/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (37)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Фирсова Татьяна Геннадьевна

К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа

Фирсова Т. Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 9-13

DOI: 10.15382/sturIV201537.9-13
Святочный рассказ рассматривается в статье с позиции школьного анализа произведения в контексте начального литературного образования. Обозначены основные жанровые признаки святочного рассказа, определены психолого-педагогические предпосылки его изучения младшими школьниками. Обоснованы основные принципы (культурологический, концентрический) и формы изучения рождественского текста в начальной школе. Выделено два основных направления изучения подобных произведений, реализуемых на уроке литературного чтения: эмоциональное восприятие текста, создание особой рождественской атмосферы и глубокая аналитическая работа с текстом. Доказано, что анализ произведений святочной прозы эффективнее осуществлять, используя различные виды творческой деятельности учащихся: эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровую деятельность, инсценирование, устное рисование, графическое иллюстрирование, ученическое литературное творчество, самостоятельную исследовательскую деятельность.
святочный рассказ, жанровые особенности святочного рассказа, методика изучения святочного рассказа, рождественские тексты в начальной школе.
1. Большая книга Рождества. М., 1999.
2. Мороз Алексий, свящ., Безрукова В. С. Образ русской школы. СПб., 2002.
3. Никитина С. Детский святочный рассказ // Школьная библиотека. 2002. № 7. С. 87–90.
4. Риттина Н. Ю. Рождественская сказка. М., 2009.
5. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5–11 классах. Дис. … канд. филол. наук. М., 2009.

Фирсова Татьяна Геннадьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Хитрюк Вера Валерьевна

Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов

Хитрюк В. В. Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 14-23

DOI: 10.15382/sturIV201537.14-23
В статье рассматривается проблема подготовки будущего педагога к работе в условиях полисубъектного инклюзивного образовательного пространства. Результатом такой подготовки должна стать его инклюзивная готовность как качество личности, каждый компонент которой представлен компетентностным наполнением. Формирование инклюзивной готовности указанного специалиста предполагает создание и внедрение педагогической системы, представленной методологическим, процессуальным и инструментальным уровнями. Компетентностный подход является методологической основой педагогической системы формирования инклюзивной готовности педагога и содержательно реализуется посредством контекстного подхода. Основу закономерностей предлагаемой педагогической системы составляет создание условий усиления инклюзивной готовности посредством снижения когнитивного диссонанса, развития эмоционального принятия субъектов инклюзивного образовательного пространства, минимизации влияния социальных стереотипов и профессиональных предубеждений, релевантности готовности профессиональному поведению педагога. Дидактическая модель является основой процессуального уровня педагогической системы и реализуется посредством использования инструментария метапредметной компетентностно-контекстной технологии.
инклюзивное образование, инклюзивная готовность педагога, компетентностный подход, педагогическая система, дидактическая модель, метапредметная компетентностно-контекстная технология.
1. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 54–67.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
3. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб., 2014.
4. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3. С. 189–193.
5. Хитрюк В. В. Дидактическая модель формирования инклюзивной готовности будущих педагогов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 6. С. 14–19.
6. Хитрюк В. В. Контекстные проблемные задачи и ситуации в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 127–130.
7. Edwards W. 1954 “The Theory of Decision-Making”, in Psychology Bulletin, 1954, vol. 51, pp. 380–417.
8. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance, Stanford, 1957.
9. Greenwald A. G. 1968 “Cognitive Learning, Cognitive Response to Persuasion, and Attitude Change”, in Greenwald A. G., Brock T. C., Ostrom T. M. (eds.) Psychological Foundation of Attitudes, New York, 1968, pp. 147–170.
10. Heider F. The psychology of Interpersonal Relations, New York, 1958.
11. Osgood C. E., Tannenbaum P. H. 1955 “The Principle of Congruity in the Prediction of Attitude Change”, in Psychological Review, 1955, vol. 62, pp. 42–55.

Хитрюк Вера Валерьевна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Мумриков Олег Александрович

Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви

Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 23-29

DOI: 10.15382/sturIV201537.24-29
В статье рассматриваются библейские, историко-богословские и канонические основания становящейся все более повсеместно распространенной в настоящее время практики особого служения литургии для детей на приходах в России. Анализируется востребованность такого рода богослужений с позиций православной педагогики. Систематизируются существующие подходы к проведению служб для детей на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях с учетом контекста проблематики церковной социализации и воцерковления семьи в целом, в том числе отраженной в общецерковных постановлениях и документах. Совершение Евхаристии как центрального таинства Церкви и Божественной литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает учет целого ряда особенностей. В связи с этим в статье обсуждаются необходимые условия и положительная перспектива систематического развития данной практики в РПЦ. Автор приходит к выводу о важности регламентации формирующейся практики со стороны высшей церковной власти.
Евхаристия, литургия, православная педагогика, православная миссия, приходская община, литургия для детей, церковная социализация.
1. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html
2. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева пустынь, 2009.
3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Внимание к приходящим в храм — наша обязанность. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3748144.html
4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3889092.html
5. Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. URL: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtml
6. Об участии верных в Евхаристии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
7. Успенский Н. Д. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские труды. Сб. 22. М., 1981. С. 83.
8. Шапорев Н., свящ. Особенности регулярного проведения миссионерских литургий на приходе // Московские епархиальные ведомости. М., 2014. № 9–10. С. 143–145.

Мумриков Олег Александрович

Свиридов Владимир Александрович; Дрозд Андрей Валериевич

Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ

Дрозд А. В. Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 30-40

DOI: 10.15382/sturIV201537.30-40
В статье рассматриваются вопросы духовного и духовно-нравственного воспитания курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Указаны принципы, положенные в основу духовного воспитания курсантов. Выделены и раскрыты два основных подхода к пониманию проблемы духовности. Понятие духовности рассмотрено через призму христианской традиции в православной России. Представлены уникальные материалы, касающиеся взглядов отечественных и зарубежных писателей, мыслителей и интеллигенции на значение духовности в воспитании воинов, а также приводятся выдержки из архивных источников нормативно-правовых документов, указывающих на важную роль духовного воспитания в реализации высокого морально-психологического состояния армии. Показано, что на протяжении многих веков в Российском государстве понятие духовности неразрывно связывалось с любовью к Богу и Родине. Авторами представлена система духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной среды военных вузов России. В конце статьи предлагаются мероприятия, способствующие, по мнению авторов, нравственному и духовному воспитанию будущих офицеров в военных вузах.
духовное воспитание, военный вуз, религия, традиция, православие, гражданственность, патриотизм, воспитательная среда, Отечество, армия.
1. Блондель А. Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб., 1836.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
3. Гумилев Л. Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2002.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002.
5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995.
6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Гл. 9. О государстве. Мюнхен, 1962.
7. Коровин В. М., Подлужный В. И., Свиридов В. А., Синева А. А. Духовные основы воспитания курсантов в военных вузах России // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 113.
8. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849. С. 90.
9. Не числом, а уменьем! Военная система А. В. Суворова // Российский военный сборник. Выпуск 18. М., 2001. С. 432.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981.
11. Свиридов В. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Свиридов. Воронеж, 2006.
12. Соловьев В. С. Оправдание добра. Смысл войны // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. С. 251–256.
13. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Свиридов Владимир Александрович


Дрозд Андрей Валериевич

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Маслинский Кирилл Александрович

Правила поведения в советской школе. Часть 2: Слово учителя в устах государства

Маслинский К. А. Правила поведения в советской школе. Часть 2: Слово учителя в устах государства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 41-58

DOI: 10.15382/sturIV201537.41-58
Задачи этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Вторая часть статьи посвящена анализу содержания корпуса из 21 текста правил, напечатанных в СССР (1937—1984) типографским способом от имени отдельных школ. Текст правил, взятый в отдельности, не может использоваться как прямое свидетельство дисциплинарной практики, однако в рамках корпуса вариативность в их содержании и формулировках позволяет наблюдать пространство выбора, в рамках которого действовали составители правил, а закономерности такого выбора позволяют реконструировать логику дисциплинарного мышления, которой они руководствовались. В статье выбор составителей правил рассмотрен на нескольких уровнях. На уровне выбора сферы регулирования (набора ситуаций повседневности, к которым применимы школьные правила) выявилось меньшее, чем можно было бы ожидать, распространение правил на вне школьную повседневность советского ребенка. На уровне выбора деталей повседневности, упоминаемых в правилах, обнаруживается инструмент, обеспечивающий лабильность советской школьной дисциплинарной практики: внимание или невнимание к деталям поведения. Наконец, анализ выбора на уровне формулировок правил позволяет найти отзвуки повседневных конфликтных сценариев в форме запретов и угроз.
история образования, советская история, общеобразовательная школа, правила поведения, «Правила для учащихся», школьная дисциплина.
1. Boostrom R. 1991 “The Nature and Functions of Classroom Rules”, in Curriculum Inquiry, 1991, vol. 21/2, pp. 193–216.
2. Eggermont B. 2001 “The Choreography of Schooling as Site of Struggle: Belgian Primary Schools, 1880–1940”, in History of Education, 2001, vol. 30/2, pp. 129–140.
3. Kirschenbaum L. A. Small Comrades: Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917–1932, New York, London, 2001.
4. Livschiz A. Growing up Soviet: Childhood in the Soviet Union, 1918–1958, Stanford University, 2007.
5. Muckle J. 1987 “The New Soviet Child: Moral Education in Soviet Schools”, in The Making of the Soviet Citizen, Croom Helm, 1987, pp. 1–22.
6. Riordan J. 1987 “The Role of Youth Organizations in Communist Upbringing in Soviet School”, in The Making of the Soviet Citizen, Croom Helm, 1987, pp. 136–160.
7. Thornberg R. 2008 “A categorisation of school rules”, in Educational Studies, 2008, vol. 34/1, pp. 25–33.
8. Thornberg R. 2009 “The Moral Construction of the Good Pupil Embedded in School Rules”, in Education, Citizenship and Social Justice, 2009, vol. 4/3, pp. 245–261.
9. Zajda J. 1988 “The Moral Curriculum in the Soviet School”, in Comparative Education, 1988, vol. 24/3, pp. 389–404.
10. Келли К. Школьный вальс: Повседневная жизнь постсталинской советской школы // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–155.
11. Коротков В. М. Педагогическое требование. М., 1966.

Маслинский Кирилл Александрович

Пиккеринг-Антонова Кэтрин

Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству

Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59-71

DOI: 10.15382/sturIV201537.59-71
Шуйский помещик «средней руки» А. И. Чихачев (1798–1875) оставил после себя необычайно богатый личный архив. С большим интересом Чихачев занимался вопросами воспитания, которое он понимал как основное занятие дворянина, его обязанность. Деятельность дворянина-воспитателя противопоставлялась им материнскому «вскормлению», т. е. обеспечению детей всем необходимым, включавшему в себя не только ведение домашнего хозяйства, но в некоторых случаях и управление всем имением и семейными финансами. Мужская роль в процессе воспитания понималась Чихачевым как интеллектуальное занятие, олицетворение идеала службы государству, а также ее важнейшая разновидность, ставшая доступной для дворян как следствие Манифеста о вольности дворянства 1762 г. Для Чихачева надлежащее воспитание детей стало единственным способом привить нравственные добродетели русскому народу в целом (как дворянам, так и крестьянам), а также противодействовать разрушительным, по его мнению, влияниям городской культуры и секуляризма. В газетных статьях он стремился выразить свои идеи как часть мировоззрения небогатого поместного дворянства, подчеркивая особое значение воспитания и образования молодежи для преодоления трудностей сельского хозяйства в России и для аграрных реформ в целом. Однако доминировавший в то время столичный политический и интеллектуальный дискурс в целом просто не заметил эти голоса из провинции. Воззрения, схожие со взглядами Чихачева, так и не стали преобладающими в ходе дальнейшего развития образования в России, но некоторые из них все же нашли отражение в деятельности первых генераций профессиональных педагогов конца XIX в., которые, в частности, придавали особое значение роли родителей в образовательном процессе.
Чихачев Андрей Иванович, Владимирская губерния, Земледельческая газета, Владимирские губернские ведомости, Московское общество сельского хозяйства, Тейково, поместное дворянство, крепостное право, воспитание, образование, государственная служба, Манифест
1. Cavender M. Nests of the Gentry: Family, Estate, and Local Loyalties in Provincial Russia, Newark, 2007.
2. Engel B. Breaking the Ties that Bound: The Politics of Marital Strife in Late Imperial Russia, Ithaca, 2011.
3. Frazier M. Romantic Encounters: Writers, Readers, and the Library for Reading, Stanford, 2007.
4. Grigoryan B. Noble Farmers: The Provincial Landowner in the Russian Cultural Imagination. Ph.D. Diss., Columbia University, 2011.
9. Kelly C. 2001 “Educating Tat’yana: Manners, Motherhood and Moral Education (Vospitanie), 1760–1840”, in Gender in Russian History and Culture, New York, 2001, pp. 1–28.
10. Kelly C. Refining Russia: Advice Literature, Polite Culture, and Gender from Catherine to Yeltsin, Oxford, 2001.
11. Marrese M. A. Woman’s Kingdom: Noblewomen and the Control of Property in Russia, 1700–1861, Ithaca, 2002.
12. Marrese M. 2010 “The Poetics of Everyday Behavior’ Revisited: Lotman, Gender, and the Evolution of Russian Noble Identity”, in Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2010, vol. 4, pp. 701–739.
13. Antonova K. An Ordinary Marriage: The World of a Gentry Family in Provincial Pickering Russia, New York, 2012.
14. Smith A. Recipes for Russia: Food and Nationhood under the Tsars, DeKalb, 2011.
15. Smith-Peter S. 2004 “Books Behind the Altar: Religion, Village Libraries, and the Moscow Agricultural Society”, in Russian History, 2004, vol. 3, 2004, pp. 213–233.
16. Smith-Peter S. 2007 “Educating Peasant Girls for Motherhood: Religion and Primary Education in Mid-Nineteenth Century Russia”, in Russian Review, 2007, vol. 3, pp. 391–405.
17. Wortman R. 1978 “The Russian Empress as Mother”, in Ransel D. (ed.) The Family in Imperial Russia: New Lines of Historical Research, Urbana, 1978, pp. 60–74.

Пиккеринг-Антонова Кэтрин

Чмелева Елена Викторовна

Отечественные педагоги конца XIX в. об обучении детей языкам

Чмелева Е. В. Отечественные педагоги конца XIX в. об обучении детей языкам // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 72-79

DOI: 10.15382/sturIV201537.72-79
В статье анализируются первые экспериментальные исследования в области обучения детей раннего и дошкольного возраста языкам, представленные в концепциях И. А. Сикорского и М. М. Манасеиной. Отечественные педагоги конца XIX в. дали научное обоснование важности изучения языков для развития ребенка, показали соотношение мышления и речи, раскрыли вопрос о «конкуренции» родного языка с неродным в сфере еще не полностью сформировавшихся мыслительных процессов, выделили принципы и методы обучения языкам, определяли способность ребенка к языкам. И еще один важный вывод, к которому приходили ученые: сложность педагогического решения данной проблемы требует обращения к смежным наукам — физиологии, психологии, экспериментальной педагогике, философии и культурологии. Педагогическое наследие этих ученых не утратило своей актуальности и может представлять интерес для современных педагогов, на практике решающих задачи обучения детей родному и иностранному языкам.
педагогическая теория, И. А. Сикорский, М. М. Манасеина, раннее обучение языкам, соотношение речи и мышления, родного и иностранного языка, методы и приемы обучения языкам, наиболее благоприятный возраст для обучения иностранным языкам.
1. Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А., Чмелёва Е. В. Развитие идей М. В. Ломоносова в отечественной педагогике XIX в. // Педагогика. 2012. № 2. С. 86–94.
2. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже двух столетий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 3–21.
3. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. Психологические особенности речевого развития дошкольников в ситуации билингвизма // Детский сад от А до Я. 2010. № 5. С. 80–85.
4. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб., 1896. Вып. 2.
5. Протасова Е. Ю. Дети и языки: организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду. М., 2008.
6. Ушинский К. Д. Родное слово // Сочинения: В 11 т. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 203.
7. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учебник. М., 2001.
8. Чмелёва Е. В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX — начала XX в.: историко-педагогический очерк. Смоленск, 2008.

Чмелева Елена Викторовна

Гончаров Михаил Анатольевич; Плохова Маргарита Григорьевна

Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России

Плохова М. Г. Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 80-88

DOI: 10.15382/sturIV201537.80-88
В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766–1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы)
1. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.

Гончаров Михаил Анатольевич


Плохова Маргарита Григорьевна

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки

Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89-97

DOI: 10.15382/sturIV201537.89-97
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания религиозной культуры и светской этики в современной российской общеобразовательной школе. Автор акцентирует внимание на необходимости организации и проведения научно-педагогических исследований для решения общих проблем методики преподавания религиозных культур. На примере методики преподавания православной культуры определены основные направления этих исследований.
дидактика, религиозное образование, методика преподавания православной культуры, научное исследование, учебная дисциплина
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Дивногорцева С. Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. 2009. № 1. С. 30–37.
3. Дивногорцева С. Ю. Принципы воспитания в православно-ориентированной педагогической концепции // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2007. № 1. С. 70–90.
4. Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб., 2005.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.
6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. С. 194–257.
8. Grimmitt Michael. 1981 “When is Commitment a Problem in Religious Education?”, in British Journal of Religious Studies, 1981, vol. 29/1, pp. 42–53.

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Трунина Ольга Константиновна

Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры

Трунина О. К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 98-105

DOI: 10.15382/sturIV201537.98-105
Цель статьи — познакомить читателя с особенностями семейных ценностей в православной культуре и исследованиями современных социологов и педагогов, показать возможности использования содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в формировании представлений учащихся о семейных ценностях, основанных на православном мировоззрении, традиционном для русского народа. В статье рассмотрено формирование представления о милосердии и кротости на основании конкретного учебного материала указанного предмета. Эти добрые качества в православной культуре являются нравственной основой отношения человека к окружающим его людям, прежде всего к членам его семьи. Для христианских семейных ценностей характерно понятие иерархии в отношениях между всеми членами семьи. В младшем школьном возрасте следует формировать в первую очередь такие ценности, как почтительное, благодарное и заботливое отношение к родителям и старшим и искренность.
традиционные семейные ценности, православная культура, семья, воспитание, милосердие, кротость, почитание родителей.
1. Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография. Арзамас-Саров, 2008.
2. Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). URL: http:club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85.
3. Балдицына Е. И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/semya-i-gosudarstvo-v-sotsialnom-prostranstve-sovremennoi-rossii#ixzz2OX0uAHWO.
4. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодежи: на примере вузов г. Хабаровска: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-tsennosti-semi-v-soznanii-studencheskoi-molodezhi-naprimere-vuzov-g-khabarovska#ixzz2OkSJJKLQ
5. Гелло Т. А. Воспитание ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2005.
6. Глушкова Е. А. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. социол. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/rol-sovremennoi-rossiiskoi-semi-v-formirovanii-i-sokhranenii-sotsialnykhtsennostei#ixzz2OX0cGTl8
7. Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm
8. Дюльдина Ж. Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. URL: http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-u-yunoshey-semeynyhtsennostey-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy#ixzz2OXKFe5I2
9. Ефименкова С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002.
10. Иванова С. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011.
11. Нестеренко А. И. Динамика семейных ценностей. Социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
12. Уварова В. А. Динамика традиционных семейных ценностей в российской культуре конца XX — начала XXI века: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
13. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

Трунина Ольга Константиновна

ПСИХОЛОГИЯ

Урбанович Любовь Николаевна

Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект)

Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106-116

DOI: 10.15382/sturIV201537.106-116
В статье обосновывается необходимость конфессионального сопровождения дисциплин духовно-нравственной и православной направленности в общеобразовательной школе. Автором отмечается, что конфессиональное сопровождение дисциплин с религиозным содержанием исторически обусловлено и предусмотрено современными нормативными правовыми документами и иными актами в сфере российского образования. На примере Смоленского региона показаны возможные направления конфессионального сопровождения со стороны православной религиозной организации. Описан опыт Смоленской Православной Духовной семинарии, оказывающей православно-конфессиональное сопровождение преподавания дисциплин с религиозным содержанием в регионе. В статье также намечены проблемные вопросы и возможные риски, требующие, по мнению автора, профессионального подхода к их разрешению.
конфессиональное сопровождение, православно ориентированные дисциплины, профессиональная педагогическая подготовка, научнометодическая поддержка, экспертно-консультативная помощь, Смоленская Православная Духовная семинария
1. Зыбина Т. М. От слова к Слову: интегрированное обучение религиозной лексике. Смоленск, 2014.
2. Православная культура в общеобразовательной школе. Методические разработки и рекомендации к курсу / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2010.
3. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-методическое пособие в помощь учителю / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2014.
4. Розина О. В. Профессиональные компетенции и конфессиональное самоопределение педагога духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе // Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-метод. пособие в помощь учителю / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2014.
5. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности / Ж. В. Лукашенкова, авт.-сост. Смоленск, 2013

Урбанович Любовь Николаевна

Малявина Светлана Сергеевна

Детерминанты формирования религиозности личности

Малявина С. С. Детерминанты формирования религиозности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 119-131

DOI: 10.15382/sturIV201537.119-131
В статье представлен анализ детерминант формирования религиозности личности. Материалы статьи представляют собой результат качественного исследования (фокусгрупповая дискуссия и индивидуализированное интервью). Эмпирическая работа велась среди представителей современной молодежи (студенты вузов), постоянно проживающих в Волгоградской области (носители культуры православного христианства, ислама и сторонники атеистического мировоззрения). Изучение указанной проблемы выявило существование четырех основных детерминант религиозности личности: социокультурные условия жизни, семья (особенности межличностных отношений с близкими родственниками), авторитеты, активная личностная позиция. Исследование обнаружило существование некоторых культурно-специфических различий в понимании участниками исследования значимости данных факторов на формирование их религиозности. Все участники исследования подчеркнули, что формирование религиозности находится в зависимости от комплекса детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему, фон для формирования религиозности личности.
детерминанты, религиозность, социокультурные условия жизни, семья, авторитеты, активность
1. Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 139–151.
2. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115–128.
3. Малявина С. С. Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 68–78.
4. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107–111.
5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. С. 343.
6. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7–17.
7. Яворский Р. Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация. URL: http://fapsyrou.ru

Малявина Светлана Сергеевна