/

Казакова Анна Юрьевна

Благотворительные и потребительские установки калужан


Казакова А. Ю. Благотворительные и потребительские установки калужан // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 106-115.

DOI: 10.15382/sturIV201538.106-115

Аннотация

Проведенный нами в июле 2007 г. в целях выявления шаблонов помогающего поведения жителей Калуги как субъектов частной благотворительности опрос показал, что доля участников благотворительных интеракций мала; регулярное помогающее поведение калужан ограничивается сферой кровнородственных и дружеских связей. Во всех прочих случаях речь может идти лишь об отдельных актах подачи милостыни или избавлении от лишних вещей. Среди всех практикуемых калужанами форм помощи доминирует натуральная, наиболее редкой является трудовая (волонтерство). Благотворительное поведение не зависит от уровня жизни, но тесно связано со стадией жизненного цикла «опустевшее гнездо», на которой человек (особенно женщина) становится более свободным от семейно-группового эгоизма. Сравнение результатов с более поздними (итогами опроса жителей г. Тарусы Калужской области в 2013 г.) позволило оценить их устойчивость во времени и пространстве как высокую.

Ключевые слова

помогающее поведение, благотворительное поведение, потребительское поведение, уровень жизни, стадия жизненного цикла, религиозность, групповой эгоизм, опрос

Список литературы

1. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / В. Л. Иноземцев, ред. М., 1999. С. 494–505.
2. Барсукова С. Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2004. С. 20–30.
3. Дорожкин В. Альтруизм: так называемое добро (URL: http://www.b17.ru/article/altryizm_tak_nazivaemoe_dobro/).
4. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвин, авт.; Г. С. Никифоров, ред. СПб., 2000. С. 30–31.
5. Рогозин Д. М. Влияние численности семьи на уровень кооперации в телефонном интервью // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 98.
6. Зарубина Н. Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 1.

Данные об авторе

Казакова Анна Юрьевна