/

Хитрюк Вера Валерьевна

Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов


Хитрюк В. В. Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 14-23.

DOI: 10.15382/sturIV201537.14-23

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки будущего педагога к работе в условиях полисубъектного инклюзивного образовательного пространства. Результатом такой подготовки должна стать его инклюзивная готовность как качество личности, каждый компонент которой представлен компетентностным наполнением. Формирование инклюзивной готовности указанного специалиста предполагает создание и внедрение педагогической системы, представленной методологическим, процессуальным и инструментальным уровнями. Компетентностный подход является методологической основой педагогической системы формирования инклюзивной готовности педагога и содержательно реализуется посредством контекстного подхода. Основу закономерностей предлагаемой педагогической системы составляет создание условий усиления инклюзивной готовности посредством снижения когнитивного диссонанса, развития эмоционального принятия субъектов инклюзивного образовательного пространства, минимизации влияния социальных стереотипов и профессиональных предубеждений, релевантности готовности профессиональному поведению педагога. Дидактическая модель является основой процессуального уровня педагогической системы и реализуется посредством использования инструментария метапредметной компетентностно-контекстной технологии.

Ключевые слова

инклюзивное образование, инклюзивная готовность педагога, компетентностный подход, педагогическая система, дидактическая модель, метапредметная компетентностно-контекстная технология.

Список литературы

1. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 54–67.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
3. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб., 2014.
4. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3. С. 189–193.
5. Хитрюк В. В. Дидактическая модель формирования инклюзивной готовности будущих педагогов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 6. С. 14–19.
6. Хитрюк В. В. Контекстные проблемные задачи и ситуации в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 127–130.
7. Edwards W. 1954 “The Theory of Decision-Making”, in Psychology Bulletin, 1954, vol. 51, pp. 380–417.
8. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance, Stanford, 1957.
9. Greenwald A. G. 1968 “Cognitive Learning, Cognitive Response to Persuasion, and Attitude Change”, in Greenwald A. G., Brock T. C., Ostrom T. M. (eds.) Psychological Foundation of Attitudes, New York, 1968, pp. 147–170.
10. Heider F. The psychology of Interpersonal Relations, New York, 1958.
11. Osgood C. E., Tannenbaum P. H. 1955 “The Principle of Congruity in the Prediction of Attitude Change”, in Psychological Review, 1955, vol. 62, pp. 42–55.

Данные об авторе

Хитрюк Вера Валерьевна