/

Склярова Татьяна Владимировна

Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей


Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22-28.

DOI: 10.15382/sturIV201539.22-28

Аннотация

В статье охарактеризовано многообразие подходов к изучению субъектной позиции учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях. Обнаружена парадоксальная закономерность: педагоги предлагают формировать субъектную позицию учащихся не в учебной, а в других видах деятельности — поисковой, творческой, исследовательской, экспертной. Автор статьи характеризует учебную деятельность учащегося как опыт его самоизменения, что позволяет соотнести ее с религиозными ценностями. В православной христианской традиции учеба рассматривается как частный случай покаяния. Необходимыми условиями развития субъектной позиции учащегося названы получение удовольствия от учебы и осознание смысла учебной деятельности в будущем. Становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей способствует конструирование учебных материалов, реализующее названные условия. Учебный материал определен автором как особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе; она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенного учебного предмета (или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.

Ключевые слова

субъектная позиция учащегося, религиозные ценности, обучение религии, учебные материалы

Список литературы

1. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. М., 2005.
2. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98–109.
3. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. URL: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2012/04/subject2008.pdf
4. Ученик — субъект образовательного процесса / А. Н. Тубельской, Г. А. Бирюкова, ред. М., 2005.

Данные об авторе

Склярова Татьяна Владимировна