/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (36)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Брикунова Светлана Сергеевна; Эглит Анна Александровна

Педагогические возможности музея в художественно-эстетическом развитии личности младшего школьника

Эглит А. А. Педагогические возможности музея в художественно-эстетическом развитии личности младшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 9-18

DOI: 10.15382/sturIV201536.9-18
В статье раскрывается значимость музея как совокупности художественных объектов и педагогических действий, организуемых в динамически развивающейся образовательной среде. Важнейшим свойством музея является погружение человека в специально организованную предметно-пространственную, культуротворческую среду, которая может включать и весь музей в целом, и отдельные музейные экспонаты, способные воздействовать на посетившего музей человека эмоционально, вызывая чувство сопричастности. Диалог в рамках музейной педагогики рассматривается в статье как особая форма духовного общения между субъектами образовательного процесса. Музей — это пространство, в котором раскрываются процессы совместного восприятия и познания произведений искусства и связанных с ними явлений окружающего мира. В процессе совместного познания того или иного явления культуры с разных точек зрения у учащихся появляются средства для выхода за рамки обыденности, происходит накопление рефлексивного опыта согласования ценностей, что задает направленность духовного развития и вынашивания (осознанного принятия) личностно значимых ценностно-смысловых критериев бытия.
музейная педагогика, среда развития, личностно-ориентированное образование, смыслообразующие ценности, культура, диалог культур, эстетическое отношение, дети младшего школьного возраста
1. Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54–65.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Библер В. С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42.
4. Брикунова C. С. Диалог с искусством как сотворчество в свете православной парадигмы // Педагогика искусства. 2012. № 1. [Электронный ресурс.] URL: http://arteducation.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/brikunova_18_mart.pdf
5. Брикунова С. С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования: дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2005.
6. Брикунова С. С. Теоретические предпосылки педагогики искусства в рамках личностно-ориентированного подхода в свете православной парадигмы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 5. С. 102–106.
7. Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.
8. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008.
9. Данилова И. Е. Об искусствознании сегодня // Свой путь в науке: коллективный портрет ИВГИ. М., 2007. С. 15–22.
10. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
11. Леонтьев А. Н. К теории развития ребенка. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
13. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.
14. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
16. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник. М., 1997. С. 102–105.
17. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М., 2000.
18. Мелик-Пашаев А. А. О духовных основаниях художественного творчества. Православная культура в образовательной области «искусство» в школе // Церковное искусство. Его восприятие и преподавание. М., 2007. С. 106–118.
19. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
20. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д., 1996.
21. Пешкова Н. Г., Пешков С. П. Педагог в системе личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д., 1997.
22. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
23. Прп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты.
24. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
25. Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Л., 1983. С. 105–122.
26. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 5–16.

Брикунова Светлана Сергеевна


Эглит Анна Александровна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Куровская Юлия Геннадьевна; Безрогов Виталий Григорьевич

Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени

Безрогов В. Г. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 19-31

DOI: 10.15382/sturIV201536.19-31
В статье рассматриваются пособия 1520–1530-х гг. по обучению народному немецкому языку, автором которых является Валентин Икельзамер — немецкий педагог XVI в., основатель звукового метода обучения грамоте, заключающегося в выработке у учащихся умения выделять звуки из речи. В ходе когнитивно-лингвистического анализа содержания одной из наиболее известных и значимых книг автора — пособия по чтению «Истинный способ научиться читать в кратчайший срок» (Die rechte Weis auff s kürtzist lesen zu lernen, 1527) — раскрываются особенности восприятия понятия «обучение чтению» в педагогической культуре Германии того периода и репрезентации его в учебном процессе. Анализируется композиционная логика учебника, устанавливаются его лексикограмматические контуры, языковое своеобразие и структура в связи с отражением целей и задач пособия как такового. Авторы делают предварительные выводы о степени сформированности понятия «учебник».
букварь, грамматика, начальное обучение, фонетический метод, обучение немецкому языку, Валентин Икельзамер
1. Безрогов В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах и для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №1 (10). С. 14–29.
2. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
3. Eichler (Freyni) Birgit. 1995 “Valentin Ickelsamer und Hans Fabritius — sprachgeschichtliche Reminiszenz an zwei frühe Erfurter Schulmeister“, in Ehrhardt H., Sonntag E. (eds.) Historische Aspekte des Deutschunterrichts in Thüringen. Beiträge zur Geschichte des Deutschunterrichts, Frankfurt am Main, 1995, vol. 24, pp. 33–47.
4. Franck Jakob. 1881 “Ickelsamer, Valentin“, in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), Leipzig, 1881, vol. 13, p. 739.
5. Giesecke Michael. 1992 “Alphabetisierung als Kulturrevolution. Leben und Werk Valentin Ickelsamers (ca. 1500 — ca. 1547)“, in Sinnenwandel-Sprachwandel-Kulturwandel, Frankfurt, 1992, pp. 122–185.
6. Giesecke Michael. 1979 “Schriftspracherwerb und Erstlesedidaktik in der Zeit des ‘gemein teutsch’ — eine sprachhistorische Interpretation der Lehrbücher Valentin Ickelsamers“, in Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, 1979, vol. 11, pp. 48–72.
7. Klages Johanna. Die Lautiermethode, in: http://www.uni-leipzig.de/herder/projekte/alpha/frames/main5.2.htm (Date: 02.01.2014).
8. Klein Wolf Peter. 2010 “Die deutsche Sprache in der Gelehrsamkeit der frühen Neuzeit. Von der lingua barbarica zur HaubtSprache“, in Jaumann H. (ed.) Diskurse der Gelehrtenkultur in der Frühen Neuzeit: Ein Handbuch, Berlin; New York, 2010, pp. 465–516.
9. Lobenstein-Reichmann A. & Reichmann O. (Hrsg.) Frühneuhochdeutsch. Aufgaben und Probleme seiner linguistischen Beschreibung (Germanistische Linguistik 213–215), Hildesheim; Zürich; New York, 2011.
10. Looss Sigrid. 1991 “Der Rothenburger Schulmeister Valentin Ickelsamer“, in Zeitschrift für bayerische Kirchengeschichte, 1991, vol. 60, pp. 1–19.
11. Niederer Heinrich. 1974 “Ickelsamer, Valentin“, in Neue Deutsche Biographie (NDB), Berlin, 1974, vol. 10, p. 112.
12. Noll Heinrich. Der Typus des religiösen Grammatikers im 16. Jahrhundert, dargestellt an Valentin Ickelsamer, Marburg Uni, 1936.
13. Sigrid D. Die Aussprache des Fruhneuhochdeutschen nach Lesemeistern des 16. Painter Jahrhunderts, Frankfurt am Main, 1989.
14. Sigrid D. 1992 “The School Masters as a Source for the Pronunciation of Early New High Painter German”, in Rauch I., Carr G. F., Kyes R. L. (eds.) On Germanic Linguistics: Issues and Methods, Berlin; New York, 1992, pp. 233–244.
15. Rössing-Hager Monika. 1998 “Ickelsamer, Valentin“, in Killy W. (ed.) Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, Gütersloh; München, 1988–1991 (CD-ROM: Berlin 1998), vol. 6, p. 31.
16. Schnurrer Ludwig. 2002 “Valentin Ickelsamer (ca. 1500–1547), Laientheologe und Pädagoge“, in Fränkische Lebensbilder, Würzburg, 2002, vol. 19 (Reihe VII A), pp. 51–64.
17. Velten Hans Rudolf. 2012 “Frühe Lese- und Schreiblernbücher des 16. Jahrhunderts. Zu Valentin Ickelsamers Die rechte weis, aufs kürtzist lesen zu lernen (1527) und Teütsche Grammatica (1532?)“, in Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2012, vol. 17, pp. 31–48.
18. Vice Roy L. 1995 “Valentin Ickelsamer. Seine Wandlung vom Rebellen zum Quietisten“, in Die Linde, 1995, vol. 77, pp. 65–70, 73–80.
19. Winters Margaret E., Tissari Heli, Allan Kathryn. Historical Cognitive Linguistics, Berlin; New York, 2010.
20. Wozilka Jenny. 2002 “Lesenlernen im 16. Jahrhundert: Valentin Ickelsamer“, in Arnold Grömminger (ed.) Geschichte der Fibel, Frankfurt am Main, 2002, pp. 201–215.

Куровская Юлия Геннадьевна


Безрогов Виталий Григорьевич

Агеева Антонина Владимировна

Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. (по материалам журнала «Военная быль»)

Агеева А. В. Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. (по материалам журнала «Военная быль») // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 32-45

DOI: 10.15382/sturIV201536.32-45
В статье рассматриваются формы организации досуга детей и подростков, практиковавшиеся в кадетских корпусах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в. Основным источником исследования послужили воспоминания бывших воспитанников кадетских корпусов, опубликованные в журнале «Военная быль» в период с 1952 по 1974 г. Наряду с традиционными видами досуга, такими как спортивные игры, экскурсии и походы, в источниках описываются более сложные формы его организации — корпусные музеи, рукописные кадетские журналы, кадетский летний лагерь в Петергофе, литературномузыкальные вечера и спектакли. Анализ источников позволяет сделать вывод о многообразии видов досуга кадет, выявить общие формы досуга, характерные для всех учебных заведений такого рода и уникальные, встречающиеся в отдельно взятых кадетских корпусах, а также выяснить некоторые методические особенности их организации.
история педагогики, военная педагогика, военно-учебные заведения Российской империи, кадетские корпуса, гендерное воспитание, внеклассная работа с подростками, формы организации детского досуга

Агеева Антонина Владимировна

Становская Татьяна Алексеевна

Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в православной школе: опыт дореволюционной России

Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в православной школе: опыт дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 46-55

DOI: 10.15382/sturIV201536.46-55
Одной из основных дисциплин, которыми представлено изучение православной культуры в современных православных школах, является предмет «Основы православной веры (или Закон Божий)», который включает в себя такой важный аспект, как изучение молитв. Рассматривая существовавший в отечественной дореволюционной школе методический опыт изучения раздела молитв на уроках Закона Божия, автор статьи предлагает с целью предотвращения педагогических ошибок проанализировать и задействовать его в современных православных школах. В статье представлены некоторые методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в дореволюционной России, выявленные в ходе историкопедагогического анализа учебно-методической литературы. Одна из них связана с порядком изучения молитв в программе курса Закон Божий, который в дореволюционной практике был представлен пятью различными подходами. Также представляется важным рассмотреть в статье предлагаемые в дореволюционной методической литературе три способа изучения молитвы. Содержащиеся в статье данные могут стать необходимым материалом при разработке методических рекомендаций изучения православной культуры, в частности изучения молитв в современных православных школах.
молитва, методика изучения молитвы, основы православной веры, Закон Божий, дореволюционная школа, конфессионально-ориентированная (православная) школа
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Ильминский Н. И. Беседы о народной школе. СПб., 1889.

Становская Татьяна Алексеевна

Маслинский Кирилл Александрович

Правила поведения в советской школе. Часть 1: Слово государства в устах учителя

Маслинский К. А. Правила поведения в советской школе. Часть 1: Слово государства в устах учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 56-72

DOI: 10.15382/sturIV201536.56-72
Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных документах о школе, а также корпус текстов правил в советских школах c 1930-х по 1980-е гг. История правил поведения в советской школе насчитывает несколько стадий: сначала полное их игнорирование (1917–1927), затем постепенная легитимация в руководящих постановлениях (1927–1935), перешедшая в период ожидания обещанных в правительственном постановлении правил (1935–1943), потом десятилетие (1943–1954) концентрации внимания на «Правилах для учащихся», принятых в 1943 г., и, наконец, постепенный переход дисциплинарных функций к единым требованиям (1954–1972). «Правила для учащихся» 1943 г. отличались от аналогичных правил 1874 г. наличием отчетливой функции конструирования идеального образа советской школы и школьника. Перевес символической функции предопределил утрату новыми Правилами функции дисциплинарного регулирования школьной повседневности.
история образования, советская история, общеобразовательная школа, правила поведения, «Правила для учащихся», школьная дисциплина
1. Колмакова М. Н. От составителя / Борис Петрович Есипов (1894–1967): Библиографический указатель / С. Ф. Батракова, сост. М., 1992.
2. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960.
3. Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы: От Государственной комиссии по просвещению. 16 октября 1918 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. / А. А. Абакумов [и др.], сост. М., 1974. С. 137–145.
4. Магсумов Т. А. Правовые акты как источник по истории среднего профессионального образования в дореволюционной России // Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 353–362.

Маслинский Кирилл Александрович

Саввина Ольга Алексеевна

«Различен милования образ и широка заповедь сия» (о благотворителях Московского учительского института)

Саввина О. А. «Различен милования образ и широка заповедь сия» (о благотворителях Московского учительского института) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 73-83

DOI: 10.15382/sturIV201536.73-83
Статья посвящена благотворителям Московского учительского института, существовавшего в Первопрестольной с 1872 по 1918 г. Институт готовил учителей городских училищ и славился высоким уровнем образования на всю страну. Он находился на казенном содержании, но вместе с тем в его развитие и процветание большой вклад внесли благотворители, имена которых до настоящего времени были неизвестны. В статье впервые восстанавливаются имена благотворителей, сделавших наиболее крупные пожертвования, большая часть из которых тратилась на учреждение стипендий для бедных воспитанников и строительство зданий. Особое внимание уделяется личности почетного попечителя — Константину Владимировичу Третьякову, постоянно оказывавшему материальную поддержку Институту; на его пожертвования было учреждено несколько стипендий. Свою материальную лепту в развитие Института внесли и его первый директор А. Ф. Малинин, купеческие вдовы В. А. Алексеева и А. И. Копейкина, известные книгоиздатели В. В. Думнов и И. Д. Сытин и многие другие. В частности, на пожертвования В. А. Алексеевой был построен домовый храм, а капитал А. И. Копейкиной был использован на устройство образовательных курсов для учителей начальной школы. В статье показано, что благотворительность в то время имела религиозно-духовные истоки и была делом привычным, обыденной составляющей русской действительности.
история образования, Московский учительский институт, московские благотворители
1. Бурышкин П. А. История российского купечества. М., 2013.
2. Горбунова Е. Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / В. И. Тропин, ред. М., 2010.
3. Исторические даты торгово-промышленного мира России. 2010 год. М., 2010.

Саввина Ольга Алексеевна

ПСИХОЛОГИЯ

Статья отозвана/Retracted 23.11.2018
Слободчиков Виктор Иванович

Становление отечественной христианской психологии: проблемы и перспективы

Слободчиков В. И. Становление отечественной христианской психологии: проблемы и перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 87-94

DOI: 10.15382/sturIV201536.87-94
Статья отозвана/Retracted 23.11.2018
Статья посвящена проблеме места христианской психологии в системе психологического знания. Автор указывает на необходимость различения двух систем этого знания: психологии психики и психологии человека. Психология психики — это наука о процессе становления той или иной психической формы; психология человека — наука об уже установившихся психических формах, уже присутствующих в нашем сознании и «живущих по своим законам». Автор предлагает различение разных логик исследования и описания его результатов и насчитывает таковых три: первая логика работает с объектным незнанием, незнанием объекта изучения, вторая — с незнанием истории и закономерностей становления некоего феномена, третья — с незнанием смысла и назначения феномена. Он призывает исследователей и практиков переходить от первой, объектной логики, к третьей, работать на стыке не «души и тела», а «души и духа». Для этого, по мнению автора, необходимо гармонизировать христианскую, психологическую и педагогическую антропологии и, вследствие антропологической парадигмы в системах гуманитарного знания, различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию — психологию пути.
личность, психическое, субъективное, духовное, духовнодушевные усилия, психология психики, психология человека, православная (христианская) психология, христианская антропология, психологическая антропология, педагогическая антропология
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Миракян А. И. Контуры трансцендентальной психологии. Кн. 1. М., 1999; Кн. 2. М., 2004.
4. Панов В. И. Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 82–107.
5. Франк С. Л. Реальность и человек. Минск, 2009.

Слободчиков Виктор Иванович

Янушкявичене Ольга Леонидовна

Джеймс Фаулер о психологии развития веры

Янушкявичене О. Л. Джеймс Фаулер о психологии развития веры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 95-101

DOI: 10.15382/sturIV201536.95-101
Настоящая работа посвящена изучению опытного исследования развития веры Джеймса Фаулера. Разработанные Фаулером методики и собранный им богатый экспериментальный материал представляют значительный потенциал для исследователей процесса становления и развития религиозной идентичности личности. Исследования Джеймса Фаулера опирались на работы Э. Эриксона, Л. Кольберга, Ж. Пиаже. Основываясь на 359 интервью, Фаулер постулировал последовательность шести дискретных стадий развития веры, каждая из которых постепенно строится на более ранних стадиях. Для каждой из стадий Фаулер разработал многомерные измерения, выделяя семь составных аспектов. Стадии относительной стабильности чередуются с переходными периодами, в течение которых один или более аспектов веры изменяются в своей форме, пока все аспекты не перейдут в новую, стабильную стадию.
Джеймс Фаулер, стадии развития веры, религиозная идентичность личности, интервью, аспекты, переходные периоды
1. Янушкявичене О. Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М., 2005. С. 134–145.
2. Astley J. 2000 “On Gaining and Losing Faith with Style: A Study of Post-Modernity and or Confusion among College Students”, in Francis L. J. and Katz Y. J. (eds.) Joining and Leaving Religion: Research Perspectives, Leominster, 2000, pp. 249–268.
3. Kohlberg L. 1969 “Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization”, in Handbook of Socialization Theory and Research, Chicago, 1969, pp. 347–480.
4. Parks S. The Critical Years: The Young Adult Search for a Faith to Live by, San Francisco, 1986.
5. Piaget J. Six Psychological Studies, New York, 1967.

Янушкявичене Ольга Леонидовна

Икорский Алексей Анатольевич

Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными

Икорский А. А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 102-121

DOI: 10.15382/sturIV201536.102-121
В статье анализируются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у медработников хосписа. Несмотря на то что такой медработник заранее знает, что больной не выздоровеет, факт смерти последнего не может не повлиять на медработника эмоционально. В исследовании, проведенном автором статьи, указанное предположение подтверждается, но только в случае у такого медработника небольшого опыта — до 3-х лет. С увеличением стажа работы картина меняется, и эмоциональное выгорание у медработников становится ниже за счет увеличения степени психологической защиты и качественного изменения смысложизненных ориентиров. Установки лиц, работающих с умирающими более указанного срока, меняются в сторону большей удовлетворенностью своей жизнью, позитивной оценки ее результатов, ответственности за личные выборы, решения.
синдром эмоционального выгорания, истощение, умирающие больные, помощь, паллиативная помощь, самооценка, самоактуализация, защитные механизмы, смысл жизни, смысложизненные ориентиры
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. СПб., 2008.
3. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2002.
4. Егоров И. В. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования // Начальная школа и образование. 2012. № 3. С. 43–47.
5. Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 131–141.
6. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. С. 25–34.
7. Кузнецова О. А. Психологические особенности синдрома выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / В. В. Лукьянов, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов, ред. Курск, 2008. С. 220–228.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., 2000.
9. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
10. Петраш М. Д. Синдром выгорания в профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / В. В. Лукьянов, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов, ред. Курск, 2008. С. 229–234.
11. Подсадный С. А., Орлов Д. Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / В. В. Лукьянов, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов, ред. Курск, 2008. С. 13–35.
12. Сазонов В. Я. Профессиональное выгорание у врачей-онкологов, особенности его формирования и психопрофилактика: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2012. С. 25.
13. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. № 43. С. 25–32.
14. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / В. В. Лукьянов, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. А. Подсадный, Л. Н. Юрьева, С. А. Игумнов, ред. Курск, 2008.
15. Фоминых Е. Синдром выгорания у врачей, оказывающих психиатрическую помощь. Доклад на XI Летней Школе ЕКПП-Россия, 26–30 июня 2011 г. // Вестник психоанализа. 2011. № 1. С. 169–172.
16. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000.
17. Эккерт Н. В. Научное обоснование организационно-функциональной модели системы паллиативной помощи населению: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2010.
18. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // In Professional burnout: recent developments in theory and research / W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek, eds. London, 1993.

Икорский Алексей Анатольевич

Арапова Полина Иосифовна

Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте

Арапова П. И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 122-129

DOI: 10.15382/sturIV201536.122-129
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме — влиянию образа будущего на выбор жизненного пути в юношеском возрасте. Цель статьи — осмыслить выбор жизненного пути как социально-педагогический феномен, соотнести его с образом будущего в юношеском возрасте и проанализировать педагогический опыт сопровождения выбора жизненного пути в процессе обучения старшеклассников. Для достижения данной цели проанализированы результаты диагностики образа будущего у учащихся 10–11 классов (использовались анкета Seiffqe-Krenke и рефлексивное сочинение «Я и мое будущее»). Анализ показал, что цели юношей и девушек малореалистичны, недифференцированны; в сознании старшеклассников доминирует ориентир на «хорошую высокооплачиваемую» работу. Проанализирован также опыт организации учебных дискуссий, направленных на формирование готовности старшеклассников к осознанному выбору жизненного пути. В результате можно сделать вывод о том, что педагог, целенаправленно организуя смыслообразующую деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, способствует формированию реального образа будущего, развитию рефлексии и формированию осознанного отношения старшеклассников к выбору жизненного пути.
жизненный путь, образ будущего, выбор жизненного пути, юношеский возраст, осмысление жизни как ценности, учебные дискуссии как методики содействия выбору жизненного пути
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
3. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад Института социологии РАН. М., 2007.
4. Чукмарова И. Р. Сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций религиозной и нерелигиозной молодежи // Сборник научных статей молодых ученых, посвященных Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов — один мир» (психология в зеркале междисциплинарных подходов). Ярославль, 2012. Т. 2. С. 175–179.
5. Хухлаева О. В. Психология подростка. М., 2008.

Арапова Полина Иосифовна