/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (39)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Якушкина Марина Сергеевна

Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза

Якушкина М. С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 9-21

DOI: 10.15382/sturIV201539.9-21
Сегодня ФГОС ВПО требуют от системы высшего профессионального образования создания условий для формирования в вузах творческой, самостоятельной, мобильной личности, умеющей уверенно ориентироваться в быстроменяющейся ситуации и быть конкурентоспособной на рынке труда. Для развития личности студента и его самореализации может эффективно использоваться воспитательное пространство вуза. Сетевое проектирование студенческими сообществами — как педагогическая идея, технология и практика — один из оптимальных механизмов формирования и развития воспитательного пространства. При становлении системы сетевого взаимодействия молодежных и смешанных сообществ студентов, преподавателей и сетевого проектирования важна роль соруководителя (координатора, куратора) проекта, оказывающего проектной группе педагогическую поддержку.
сетевое взаимодействие, сетевое проектирование, воспитательное пространство вуза, субъекты воспитательного пространства
1. Баранова Н. А. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: монография. Тверь, 2008.
2. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3–6.
3. Якушкина М. С. Воспитательное пространство вуза: вопросы теории и практики / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2004.
4. Якушкина М. С. Кураторство как фактор развития воспитательного пространства вуза / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2006.

Якушкина Марина Сергеевна

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Склярова Татьяна Владимировна

Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей

Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22-28

DOI: 10.15382/sturIV201539.22-28
В статье охарактеризовано многообразие подходов к изучению субъектной позиции учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях. Обнаружена парадоксальная закономерность: педагоги предлагают формировать субъектную позицию учащихся не в учебной, а в других видах деятельности — поисковой, творческой, исследовательской, экспертной. Автор статьи характеризует учебную деятельность учащегося как опыт его самоизменения, что позволяет соотнести ее с религиозными ценностями. В православной христианской традиции учеба рассматривается как частный случай покаяния. Необходимыми условиями развития субъектной позиции учащегося названы получение удовольствия от учебы и осознание смысла учебной деятельности в будущем. Становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей способствует конструирование учебных материалов, реализующее названные условия. Учебный материал определен автором как особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе; она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенного учебного предмета (или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.
субъектная позиция учащегося, религиозные ценности, обучение религии, учебные материалы
1. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. М., 2005.
2. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98–109.
3. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. URL: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2012/04/subject2008.pdf
4. Ученик — субъект образовательного процесса / А. Н. Тубельской, Г. А. Бирюкова, ред. М., 2005.

Склярова Татьяна Владимировна

Метлик Игорь Витальевич; Потаповская Ольга Михайловна

Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений

Потаповская О. М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 29-49

DOI: 10.15382/sturIV201539.29-49
В статье ретроспективно рассматривается процесс формирования методики преподавания православной культуры в российской государственной и муниципальной (светской) общеобразовательной школе. Выделены его этапы, обозначены основные методические позиции, значимые для преподавания православной культуры как сферы совместной компетенции государства и Церкви. Показаны проблемы преподавания православной культуры, обусловленные противоречивой динамикой государственно-церковных отношений в сфере образования, тенденциями социально-культурной эволюции российского общества в постсоветский период.
общеобразовательная школа, методика преподавания, учебный предмет «Православная культура», государственно-церковные отношения.
1. Метлик И. В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 36–42.
2. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–12.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. (URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934483.html).
4. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 56–61.

Метлик Игорь Витальевич


Потаповская Ольга Михайловна

ПСИХОЛОГИЯ

Колпакова Марианна Юрьевна

К проблеме ценностного самоопределения

Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53-65

DOI: 10.15382/sturIV201539.53-65
В статье рассматриваются причины нарушений ценностного самоопределения. Выделены два его типа, связанные с нарушением внутреннего диалога. При нарушении внутреннего диалога механизмом реализации ценностного самоопределения являются неконструктивные стратегии переживания. В качестве условия становления человека субъектом ценностной регуляции рассматривается обнаружение внутренних духовнонравственных ценностей, оснований ценностного самоопределения. Обосновывается положение о том, что актуализация внутреннего диалога является необходимым условием ценностного самоопределения. Для осуществления ценностного самоопределения необходимо разрешение внутреннего конфликта с «духовным Я». Восстановление внутреннего диалога приводит к обнаружению безусловных нравственных ценностносмысловых ориентиров как оснований процесса оценки и согласования, упорядочивания, оформления несогласованных ценностных структур. Межличностный диалог рассматривается как процесс актуализации внутреннего диалога. Работа выполнена в рамках духовно-ориентированного подхода Т. А. Флоренской.
личность, ценностное самоопределение, ценностный выбор, внутренний диалог, межличностный диалог, субъект ценностной регуляции.
1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологии личности. М., 1995. С. 27–48.
2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (1929). Киев, 1994. С. 51.
3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
4. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию. М., 2013.
5. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. C. 81–88.
6. Колпакова М. Ю., Коган И. М. К вопросу о природе внутреннего диалога // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 97–107.
7. Корнилова Т. В., Будинайте Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. C. 99–105.
8. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты, изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / А. А. Бодалев, ред. М., 1987. С. 27–36.
11. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
12. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (Духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. T. 15. № 5. С. 44–56.
13. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2001.

Колпакова Марианна Юрьевна

Басанова Елена Евгеньевна

Проблема интегративного исследования семьи

Басанова Е. Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 66-81

DOI: 10.15382/sturIV201539.66-81
В статье рассматривается применение интегративного подхода к исследованию семьи. Интегративный подход подразумевает исследование объектов действительности, в том числе семьи, в совокупности всех свойств от нейродинамических до социальнопсихологических. Была создана модель интегративного исследования семьи, включающая супружеские и детско-родительские взаимоотношения. Анализ полученных результатов исследования показал, что гармоничность интегральной структуры супружеских пар обусловлена стабильностью семейных взаимоотношений и зависит не от этнической принадлежности супругов, а от согласованности семейных ценностей и их соответствия общечеловеческим моральным и нравственным нормам. Гармоничность детскородительских отношений детерминирована уровнем готовности к материнству и типом родительского отношения. При этом тип родительского отношения является гибкой характеристикой и должен соответствовать этапу развития ребенка. Так, в дошкольном возрасте наиболее предпочтителен повышенный эмоциональный контакт, а в младшем школьном и подростковом — оптимальный эмоциональный контакт.
интегративный подход, теория интегральной индивидуальности, супружеские и детско-родительские взаимоотношения, модель интегративного исследования семьи, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, материнство, межэтнические браки
1. Белоус В. В., Боязитова И. В. Психология полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2013.
2. Колесникова Е. С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. Психология. 2008. С. 22–26.
3. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
4. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18–27.
5. Митичкина Е. Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психо-логической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
6. Поклонская В. Д. Особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников с различным вектором ценностных ориентаций // Вестник ПГЛУ. 2005. № 2. С. 76–82.
7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2004.
8. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.

Басанова Елена Евгеньевна

Шустова Инна Юрьевна

Ресурсы развития личности обучающегося в условиях сетевого взаимодействия

Шустова И. Ю. Ресурсы развития личности обучающегося в условиях сетевого взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 82-94

DOI: 10.15382/sturIV201539.82-94
В статье делается акцент на ресурсах сетевого взаимодействия в развитии личности отдельного обучающегося. Представлены основы сетевого взаимодействия в создании образовательного пространства, где субъекты (образовательные и культурные учреждения, группы, отдельные участники и пр.) плотно и постоянно связаны общей целью, в которой учитываются интересы каждого. Выделяются две взаимосвязанные логики сетевого взаимодействия: внешняя — формально-организационная (организация образовательного пространства для обучающихся через кооперацию и объединение социальных ресурсов) и внутренняя — субъективная (логика межличностных отношений, самоопределения и самореализации обучающегося в сети). Педагог должен посредством ресурсов сетевого взаимодействия и личной коммуникации осуществлять педагогическое содействие субъектности обучающегося, его осознанной активности в сети. Раскрыты возможные стратегии поведения обучающегося в сети: подражание, репродукция, коммуникативная, коллективная, авторская, социокультурная. Выделены этапы педагогического содействия субъективной логике обучающегося в организационно-формальной логике сетевого взаимодействия. Даны возможные направления педагогического содействия субъективной логике сетевого взаимодействия обучающегося, способствующие развитию его личности.
сеть, сетевое взаимодействие, горизонтальные связи, ресурсы сетевого взаимодействия в образовании личности, формально-организационная и субъективная логика сетевого взаимодействия, стратегии поведения в сети, педагогическое содействие
1. Бурдельная Ю. А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2008.
2. Каракозов С. Д., Митрофанов К. Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы: Монография. Барнаул, 2011.
3. Пикулик О. В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2013.
4. Сусакова О. Н. Организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры по воспитанию толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
5. Шепило А. Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008.
6. Шустова И. Ю. Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 3 (31). C. 156–170.

Шустова Инна Юрьевна

Голубева Елена Валериевна; Новиков Николай Иванович

Развитие предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей в условиях психокоррекционной работы

Новиков Н. И. Развитие предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей в условиях психокоррекционной работы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 95-107

DOI: 10.15382/sturIV201539.95-107
В статье рассматривается проблема развития предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей. Показано, что неблагополучная семья является фактором формирования деформации в предпосылках экономического сознания у младших школьников. У них наблюдается запаздывание в формировании основных экономических представлений, «перекос» в сторону стремления к максимизации собственной выгоды в ущерб поддержания принципа сотрудничества. В статье представлены задачи, принципы, этапы, методы и техники психокоррекционной работы с младшими школьниками по развитию у них предпосылок экономического сознания. Доказана эффективность разработанной психокоррекционной программы по следующим направлениям: она способствует расширению набора основных экономических представлений у детей, подготавливает к усвоению моральных убеждений более высокого уровня, ориентирует ребенка на сотрудничество с другими.
младший школьник, неблагополучная семья, предпосылки экономического сознания, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, поведенческий компонент, психокоррекция
1. Голубева Е. В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. № 4. С. 8–18.
2. Голубева Е. В. Модели поведения младших школьников в ситуации морального выбора // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. Вып. 50. С. 29–37.
3. Голубева Е. В. Уровень морального сознания современных младших школьников // Новые ценности современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Том II. Казань, 2006. С. 255–257.
4. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013. № 10. С. 184–194.
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д, 2007.
6. Поройко Л. И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 1. С. 93–96.

Голубева Елена Валериевна


Новиков Николай Иванович

Киселёва Светлана Леонидовна

Воображение как универсальная способность человека

Киселёва С. Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 108-117

DOI: 10.15382/sturIV201539.108-117
В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей. Особое внимание уделяется изучению такой основной особенности воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, которая позволяет индивиду сразу интегрально видеть предметы глазами «всех других людей». Рассматриваются выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения по этапам.
воображение, способность видеть целое раньше его частей, творческая деятельность, особенности воображения, символическое замещение, этапы развития воображения
1. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М., 1995.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
6. Ермолаева М. В. Психология развития. М., 2003.
7. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 1998.
8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 15–30.
9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.
10. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 56.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.
14. Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения // Э. В. Ильенков. Личность и творчество / И. П. Фарман, ред.-сост. М., 1999. С. 154–171.
15. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16–29.
16. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52–59.
17. Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001. С. 107.
18. Нураханова А. А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1991.
19. Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
20. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94–101.
21. Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 45–52.
22. Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. Воронеж, 2002.
23. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994.
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Киселёва Светлана Леонидовна

Шувалов Александр Владимирович

Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов

Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 118-141

DOI: 10.15382/sturIV201539.118-141
В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Лейтмотивом статьи является данная проблема в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья, представлены основные подходы к проблеме. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале.
антропологический кризис, норма, психическое здоровье, психологическое здоровье, психологическая антропология, богословская антропология, гуманистическая психология, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, традиционализм, постм
1. Братусь Б. С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур, ред. М., 1997. С. 67–91.
2. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М., 2000.
3. Введение в практическую психологию образования // Практическая психология образования / И. В. Дубровина, ред. СПб., 2004. С. 15–178.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
5. К 70-летию В. И. Слободчикова // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 149.
6. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М., 1992. С. 59.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
8. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
9. Павел Астахов считает суициды государственной трагедией // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 2013 (URL: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=4735).
10. Психология здоровья. Учебник для вузов / Г. С. Никифорова, ред. СПб., 2003.
11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
12. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Минск, 2010.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
15. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–105.
16. Слободчиков В. И. Категориальный строй постнеклассической психологии человека // Современная личность: психологические исследования / М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2012. С. 36–38.
17. Доклад ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации» // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 2013 (URL: http://www.rfdeti.ru/fi les/1270207063_analiz_rf.pdf).
18. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 151.
19. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. С. 249–295.
20. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2009.
21. Франк С. Л. Человек и Бог. Минск, 2010.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
23. Хамитов Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. Киев, 2002.
24. Шмеман А., протоиерей. Дневники 1973–1983. М., 2005.
25. Шувалов А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 3–16.
26. Шувалов А. В. Инварианты психологического человекознания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2013. № 1 (28). С. 109–128.
27. Шувалов А. В. Методологические аспекты психологического человекознания // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 17–27.
28. Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагогическое эссе) // Образовательная политика. 2011. № 3. С. 97–105.
29. Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек. 2011. № 6. С. 134–151.
30. Шувалов А. В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 1–10.
31. Шувалов А. В. Психолого-педагогические аспекты реализации воспитательного идеала // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 57–70.

Шувалов Александр Владимирович

Егоров Илья Владимирович

Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности

Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 142-148

DOI: 10.15382/sturIV201539.142-148
В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.
методика диагностики мировосприятия, мировосприятие, гражданское мировосприятие, личность, культура, территории, пространство, время, события, взаимоотношения, группа
1. Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
2. Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.
3. Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1 (URL: www.psyedu.ru).
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5. Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 138.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М., 2005.
7. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006.
8. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
9. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282–285.
10. Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591–592.
11. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.
12. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14–15.
13. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.
15. Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве… С. 133–137.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 119.
17. Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25–40.
18. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010.
19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.

Егоров Илья Владимирович

Федорова Александра Марковна

Методологические проблемы исследования взаимосвязи креативности и синестезии в музыкально- исполнительской деятельности

Федорова А. М. Методологические проблемы исследования взаимосвязи креативности и синестезии в музыкально- исполнительской деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 149-158

DOI: 10.15382/sturIV201539.149-158
Статья посвящена проблеме изучения проявлений креативности личности во взаимосвязи с феноменом синестезийности в музыкально-исполнительской деятельности. В статье приводится критический анализ существующих подходов к определению понятия креативности и практическому исследованию данного феномена.
креативность, музыкально-исполнительская деятельность, синестезийность, системный подход, творчество
1. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, сост. М., 2004.
4. Бургин М. C., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008. С. 199–200.
7. Зайцева М. Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2014.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. С. 87.
9. Козлов В. В. Радость и печаль творчества // Человеческий фактор: Социальный психолог. Вып. № 2 (16). Ярославль, 2008. С. 7.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2010.
11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5–8.
13. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6–43.
14. Серкин В. П. Методы психосемантики. М., 2004.
15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб., 1998.
16. Федорова А. М. Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности // Психология и психотехника. 2014. № 12. С. 1335–1341.

Федорова Александра Марковна