/

Статья отозвана/Retracted 23.11.2018

Полякова Мария Александровна

Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung)


Полякова М. А. Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 80-93.

DOI: 10.15382/sturIV201538.80-93

Аннотация

В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией παιδεĩα, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung — категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.

Ключевые слова

cura sui, форма (forma), образ (Bild), мистика, этос, παιδεĩα, humanitas, Bildung, образование

Список литературы

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
2. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
3. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
4. Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс. М., 2002.
5. Корнетов Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка. М., 2014.
6. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост. М., 2005.
7. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3–5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51–65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
8. Лехциер В. Л. «Забота о себе» и проблема философского образования (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).
10. Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175–179.
11. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. ред. М., 2014.
12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 158–168.
13. Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99–102.
14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.
15. Фуко М. Герменевтика субъекта (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28840/ogl.shtml).
16. Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/08.php).
17. Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).
18. Borrelli M. 2010 “La fine della Bildung e della Paideia occidentale”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofi che, Pedagogiche e Sociali, 2010, vol. 8, pp. 1–11.
19. Borrelli M. 2012 “La Paideia dell’Occidente”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali, 2012, vol. 12, p. 35.
20. Cambi F. 2011 “La «Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia” in Topoligik, 2011, vol. 10, pp. 2–14.
21. Cambi F. 2008 “La cura in pedagogia: note critiche”, in Corricolo verticale e nuova professionalità docente nella scuola primaria e secondaria, Firenze, 2008, pp. 1–7.
22. Cambi F. Manuale di storia della pedagogia, Roma, Bari, 2009.
23. Caputo F. 2014 “La cura pedagogica come relazione di aiuto”, in Topologik — Rivista Internazionale di Scienze Filosofihe, Pedagogiche e Sociali, 2014, vol. 15, pp. 115–138.
24. 2005 “Cura di sé e pratiche autobiografiche“, in Sarsini D. Percorsi dell’autobiografia, Milano, 2005, pp. 39–52.
25. 2011 “Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 171–183.
26. Dizionario di filosofia, in http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_(Dizionario-di-filosofia)/.
27. Dizionario etimologico online, in http://www.etimo.it.
28. 2011 “Echi della Bildung nel marxismo italiano“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 36–51.
29. Gennari M. 2014 “La nascita della Bildung“, in Studi sulla formazione, 2014, vol. 1, pp. 131–149.
30. 2006 “Heidegger e la pedagogia“, in Studi sulla formazione, 2006, vol. 2, pp. 7–15.
31. La cura di sé come processo formativo, Roma, Bari, 2010.
32. 2006 “La scrittura come «cura di sé»”, in Quaderni di didattica della scrittura, 2006, vol. 6, pp. 27–34.
33. Mortari L. Aver cura della vita della mente, Firenze, 2002.
34. Oniga R. L’idea latina di HUMANITAS, in www.indire.it).

Данные об авторе

Полякова Мария Александровна

Статья отозвана/Retracted 23.11.2018