/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (38)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Скворцов Павел Михайлович

Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе

Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9-19

DOI: 10.15382/sturIV201538.9-19
Одним из показателей успешности обучения на ступени начального общего образования является достижение учащимися метапредметных результатов, проявляющихся через универсальные учебные действия младших школьников. Очевидно, что указанный результат может быть получен только при планомерной и поэтапной совместной работе учащихся и учителя начальных классов. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению эффективности формирования у учащихся младших классов познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. Показаны этапы формирования понятия как мысленной модели реальности и развития у младших школьников умения обобщения на базе формирующегося в ходе наблюдений чувственного опыта и получаемой учащимися информации. Приведены примерные методические разработки занятий по целенаправленному формированию умения обобщения, как важнейшего из познавательных универсальных учебных действий, на основе результатов наблюдений за изменениями в природе своей местности.
обобщение, приемы обобщения, восприятие, представление, понятие, наблюдения за сезонными изменениями природы.
1. Анастасова Л. П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии: Пособие для учителя / проф. Д. И. Трайтак, общ. ред. М., 1981.
2. Дюмина С. В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 17–29.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2008.
4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы современного биологического образования. М., 1991.
5. Новейший философский словарь. Минск, 2003.
6. Скаткин М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
7. Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования. М., 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. П. 9, 11.
9. Шаповаленко С. Г. Методы научного исследования в области методики химии // Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 4. С. 65.

Скворцов Павел Михайлович

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Тагунова Ирина Августовна; Исаева Марина Алексеевна

Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах

Исаева М. А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 20-36

DOI: 10.15382/sturIV201538.20-36
В статье определены и охарактеризованы фундаментальные теоретико-методологические ориентиры моделей светского воспитания в Англии, США, Канаде и Австралии. Авторы статьи к фундаментальным теоретико-методологическим ориентирам моделей светского воспитания отнесли четыре базовых направления ценностных установок, сформулированных в трудах ученых этих стран: рациональное, развивающее, интуитивное и социальное. В статье эти ценностные установки описаны в контексте работ философа Дж. Ролза («Теория справедливости»), психологов Л. Колберга («Теории развития нравственности») и М. Рокича («Концепции ценностных ориентаций личности»), а также социолога А. Вилдавски («Культурологическая и социальная теория»). В статье рассматриваются ключевые ценностные ориентиры моделей воспитания в каждой из вышеназванных работ и направлений. Авторы статьи доказывают и обосновывают тот факт, что идеи воспитания, разработанные на основе всех этих ценностных ориентиров, в целом можно объединить общим направлением в образовании — либеральным.
теория, методология, направления, ориентиры, модели воспитания, рациональные ценности, развивающие ценности, интуитивные ценности, социальные ценности
1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. М., 2008.
2. Вильдавски А. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 268–276.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская, С. Шехтер, ред. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М., 2004.
4. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом (URL: http://www.prosv.ru/ebooks/dgur/index.html).
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 2010.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
7. Фахрутдинова А. В. Гражданское образование учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ–ХХI вв. Докторская диссертация. Казань, 2012.
8. Ericson E. Identity, Youth and Crisis, New York, 1968.
9. Kohlberg L. 1969 “Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization”, in Goslin D. A. (ed.) Handbook of Socialization. Theory and Research, Chicago, 1969.
10. Kohlberg L. 1963 “The Development of Children’s Orientations Toward a Moral Order”, in Vita Humana, 1963, vol. 6, pp. 11–35.
11. Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice, San Francisco, 1981.
12. Levine P. Basic Theories of Civic Development, 2012, in http://peterlevine.ws.
13. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change, San Francisco, 1972.
14. Wildavsky A. Culture and Social Theory, New Brunswick, London, 1998.

Тагунова Ирина Августовна


Исаева Марина Алексеевна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Ганина Наталия Александровна

Труды Ноткера Немецкого как учебные тексты

Ганина Н. А. Труды Ноткера Немецкого как учебные тексты // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 37-52

DOI: 10.15382/sturIV201538.37-52
Статья посвящена деятельности Ноткера Немецкого (ок. 950–1022) как автора учебных текстов и педагога монастырской школы Санкт-Галлена. Особое внимание уделяется педагогической стратегии Ноткера и роли его трудов в изучении и преподавании семи свободных искусств.
Ноткер Немецкий, Санкт-Галлен, Боэций, семь свободных искусств
1. Backes H. Die Hochzeit Merkurs und der Philologie. Studien zu Notkers Martian-Übersetzung, Sigmaringen, 1982.
2. Coleman E. S. 1964 “Die Lehnbildungen in Notkers Übersetzungen“, in Starck T., Betz W., Coleman E. C., Northkott K. (eds.) Festschrift, Leipzig, 1964, pp. 106–129.
3. Eilers H. Die Syntax Notkers des Deutschen in seinen Übersetzungen. Boethius, Martianus Capella und Psalmen, Berlin, 2003.
4. Eisenhut H. Die Glossen Ekkeharts IV. von St. Gallen im Codex Sangallensis 621 (Diss. Zürich 2006), St. Gallen, 2009 (Monasterium Sancti Galli, vol. 4).
5. Hehle K. Boethius in Sankt Gallen. Die Bearbeitung der «Consolatio Philosophiae» durch Notker Teutonicus zwischen Tradition und Innovation, Tübingen, 2002.
6. Jaehrling J. Die philosophische Terminologie Notkers des Deutschen, Berlin, 1969 (Philologische Studien und Quellen, vol. 47).
7. Meier G. Die sieben freien Künste im Mittelalter. Schulprogramm, Einsiedeln, 1887.
8. Mohlberg L. C. Katalog der Handschriften der Zentralbibliothek Zürich I. Mittelalterliche Handschriften, Zürich, 1951.
9. Moulton W. G. 1979 “Notker's Anlautgesetz”, in Rauch I. and Carr G. F. (eds.) Linguistic Method. Essays in Honor of H. Penzl, The Hague, New York, Moulton, 1979 (Janua Linguarum, Series maior, vol. 79), pp. 241–251.
10. Ochsenbein P. 2000 “«Trost der Philosophie» des Boethius in der althochdeutschen Übersetzung Notkers des Deutschen“, in Schmuki K., Ochsenbein P., Dora C. (eds.) Cimelia Sangallensia. Hundert Kostbarkeiten aus der Stiftsbibliothek St. Gallen, Sankt Gallen, 2000, pp. 126–127.
11. Ochsenbein P. 2000 “Der St. Galler Klosterplan“, in Schmuki K., Ochsenbein P., Dora C. (eds.) Cimelia Sangallensia. Hundert Kostbarkeiten aus der Stiftsbibliothek St. Gallen, Sankt Gallen, 2000, pp. 62–63.
12. Rijk L. M. de. 1963 “On the Curriculum of the Arts of the Trivium at St. Gall from c. 850 — c. 1000”, in Vivarium, 1963, vol. 1/1, pp. 35–86.
13. Scherrer G. Verzeichnis der Handschriften der Stiftsbibliothek St. Gallen, 1875.
14. Schmuki K. 2000 “Eine Frühmittelalterliche Weltkarte in den «Etymologien» des Isidor von Sevilla“,
Schmuki K., Ochsenbein P., Dora C. (eds.) Cimelia Sangallensia. Hundert Kostbarkeiten aus der Stiftsbibliothek St. Gallen, Sankt Gallen, 2000, pp. 74–75.
15. Schröbler I. 1948 “Zum Brief Notkers des Deutschen an den Bischof von Sitten“, in Zeitschrift für deutsches Altertum, 1948, vol. 82, pp. 32–46.
16. Schützeichel R. 1969 “Zu Adolf Socins oberrheinischem Namenbuch“, in Beiträge zur Namenforschung, 1969, vol. 4, p. 19.
17. Sonderegger S. Althochdeutsch in St. Gallen. Ergebnisse und Probleme der althochdeutschen Sprachüberlieferung in St. Gallen vom 8. bis ins 12. Jahrhundert, Sankt Gallen, 1970 (Bibliotheca Sangallensis, vol. 6), pp. 87–90.
18. Sonderegger S. 1971 “Die Frage nach Notkers des Deutschen Ausgangspunkt“, in Hennig U., Kolb H. (eds.) Mediaevalia litteraria. Festschrift H. de Boor zum 80. Geburtstag, München, 1971, pp. 119–133.
19. Sonderegger S. 1980 “Notker der Deutsche und Cicero. Aspekte einer mittelalterlichen Rezeption“, in Clavadetscher O. P., Maurer H., Sonderegger S. (eds.) Florilegium Sangallense. Festschrift für J. Duft zum 65. Geburtstag, Sankt Gallen, 1980.
20. Sonderegger S. 1987 “Notker III. von St. Gallen“, in Ruh K. et al. (eds.) Verfasserlexikon, Berlin, 1987, vol. 6, p. 1213.
21. Sonderegger S. 1987 “Notkers des Deutschen Terminologie des Übersetzungsvorgangs“, in Zeitschrift für deutsche Philologie, 1987, vol. 106, pp. 15–24.
22. Sonderegger S. 1986 “Rechtssprache in Notkers des Deutschen Rhetorik“, in Sprache und Recht. Beiträge zur Kulturgeschichte des Mittelalters. Festschrift R. Schmidt-Wiegand, Berlin, New York, 1986, pp. 870–895.
23. Steinmeyer E. E. von. Die kleineren althochdeutschen Sprachdenkmäler, Berlin, 1916.
24. Stotz P. 1987 “Ekkehard I. von Sankt Gallen“, in Ruh K. et al. (eds.) Verfasserlexikon, Berlin, 1987, Bd. 2, pp. 447–450.
25. Tax P. W. 1986 “Einleitung“, in Tax P.W. (ed.) Notker der Deutsche. Boethius. «De consolatione Philosophiae», Tübingen, 1986, vol. 1/2.
26. Vollmann B. 1967 “Simplicitas divinae providentiae. Zur Entwicklung des Begriffs in den antiken Philosophie und seiner Eindeutschung in Notkers «Consolatio»-Übersetzung“, in Literaturwissenschaftliches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft, 1967. vol. NF 8, pp. 5–29.

Ганина Наталия Александровна

Беленчук Лариса Николаевна

Средние века — сердце европейского просвещения: История и методология изучения средневековой педагогики

Беленчук Л. Н. Средние века — сердце европейского просвещения: История и методология изучения средневековой педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 53-64

DOI: 10.15382/sturIV201538.53-64
В статье обосновывается необходимость отхода от марксистско-ленинской схемы сопряжения развития педагогики с общественно-экономическими формациями. Схема, где материальный базис первичен, а идеологическая надстройка вторична, не выдерживает научной критики. Понятно, что духовное явление, такое как педагогика, не может впрямую определяться этим базисом, хотя, безусловно, отчасти зависит от него. В этой схеме чем дальше от нашего времени, тем более несовершенна педагогика, чем ближе — тем она «прогрессивнее». В ней средневековая педагогика обычно занимает скромное место. Снисходительное отношение к ней отражается и в числе страниц, посвященных средним векам в исследованиях. Подобное отношение к просвещению средних веков сложилось относительно недавно. Еще в середине XIX в. наши мыслители отмечали удивительную мощь и плодовитость средневековой педагогической идеи. Но уже во второй половине XIX в. такое воззрение на Cредневековье становится уделом лишь отдельных авторов, представления которых мы и постарались отразить в статье, наряду с нашим видением места и роли средневекового просвещения в истории педагогики и методологии его изучения.
В. В. Розанов, историософия, история педагогики, К. Н. Леонтьев, методология истории педагогики, Н. Я. Данилевский, общественноэкономическая формация, прогресс, Средневековье, христианская педагогика, цивилизация
1. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Вологда, 2010.
2. Гоголь Н. В. О Средних веках // Неизданный Гоголь. М., 2001.
3. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
4. Катасонов В. Ю. От рабства к рабству. От древнего Рима к современному капитализму. М., 2014.
5. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. М., 2010.
6. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
7. Соловьев Э. Ю. Главы учебного курса «Реформация и становление общеевропейской цивилизации» (URL: http://luteranstvo.info/istorij a-religii/729-reformacij a-i-stanovlenie.html).
8. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. М., 2009.

Беленчук Лариса Николаевна

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Кривцова Светлана Васильевна

Духовность в школе: феноменологический взгляд

Кривцова С. В. Духовность в школе: феноменологический взгляд // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 65-74

DOI: 10.15382/sturIV201538.65-74
В статье рассматривается актуальная для современной школы проблема исследования духовности личности и возможности ее развития. Обращение к феноменологическому методу (Гуссерль, Хайдеггер) позволяет рассмотреть процесс духовно-нравственного воспитания, обратившись к лежащим в основе духовности переживаниям. Выделенная инвариантная содержательная структура различных спиритуальных переживаний, возникающих в связи с различными аспектами бытия, открывает подходы к описанию сущностного содержания духовности, как «личной глубокой затронутости непостижимым величием превосходящих человека структур» (А. Лэнгле). В статье показано, как может быть исследован опыт предельных духовных переживаний (К. Ясперс). Опора на структурную модель экзистенции (модели четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле) позволяет изучать естественную религиозность человека посредством выявления предельных спиритуальных переживаний. Фундаментальные мотивации А. Лэнгле (фундаментальное доверие к миру и вера в превосходящий тебя порядок, благодарность к жизни и благоговение перед персональностью человека) сопоставлены в статье с описаниями религиозных переживаний, сделанных русским религиозным философом С. Л. Франком.
духовность, естественная религиозность, спиритуальность, феноменологический метод, воспитание, предельные переживания.
1. Лэнгле А. Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу // Экзистенциальный анализ. 2011. № 3. С. 11–23.
2. Лэнгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика // Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2005.
3. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 5–23.
4. Померанц Г. С., Миркина З.А. В тени вавилонской башни. М., 2004.
5. Франк С. Л. С нами Бог // Духовные основы общества. М., 1992. С. 253–254.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Кривцова Светлана Васильевна

ПСИХОЛОГИЯ

ЭТИКА ПРЕБЫВАНИЯ С СОБОЮ : ФЕНОМЕН «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Безрогов Виталий Григорьевич

Предисловие к рубрике. Забота о себе как этическая, педагогическая и психологическая реальность

Безрогов В. Г. Предисловие к рубрике. Забота о себе как этическая, педагогическая и психологическая реальность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 77-79
PDF
В данной рубрике журнала представлены четыре статьи очных и заочных участников научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность», которую 9–11 сентября 2015 г. проводит Региональная общественная организация «Сообщество профессиональных социологов» в содружестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Российским государственным гуманитарным университетом и Институтом стратегии развития образования РАО1. В статьях предложено рассмотреть дискурс «заботы о себе» в педагогике, социологии и психологии с разных точек зрения — как дискурс самопознания, самопреодоления, самотрансформации, самовоспитания, работы над собой, своим окружением, и т.д., в широко понимаемом спектре смыслов самоформирования, самосовершенствования.

Безрогов Виталий Григорьевич

Статья отозвана/Retracted 23.11.2018
Полякова Мария Александровна

Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung)

Полякова М. А. Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 80-93

DOI: 10.15382/sturIV201538.80-93
Статья отозвана/Retracted 23.11.2018
В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией παιδεĩα, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung — категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.
cura sui, форма (forma), образ (Bild), мистика, этос, παιδεĩα, humanitas, Bildung, образование
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
2. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
3. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
4. Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс. М., 2002.
5. Корнетов Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка. М., 2014.
6. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост. М., 2005.
7. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3–5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51–65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
8. Лехциер В. Л. «Забота о себе» и проблема философского образования (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).
10. Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175–179.
11. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. ред. М., 2014.
12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 158–168.
13. Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99–102.
14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.
15. Фуко М. Герменевтика субъекта (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28840/ogl.shtml).
16. Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/08.php).
17. Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).
18. Borrelli M. 2010 “La fine della Bildung e della Paideia occidentale”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofi che, Pedagogiche e Sociali, 2010, vol. 8, pp. 1–11.
19. Borrelli M. 2012 “La Paideia dell’Occidente”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali, 2012, vol. 12, p. 35.
20. Cambi F. 2011 “La «Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia” in Topoligik, 2011, vol. 10, pp. 2–14.
21. Cambi F. 2008 “La cura in pedagogia: note critiche”, in Corricolo verticale e nuova professionalità docente nella scuola primaria e secondaria, Firenze, 2008, pp. 1–7.
22. Cambi F. Manuale di storia della pedagogia, Roma, Bari, 2009.
23. Caputo F. 2014 “La cura pedagogica come relazione di aiuto”, in Topologik — Rivista Internazionale di Scienze Filosofihe, Pedagogiche e Sociali, 2014, vol. 15, pp. 115–138.
24. 2005 “Cura di sé e pratiche autobiografiche“, in Sarsini D. Percorsi dell’autobiografia, Milano, 2005, pp. 39–52.
25. 2011 “Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 171–183.
26. Dizionario di filosofia, in http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_(Dizionario-di-filosofia)/.
27. Dizionario etimologico online, in http://www.etimo.it.
28. 2011 “Echi della Bildung nel marxismo italiano“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 36–51.
29. Gennari M. 2014 “La nascita della Bildung“, in Studi sulla formazione, 2014, vol. 1, pp. 131–149.
30. 2006 “Heidegger e la pedagogia“, in Studi sulla formazione, 2006, vol. 2, pp. 7–15.
31. La cura di sé come processo formativo, Roma, Bari, 2010.
32. 2006 “La scrittura come «cura di sé»”, in Quaderni di didattica della scrittura, 2006, vol. 6, pp. 27–34.
33. Mortari L. Aver cura della vita della mente, Firenze, 2002.
34. Oniga R. L’idea latina di HUMANITAS, in www.indire.it).

Полякова Мария Александровна

Козлова Мария Андреевна; Кошелева Наталья Валерьевна

Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход

Кошелева Н. В. Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 94-105

DOI: 10.15382/sturIV201538.94-105
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер — это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия.
забота о себе, альтруизм
1. Богданова Е. А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «В ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 77–90.
2. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М., 2014.
3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
4. Леонтьев Д. А. К дифференциальной антропологии // Наука и будущее: идеи, которые изменят мир. Материалы международной конференции. М., 2004. С. 107–109.
5. Михайловская И. Концепция прав человека и их значение для посткоммунистической России // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 9. М., 1997 (URL: http://www.hrights.ru/text/b9/Chapter5.htm).
6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
7. Batson C. D. The Altruism Question: Toward a Social Psychological Answer, Hillsdale, 1991.
8. Batson C. D., Powell A. A. 2003 “Altruism and prosocial behavior”, in Weiner I. B. (еd.) Handbook of Psychology, Hoboken, 2003, vol. 5, pp. 463–484.
9. Boehm C. Hierarchy in the Forest: The Evolution of Egalitarian Behavior, Cambridge, 1999.
10. Bowles S. 2006 “Group Competition, Reproductive Leveling, and the Evolution of Human Altruism”, in Science, 2006, vol. 314, pp. 1569–1572.
11. Boyd R. 2006 “The Puzzle of Human Sociality”, in Science, 2006, vol. 314, pp. 1555–1556.
12. Clarke L. H., Bennett E. V. 2013 “Constructing the moral body: Self-care among older adults with multiple chronic conditions”, in Health, 2013, vol. 17, pp. 211–228.
13. Damasio A. R., Meyer K. 2009 “Consciousness: An Overview of the Phenomenon and of its Possible Neural Basis”, in Laureys S., Tononi G. (еds.) The Neurology of Consciousness, London, 2009, pp. 3–14.
14. Darley J. M., Latané B. 1968 “Bystander Intervention in Emergencies: Diffusion of Responsibility”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1968, vol. 10, pp. 202–214.
15. Dutton J. E., Workman K. M. 2011 “Commentary on «Why Compassion Counts!»: Compassion as a Generative Force”, in Journal of Management Inquiry, 2011, vol. 20, pp. 402–406.
16. Fry D. P., Souillac G. 2013 “The Relevance of Nomadic Forager Studies to Moral Foundations Theory: Moral Education and Global Ethics in the Twenty-First Century”, in Journal of Moral Education, 2013, vol. 42/3, pp. 346–359.
17. Gantt E. E. 2005 “Social Psychology: Exploring Alternative Conceptual Foundations”, in Slife B. D., Reber J. S., Richardson F. C. (еds.) Critical Thinking about Psychology: Hidden Assumptions and Plausible Alternatives, Washington, 2005, pp. 81–96.
18. Gantt E. E., Burton J. 2013 “Egoism, Altruism, and the Ethical Foundations of Personhood”, in Journal of Humanistic Psychology, 2013, vol. 53/4, pp. 438–460.
19. Gantt E. E., Reber J. S. 1999 “Sociobiological and Social Constructionist Accounts of Altruism: A Phenomenological Critique”, in Journal of Phenomenological Psychology, 1999, vol. 30/2, pp. 14–38.
20. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development, Cambridge, 1982.
21. Graham J., Haidt J., Koleva S., Motyl M., Iyer R., Wojcik S., Ditto P. 2014 “Moral Foundations Theory: The Pragmatic Validity of Moral Pluralism”, in Advances in Experimental Social Psychology, 2014.
22. Haidt J. 2008 “Morality”, in Perspectives on Psychological Science, 2008, vol. 3, pp. 65–72.
23. Harbaugh W., Mayr U., Burghart D. 2007 “Neural Responses to Taxation and Voluntary Giving Reveal Motives for Charitable Donations”, in Science, 2007, vol. 316, pp. 1622–1625.
24. Hardy S. B. Mothers and Others, Cambridge, 2009.
25. Illouz E. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism, Cambridge, 2012.
26. Immordino-Yang M. H. 2011 “Me, My «Self» and You: Neuropsychological Relations between Social Emotion, Self-Awareness, and Morality”, in Emotion Review, 2011, vol. 3/3, pp. 313–315.
27. Immordino-Yang M. H., McColl A., Damasio H., Damasio A. 2009 “Neural correlates of admiration and compassion”, in Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2009, vol. 106, pp. 8021–8026.
28. Janoff-Bulman R., Carnes N. C. 2013 “Surveying the Moral Landscape: Moral Motives and Group-Based Moralities”, in Personality and Social Psychology Review, 2013, vol. 17/3, pp. 219–236.
29. Keltner D. Born to be Good: The Science of a Meaningful Life, New York, 2009.
30. Lilius J. M., Kanov J., Dutton J. E., Worline M. C., Maitlis S. 2012 “Compassion Revealed: What We Know about Compassion at Work (and Where we Need to Know More)”, in Cameron K. S., Spreitzer G. (eds.) The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship, Oxford, 2012, pp. 237–287.
31. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization, London, 2003, vol. 6.
32. Nowak M. A., Highfield R. Super Cooperators: Altruism, Evolution, and Why We Need Each Other to Succeed, New York, 2011.
33. Post S. G., Johnson B., McCullough M. E., Schloss J. P. Research on Altruism and Love: An Annotated Bibliography of Major Studies in Psychology, Sociology, Evolutionary Biology, and Theology, Radnor, 2003.
34. Reber J. S., Osbeck L. 2005 “Social psychology: Key issues, assumptions, and implications”, in Slife B. D., Reber J. S., Richardson F. C. (еds.) Critical Thinking about Psychology: Hidden Assumptions and Plausible Alternatives, Washington, 2005, pp. 63–80.
35. Roberto K. A., Gigliotti C. M., Husser E. K. 2005 “Older Women’s Experiences with Multiple Health Conditions: Daily Challenges and Care Practices”, in Health Care for Women International, 2005, vol. 26/8, pp. 672–692.
36. Sepalla E. Why Compassion in Business Makes Sense. In Greater Good: The Science of a Meaningful Life, 2013, in http://greatergood.berkeley.edu/article/item/why_compassion_in_business_makes_sense.
37. Gilbert D. T., Fiske S. T., Gardner L. (eds.) The Handbook of Social Psychology, New York, 1998.
38. Thompson V. A. Without Sympathy or Enthusiasm: The Problem of Administrative Compassion, Tuscaloosa, 1975.
39. Turner J. H. 2010 “Natural Selection and the Evolution of Morality in Human Societies”, in Hitlin S., Vaisey S. (eds.) Handbook of the Sociology of Morality, New York, 2010, pp. 125–145.
40. Turner J. H., Stets J. E. 2006 “Moral Emotions”, in Stets J. E., Turner J. H. (eds.) Handbook of the Sociology of Emotions, New York, 2006, pp. 544–566.
41. Wallach M. A., Wallach L. Psychology’s Sanction for Selfishness: The Error of Egoism in Theory and Therapy, San Francisco, 1983.
42. Warneken F., Tomasello M. 2006 “Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees”, in Science, 2006, vol. 311, pp. 1301–1303.
43. Wilson E. O. The Social Conquest of Earth, New York, 2012.

Козлова Мария Андреевна


Кошелева Наталья Валерьевна

Казакова Анна Юрьевна

Благотворительные и потребительские установки калужан

Казакова А. Ю. Благотворительные и потребительские установки калужан // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 106-115

DOI: 10.15382/sturIV201538.106-115
Проведенный нами в июле 2007 г. в целях выявления шаблонов помогающего поведения жителей Калуги как субъектов частной благотворительности опрос показал, что доля участников благотворительных интеракций мала; регулярное помогающее поведение калужан ограничивается сферой кровнородственных и дружеских связей. Во всех прочих случаях речь может идти лишь об отдельных актах подачи милостыни или избавлении от лишних вещей. Среди всех практикуемых калужанами форм помощи доминирует натуральная, наиболее редкой является трудовая (волонтерство). Благотворительное поведение не зависит от уровня жизни, но тесно связано со стадией жизненного цикла «опустевшее гнездо», на которой человек (особенно женщина) становится более свободным от семейно-группового эгоизма. Сравнение результатов с более поздними (итогами опроса жителей г. Тарусы Калужской области в 2013 г.) позволило оценить их устойчивость во времени и пространстве как высокую.
помогающее поведение, благотворительное поведение, потребительское поведение, уровень жизни, стадия жизненного цикла, религиозность, групповой эгоизм, опрос
1. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / В. Л. Иноземцев, ред. М., 1999. С. 494–505.
2. Барсукова С. Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2004. С. 20–30.
3. Дорожкин В. Альтруизм: так называемое добро (URL: http://www.b17.ru/article/altryizm_tak_nazivaemoe_dobro/).
4. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвин, авт.; Г. С. Никифоров, ред. СПб., 2000. С. 30–31.
5. Рогозин Д. М. Влияние численности семьи на уровень кооперации в телефонном интервью // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 98.
6. Зарубина Н. Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 1.

Казакова Анна Юрьевна

Пичугина Виктория Константиновна; Безрогов Виталий Григорьевич

Образование и забота о себе в эпоху метамодерна

Безрогов В. Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 116-128

DOI: 10.15382/sturIV201538.116-128
Современное переосмысление путей, способов и средств целенаправленной социализации человека в разных пространствах объединяется с рефлексией того, насколько педагогическая реальность интегрирована в повседневную жизнь или обособлена от нее. Новые технологии предлагают множество вариантов подобной интеграции, выдвигая на первый план практики «заботы о себе» в эпоху, которая приходит на смену постмодерну. Переход к «сети» (образовательные платформы, мобильные приложения, инфографика и др.) диктует новые правила построения образовательного диалога «я–другой» и новые диапазоны «заботы» ради сохранения идентичности и обретения себя в культуре. Заботящийся о самом себе человек занимает одно из центральных мест в современной педагогике, старательно осовременивающей античный проект воспитания «заботы о себе».
забота о себе, педагогика метамодерна, образовательное пространство, образовательный выбор, образовательный успех.
1. Бабушкина Д. А. Понимание в структуре «заботы о себе»: обреченность на понимание. Доклад, представленный на VII Ассамблее молодых ученых и специалистов 23 ноября 2002 г. // Философские и духовные проблемы науки и общества. СПб., 2002 (URL: http://anthropology.ru/ru/texts/babushkina/under.html).
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / А. С. Качалова, пер. 2015 (URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml).
3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
4. Иванченко Г. В., Новиков В. В. Экзистенциальный опыт ученичества // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2001. С. 119–122.
5. Иванченко Г. В., Новиков В. В. Экзистенциальный опыт ученичества: инвариантное и уникальное (культурные универсалии и психологические инварианты) // Библиотечное дело. 2011. 10 (148). С. 30–31.
6. Кутырев В. А. Философия постмодернизма. Н. Новгород, 2006 (URL: http://philosophy.ru/library/kutyrev/postmodernphil.html).
7. Лановский М. Ф. Современный проект «заботы о себе» // Человек. 2012. № 6. С. 116–124.
8. Лэндри Ч. Креативный город. М., 2011. С. 15.
9. Петрова Г. И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник ТГУ. 2009. 2(6). С. 140–141.
10. Платон. Горгий // Собр. соч.: В 4 т. / А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, общ. ред. СПб., 2006. Т. 1.
11. Седов В. П. Исследование феномена заботы человека о самом себе в динамике континуального сознания. Магнитогорск, 2001.
12. Скомский Л. В. Духовно-образовательные идеи Античности в свете постметафизической онтологии образования // Вестник ТГУ. 2014. № 378. С. 95, 97.
13. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
14. Фрумин И. Дети городских джунглей: как сделать их счастливыми? Лекция, проведенная в рамках Ученого совета Москвы. М., 2014 (URL: http://www.youtube.com/watch?v=Ob2VhR3rMWc).
15. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.
16. Bingham Ch. Beyond a Schooled Epistemology. Lecture conducted from Institute of Education Higher School of Economics, December 10, Moscow, 2014, in http://www.hse.ru/news/edu/139533883.html).
17. Jin Yang, Valdes-Cotera R. (eds.) Conceptual Evolution and Policy Developments in Lifelong Learning, Hamburg, 2011.
18. De Marzio D. M. 2007 “The Care of the Self: Alcibiades I, Socratic Teaching and Ethics Education”, in The Journal of Education, 2007, vol. 187/3, pp. 109–110.
19. Mortari L. 2008 “Conoscere se stessi per aver cura di sé”, in Studi sulla formazione, 2008, vol. 2, pp. 45–58.
20. My World 2015 Analytics, in http://data.myworld2015.org/.
21. Open Culture. The Best Free Cultural & Educational Media on the Web, in http://www.openculture.com/freeonlinecourses.
22. Panattoni R. 2013 “Le direzioni di significato antropologiche dell’orizzontalità e della verticalità”, in Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sé fraantico e postmoderno, 2013, vol. 1, pp. 281–289.
23. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Whitelock D. Innovation Pedagogy 2014. Exploring New Forms of Teaching, Learning and Assessment, to Guide Educators and Policy Makers, in http://www.open.ac.uk/blogs/innovating/.
24. Webb P. T., Gulson K. & Pitton V. 2012 “The Neo-Liberal Education Policies of Toepimeleia Heautou: Caring for the Self in School Markets”, in Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2012, vol. 32/5.
26. Webb P. T., Gulson K. N. 2003 “Policy Intensions and the Folds of the Self”, in Educational Theory, 2003, vol. 63/1, p. 54.
27. Welsch W. 1988 “«Postmoderne». Genealogie und Bedeutung eines umstrittenen Begriffs“, in «Postmodeme» oder Der Kampf um die Zukunft, Frankfurt am Main, 1988, pp. 9–36.
29. Zavarzadeh M. 1975 “The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American Prose Narratives”, in Journal of American Studies, 1975, vol. 9/1, pp. 69–83.

Пичугина Виктория Константиновна


Безрогов Виталий Григорьевич