/

Тагунова Ирина Августовна; Исаева Марина Алексеевна

Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах


Исаева М. А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 20-36.

DOI: 10.15382/sturIV201538.20-36

Аннотация

В статье определены и охарактеризованы фундаментальные теоретико-методологические ориентиры моделей светского воспитания в Англии, США, Канаде и Австралии. Авторы статьи к фундаментальным теоретико-методологическим ориентирам моделей светского воспитания отнесли четыре базовых направления ценностных установок, сформулированных в трудах ученых этих стран: рациональное, развивающее, интуитивное и социальное. В статье эти ценностные установки описаны в контексте работ философа Дж. Ролза («Теория справедливости»), психологов Л. Колберга («Теории развития нравственности») и М. Рокича («Концепции ценностных ориентаций личности»), а также социолога А. Вилдавски («Культурологическая и социальная теория»). В статье рассматриваются ключевые ценностные ориентиры моделей воспитания в каждой из вышеназванных работ и направлений. Авторы статьи доказывают и обосновывают тот факт, что идеи воспитания, разработанные на основе всех этих ценностных ориентиров, в целом можно объединить общим направлением в образовании — либеральным.

Ключевые слова

теория, методология, направления, ориентиры, модели воспитания, рациональные ценности, развивающие ценности, интуитивные ценности, социальные ценности

Список литературы

1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. М., 2008.
2. Вильдавски А. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 268–276.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская, С. Шехтер, ред. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М., 2004.
4. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом (URL: http://www.prosv.ru/ebooks/dgur/index.html).
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 2010.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
7. Фахрутдинова А. В. Гражданское образование учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ–ХХI вв. Докторская диссертация. Казань, 2012.
8. Ericson E. Identity, Youth and Crisis, New York, 1968.
9. Kohlberg L. 1969 “Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization”, in Goslin D. A. (ed.) Handbook of Socialization. Theory and Research, Chicago, 1969.
10. Kohlberg L. 1963 “The Development of Children’s Orientations Toward a Moral Order”, in Vita Humana, 1963, vol. 6, pp. 11–35.
11. Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice, San Francisco, 1981.
12. Levine P. Basic Theories of Civic Development, 2012, in http://peterlevine.ws.
13. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change, San Francisco, 1972.
14. Wildavsky A. Culture and Social Theory, New Brunswick, London, 1998.

Данные об авторе

Тагунова Ирина Августовна


Исаева Марина Алексеевна