/

Фирсова Татьяна Геннадьевна

К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа


Фирсова Т. Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 9-13.

DOI: 10.15382/sturIV201537.9-13

Аннотация

Святочный рассказ рассматривается в статье с позиции школьного анализа произведения в контексте начального литературного образования. Обозначены основные жанровые признаки святочного рассказа, определены психолого-педагогические предпосылки его изучения младшими школьниками. Обоснованы основные принципы (культурологический, концентрический) и формы изучения рождественского текста в начальной школе. Выделено два основных направления изучения подобных произведений, реализуемых на уроке литературного чтения: эмоциональное восприятие текста, создание особой рождественской атмосферы и глубокая аналитическая работа с текстом. Доказано, что анализ произведений святочной прозы эффективнее осуществлять, используя различные виды творческой деятельности учащихся: эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровую деятельность, инсценирование, устное рисование, графическое иллюстрирование, ученическое литературное творчество, самостоятельную исследовательскую деятельность.

Ключевые слова

святочный рассказ, жанровые особенности святочного рассказа, методика изучения святочного рассказа, рождественские тексты в начальной школе.

Список литературы

1. Большая книга Рождества. М., 1999.
2. Мороз Алексий, свящ., Безрукова В. С. Образ русской школы. СПб., 2002.
3. Никитина С. Детский святочный рассказ // Школьная библиотека. 2002. № 7. С. 87–90.
4. Риттина Н. Ю. Рождественская сказка. М., 2009.
5. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5–11 классах. Дис. … канд. филол. наук. М., 2009.

Данные об авторе

Фирсова Татьяна Геннадьевна