.Толстого по обучению грамоте оказали в свое время заметное влияние на создание ряда русских дореволюционных азбук. Автор статьи отмечает, что «Азбуки» Толстого, помимо практической учебно-методической направленности, несли в себе и большой потенциал нравственного воспитания.

Мумрикова Лариса Ивановна

Казерова Наталья

Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 года

Казерова Н. Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 года // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 161-174
PDF
Вот уже несколько лет у нас в стране ведется дискуссия о введении предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Многие специалисты, да и просто родители, задаются в этой связи главным вопросом: возможно ли преподавание Закона Божия в современной школе? Если да, то как организовать работу в этом направлении? И нужно ли вообще это делать? Над решением подобного рода проблем трудятся государственные структуры, общественность и Русская Православная Церковь. Для успешной работы в области духовно-нравственного воспитания и религиозного образования необходимо изучать и анализировать уже имеющийся опыт в этой области. Автор публикации обращает внимание в этой связи на имеющееся у нас историческое наследие – Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 г. Работа съезда широко освещалась на страницах периодической печати того времени.

Казерова Наталья

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Зверев Виктор Олегович

Преподавание основ православной культуры в средней общеобразовательной школе

Зверев В. О. Преподавание основ православной культуры в средней общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 177-186
PDF
В статье обобщен личный десятилетний опыт автора по преподаванию основ православной культуры в средней общеобразовательной школе. Даны также некоторые полезные методические рекомендации по преподаванию курса.

Зверев Виктор Олегович

ХРОНИКА

Андросова Людмила Ивановна

Круглый стол "Проблемы духовно-нравственной культуры молодежи современной России"

Андросова Л. И. Круглый стол "Проблемы духовно-нравственной культуры молодежи современной России" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 189-195
PDF

Андросова Людмила Ивановна

Беленчук Лариса Николаевна

Полезное издание. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: избранное. / Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. М., 2005. - 256 с.

Беленчук Л. Н. Полезное издание. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: избранное. / Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. М., 2005. - 256 с. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 196-198
PDF

Беленчук Лариса Николаевна

Православное воспитание в контексте социализации

Православное воспитание в контексте социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 199-199
PDF