/

Миронова Марина Николаевна

Категория «совесть» в православно-ориентированной психологии


Миронова М. Н. Категория «совесть» в православно-ориентированной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 126-145.

DOI: 10.15382/sturIV201435.126-145

Аннотация

В сциентистской психологии, которая является мощной конституирующей силой современного общества, вообще нет такой категории, как «совесть». Но многие авторы ставят вопрос о возможности и необходимости возвращения в нее этой базовой нравственной категории. Для перевода в психологию тех знаний о совести, которые содержатся в христианской антропологии, мы предлагаем воспользоваться выводами, сделанными в результате анализа христианских источников, и моделью, выстроенной автором на страницах книги «К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте».

Ключевые слова

совесть, смысл, смысловая структура, идеальная смысловая модель должного

Список литературы

1. Андрей Лоргус, свящ. Православная антропология. М., 2003.
2. Апокалипсис в учении древнего христианства. Толкование архиепископа Аверкия (Таушева). М., 2001.
3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
4. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997.
5. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
6. Герасимов С. А. Совесть как феномен духа // МПЖ. 2007. № 3. С. 89–104.
7. Евтушенко Е. А. Муки совести. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
9. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
11. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. М., 2004.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.
14. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
15. Миронова М. Н. К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
16. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.
17. Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2001. Т. 1.
18. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. Т. 2.
19. Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2007.
20. Прп. Иоанн Дамаскин. Полное изложение православной веры. М., 2007.
21. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998.
22. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т. 5. М., 1992.
23. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. V. М., 1994.
24. Свт. Феофан Затворник. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. М., 1890.
25. Сержантов П. Б. Исихастская антропология. М., 2010.
26. Стефан Кашменский, прот. Святоотеческое учение о душе. Ротопринтное издание. Пермь, 2002.
27. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
28. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 68–131.

Данные об авторе

Миронова Марина Николаевна