/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (35)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Плешаков Владимир Андреевич

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования

Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 9-22

DOI: 10.15382/sturIV201435.9-22
В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека. Раскрывается идея развития киберпедагогики (инновационной отрасли психологопедагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-образовательных технологий) и дается обоснование необходимости применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач воспитания и обучения человека XXI века.
киберпространство, киберреальность, киберонтология, киберонтологический подход в образовании, киберпедагогика, киберпсихология, Homo Cyberus, киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека, социализирующая среда, киберсоциал
1. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: Монография / В. А. Плешаков, ред. Норильск, 2012.
2. Дима Соловьев. Новые медиа, социальные сети, complexity, медиаскетизм и презентации [Электронный ресурс]. URL: http://www.soloveev.ru
3. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука — реформе школы). М., 1988. С. 16–17.
4. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст. / В. А. Сластенин, Е. А. Леванова, ред. М., 2005. Вып. 21. С. 48–49.
5. Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131–141.
6. Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3. Т. 1. С. 32–39.
7. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. М., 2012.
8. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография / А. В. Мудрик, общ. ред. М., 2011.
9. Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27–31.
10. Плешаков В. А., Воинова О. И., Плешакова К. А. Трансформация социального воспитания в ХХI веке: о реализации идей В. А. Сластёнина и А. В. Мудрика в киберпедагогике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 32–37.
11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина: В 2-х ч. 16–17 сентября 2010 г. М., 2010. Ч. 1. С. 613–617.
12. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2010. Т. 16. № 2. С. 15–18.
13. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 25. С. 129–133.
14. Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А, Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 4–11.
15. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Плешаков Владимир Андреевич

Мумриков Олег Александрович

Христианско-апологетические аспекты курса «Естественнонаучная картина мира» в рамках подготовки бакалавров по профилю «Начальноеобразование» на педагогическом факультете ПСТГУ

Мумриков О. А. Христианско-апологетические аспекты курса «Естественнонаучная картина мира» в рамках подготовки бакалавров по профилю «Начальноеобразование» на педагогическом факультете ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 23-31

DOI: 10.15382/sturIV201435.23-31
В статье рассматриваются задачи нового курса «Естественно-научная картина мира» в рамках подготовки православных педагогов начальной школы на Педагогическом факультете ПСТГУ. Представляется структура дисциплины, ее авторское методологическое обеспечение в контексте требований современного ФГОСа начального общего образования (2009 г.), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (2013 г.), общих задач образования, в том числе с точки зрения православной педагогики. Показывается необходимость органичного восполнения данного курса как абстрактно-систематического богословско-философским христианско-апологетическим компонентом. Данный подход к университетскому образованию позволяет профессиональным православным педагогам при гармонизации курсов «Окружающий мир», «Основы православной культуры» и ряда других дисциплин помочь учащимся начальной школы сформировать целостное восприятие мироздания, отношение к научному мышлению как к творчеству и служению Творцу.
апологетика, естественно-научная картина мира, концепции современного естествознания, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, начальная школа, православная культура
1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2001.
2. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
3. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008.
4. Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
5. Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html
6. Кураев А., протодиак. Полемичность Шестоднева // Альфа и Омега. М., 1999. № I (12). [Электронный ресурс.] URL: http://ao.orthodoxy.ru/arch/012/012-kuraev.htm
7. Ламанаускас В. Значение компонента химии в начальной школе: сравнительный анализ зарубежного опыта // Свиридовские чтения: Сб. ст. Вып. 6. / О. А. Ивашкевич, отв. ред. Минск, 2010. [Электронный ресурс.] URL: http://www.academia.edu/1131905/
8. Малиновская Ю. В. Принципы построения и методика реализации пропедевтического курса химии для 6, 7 классов: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.
9. Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т. 1. Истоки религии / С. Аверинцев, предисл. М., 1991.
10. Мумриков Олег, свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад; М., 2013. Второе издание — 2014 г.
11. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. СПб., 2007.
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е. С. Савинов, сост. М., 2013. (Стандарты второго поколения).
13. Туровцев Т. А. Творение и преображение. СПб., 2008.
14. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. Обратная перспектива // Сочинения. М., 1999. Т. 3 (I).
15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
16. Яки С. Л. Шестоднев: космогенезис, соблазн конкордизма // Библия о творении и бытии мира. [Электронный ресурс.] URL: http://www.spbda.ru/theology/cont/sixday.php
17. Gould S. J. Impeaching a Self-Appointed Judge (review of Phillip Johnson’s Darwin on Trial) // Scientifi c American, 267 (1992).
18. Haught John F. Is Nature Enough? Meaning and Truth in the Age of Science (Является ли природа достаточной? Смысл и истина в век науки). Cambridge University Press, 2006.

Мумриков Олег Александрович

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Ромм Татьяна Александровна

Становление и развитие интерпретативного образа социального воспитания в отечественной педагогике

Ромм Т. А. Становление и развитие интерпретативного образа социального воспитания в отечественной педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 32-43

DOI: 10.15382/sturIV201435.32-43
Неконвенциональность представлений о социальном воспитании, свойственная современному развитию педагогической науки, связана с уточнением методологических позиций, задающих способы осознания и восприятия педагогических феноменов. Ракурс анализа сдвигается в сторону индивидуализированных характеристик социальных ситуаций и путей их преобразования. Для прояснения сущности феномена социального воспитания недостаточно обращения к эвристическим возможностям нормативнообъясняющей методологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), реализация же иной исследовательской ориентации связана с интерпретативно-понимающим научным подходом (В. Дильтей, Дж. Г. Мид и др.), провозглашающим множественность проявлений любого социального феномена. В статье анализируются источники формирования интерпретативного теоретического образа социального воспитания, раскрываются особенности его становления и развития в отечественной педагогике.
социальное воспитание, нормативный подход, интерпретативный подход.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация: введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
3. Богданова Е. В., Ромм Т. А. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе: Монография. Новосибирск, 2012.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политиче ского познания // Избранные произведения. М., 1990. С. 345–415.
6. Гуссерль Э. Собрания соч.: Т. 3 (1). Логические исследования. Т. 2 (1). М., 2001.
7. Демакова И. Д. Междисциплинарный подход в теории воспитания: в поисках новой методологии // Вопросы воспитания. 2012. № 1 (10). С. 14–19.
8. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы: В 6 т. М., 2001. Т. 4.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М., 1991.
10. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: социокультурный контекст и научно-образовательная практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 4–10.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
12. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 213–222.
13. Мудрик А. В. Мои методологические штудии // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Т. А. Ромм, Т. Т. Щелина, общ. ред. Арзамас: изд. АГПИ, 2011. С. 76–92.
14. Парсонс Т. О структуре социального воздействия. М.: Академический проект, 2000.
15. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 2002.
16. Ромм М. В., Ромм Т. А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 2. С. 32–36.
17. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3. С. 15–25.
18. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35–38.
19. Смирнова Н. М. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 127–137.
20. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
21. Шюц А. Смысловая структура повседневности: Очерки по феноменологической социологии: [Пер. с англ.]. М., 2003.
22. Fischer A. Descriptive Pеdagogik // Denkformen und Forschungsmethoden in der Erziehungswissenschaft. München, 1966. S. 83–99.

Ромм Татьяна Александровна

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Мудрик Анатолий Викторович

Исследование трансформации механизмов социализации: проектипервые результаты

Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации: проектипервые результаты // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 44-51

DOI: 10.15382/sturIV201435.44-51
Рассматриваются проблемы социализации подрастающих поколений в условиях трансформации данного процесса в российском социуме. Следствием этой трансформации стали существенные изменения в соотношении и взаимосвязях различных групп факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микро-) между собой и между отдельными факторами как по горизонтали, в рамках одной группы, так и по вертикали, между, например, семьей и этносом. Возросло непосредственное влияние на социализацию больших и малых групп, а также отдельных индивидов макро- и мезофакторов. Все это создает новую социально-педагогическую ситуацию, которая предполагает рассмотрение воспитания как комплексного механизма социализации, а также новый подход к поселению как фактору социализации — рассмотрение его в качестве синтеза механизмов и средств социализации подрастающих поколений как в процессе стихийной социализации, так и вследствие относительно направляемой и относительно социально контролируемой.
трансформация, социализация, воспитание, механизмы социализации, воспитательные организации, религиозные организации, контркультурные организации, город, поселок, село.
1. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
2. Плешаков В. А. Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 9–17.
3. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 26–31.
4. Склярова Т. В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 15–18.
5. Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 102–109.

Мудрик Анатолий Викторович

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Александрова Екатерина Александровна

Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры

Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 52-59

DOI: 10.15382/sturIV201435.52-59
В статье представлены результаты анализа социокультурных возможностей образовательного пространства для формирования у детей духовно-нравственной культуры в процессе разновозрастного событийного взаимодействия. Доказано, что к социокультурным возможностям образовательного пространства в данном контексте следует отнести вариативные культурные практики и пробы; модернизированные формы организации занятий и внеурочной деятельности детей (игра как спонтанный порядок); ситуации, требующие обсуждений и дискуссий. Показано, что для развития духовно-нравственной культуры важны разновозрастные сообщества детей и взрослых, вневозрастная встреча детей и взрослых, совместное проживание и переживание, что предполагает особый вид педагогической деятельности — педагогическое сопровождение. Выделены виды предтеч-ощущений, которые позволяют человеку воспринять моменты общения с человеком иного возраста как ситуацию встречи (Я вижу в Другом себя…). Представлены принципы организации вневозрастных встреч.
социокультурные возможности, образовательное пространство, детско-взрослое сообщество, вневозрастная встреча, духовно-нравственная культура, предтечи-ощущения, принципы.
1. Александрова Е. А. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. 2008. № 5. С. 219–224.
2. Александрова Е. А. Дети и родители в учреждении дополнительного образования: чем объединить? // Дополнительное образование и воспитание. 2009. № 10. С. 3.
3. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве // Новые ценности образования. 2009. № 1. С. 129–139.
4. Александрова Е. А. Взаимодействие детей и взрослых и создание открытого детсковзрослого сообщества // Новые ценности образования. 2009. № 4. С. 28–32.
5. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 41–44.
6. Метлик И. В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. 2003. № 7. С. 71–78.
7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–13.

Александрова Екатерина Александровна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Закурдаев Алексей Александрович

Идея «как воспитать человека» в классическом памятнике «Ди цзы гуй»

Закурдаев А. А. Идея «как воспитать человека» в классическом памятнике «Ди цзы гуй» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 60-79

DOI: 10.15382/sturIV201435.60-79
Настоящая статья посвящена этическому вопросу, всегда считавшемуся первостепенным в китайской концепции образования. Идея благовоспитанности находит отражение в большинстве дидактических сочинений Древнего Китая. В число классических произведений входит «Ди цзы гуй» («Правила [жизни] для представителей младшего поколения»), ставший популярным учебником в эпоху последней китайской династии Цин (1644–1911). В статье показано, что идея воспитания добропорядочного гражданина Поднебесной сохранила свою актуальность и в XVIII, и в XIX, и в XX столетиях, тем самым продемонстрировав традиционность китайской картины мира. Осуществленный автором статьи перевод данного памятника на русский язык имеет практическую значимость и будет полезен всем, кто интересуется разными аспектами культуры Древнего Китая.
благовоспитанность, конфуцианство, ритуал, человеколюбие, цзюньцзы, межличностные отношения, почтительность.
1. Букварь китайский, состоящий из двух китайских книжек, служит у китайцев для начального обучения малолетних детей основанием. Писан в стихах и содержит в себе много китайских пословиц. Перевел с кит. и манчжурского на рос. язык прозою надворный советник Алексей Леонтиев. СПб., 1779.
2. Гу Хунмин. Дух китайского народа. Хайкоу, 2007. [Gu Hongming Zhongguoren de jingshen. Haikou: Hainan chubanshe, 2007].
3. Закурдаев А. А. Ценностные ориентиры в учебниках для начальной школы в Старом Китае // Учебники детства. Из истории школьной книги VII–XXI веков. М., 2013. С. 10–28.
4. Кобзев А. И. Сань-цзы-цзин // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. / М. Л. Титаренко, гл. ред. М., 2009. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здраво- охранение и образование. С. 825–828.
5. Лунь юй тунъи. Пекин, 2008. [Lun yu tongyi. Beij ing, 2008].
6. Мое самое серьезное увлечение — чтение книг // Жэньминь ван. 14 февраля 2014 год. [Wo zui da de aihao shi dushu // Renmin wang] [Электронный ресурс.] URL: http://paper. people.com.cn/rmrbhwb/html/2014-02/14/content_1390848.htm.
7. Сань-цзы-цзин, или Троесловiе / Перевод монаха Иакинфа (Н. Я. Бичурина). СПб., 1829.
8. Троесловие (Сань-Цзы-Цзин) / Ю. М. Галенович, пер. М., 2012.
9. Цуй Сянцзюнь, Ли Минся, Чжан Гуйин. «Ди цзы гуй». Пекин, 2012. [Cui Xiangjun, Li Mingxia, Zhang Guiying “Di zi gui”. Beij ing: Xifan chubanshe].

Закурдаев Алексей Александрович

Сапрыкина Анна Алексеевна

Роль отца в педагогическом учении святителя Иоанна Златоуста

Сапрыкина А. А. Роль отца в педагогическом учении святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 80-89

DOI: 10.15382/sturIV201435.80-89
В статье рассматривается учение свт. Иоанна Златоуста о значении отца в образовании ребенка и заботе о нем. Отец показан как глава семьи, буквально царь в доме. При этом царьотец несет ответственность перед Царем-Богом за воспитание своих детей. Основная роль царя-отца — это промышление о ребенке, т. е. всесторонняя забота о нем, руководство всей жизнью воспитанника, управление образовательным процессом, в том числе выбор учителей. Также отец назван учителем — это первая и основная задача отца. Златоуст призывает отца и наставлять мать как воспитательницу ребенка, и непосредственно самому учить своих детей, в первую очередь имея в виду нравственное и религиозное обучение.
Иоанн Златоуст, отец, мать, родители, семья, образование, учитель, промышление, воспитание, обучение, власть, царь в доме.
1. Беседа избранна Иоанна Златоуста о воспитании чад. Львовское братство, 1609.
2. Кибардин Н. П. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910.
3. Мансуров И. Х. Arche как антропологический принцип в богословии и философии святителя Иоанна Златоуста // Альфа и Омега. 2008. 1 (51). C. 82–95.
4. О воскормлении детии // Златоструй (ОР РГБ. Ф. 98. Оп. 240. Л. 249).
5. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27).
6. Св. Тихон Задонский. Об истинном христианстве // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 2003. Т. 4. С. 849–856.
7. Свт. Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб., 1895–1906. Т. 1–12, репринтное издание: М.: Православная книга (Т. 1–2), «Златоуст» (Т. 3–6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн. 2 — Т. 7), Радонеж (Т. 8–12), 1991–2004 гг.
8. Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. 1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья.
9. Фомина М. С. Древнейшие списки сборника Златоструй в ранней славянской письменности XI–XII веков // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47.
10. Balla P. The Child-Parent Relationship in the New Testament and its Enviroment. Tübingen, 2003.
11. Ebner E. Elementary Education in Ancient Israel. Charlestone, 2011.
12. Gärtner M. Die Familienerziehung in der alten Kirche. Köln, 1985.
13. Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni.
14. Joannes Chrisostomus. De inani gloria et de educandis liberis // A.-M. Malingrey, Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l'éducation des enfants // Sources chrétiennes. Paris, 1972. Vol. 188.

Сапрыкина Анна Алексеевна

Емельянова Анна Вячеславовна

Мемуары об обучении детей духовного сословия в России XVIII в

Емельянова А. В. Мемуары об обучении детей духовного сословия в России XVIII в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 90-102

DOI: 10.15382/sturIV201435.90-102
В статье на основании мемуаров рассматривается обучение детей духовного сословия в России XVIII в. Из 100 мемуаров, проанализированных нами, только в шести имеются сведения об этом обучении: мемуарах митрополита Платона, надворного советника И. Г. Григорьева, губернского прокурора Г. И. Добрынина, поэта и переводчика И. И. Мартынова, сенатора Ф. П. Лубяновского и профессора Санкт-Петербургского университета Я. В. Толмачева. Дается краткая биографическая справка каждому из перечисленных авторов. Все они выросли в семьях священников или дьячков центральной России и Украины. Как правило, начальные знания дети получали от отцов или других родственников, а затем отдавались на обучение в духовные школы. Примечательно, что пять из шести авторов воспоминаний продолжили свое обучение в семинариях, коллегиуме, Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и информация об этом обучении ярко отражает сложные условия, в которых им приходилось овладевать знаниями. Описывается процесс, условия и методы обучения в Славяногреко-латинской академии, Полтавской семинарии и Харьковском коллегиуме. Использование мемуаров позволяет увидеть процесс обучения глазами учеников, специфику получения начальных знаний в домашних условиях и последующего обучения детей в духовных школах. Кратко анализируется состав предметов, условия и методы обучения, отразившиеся на страницах воспоминаний.
Российская империя, XVIII в., домашнее обучение, мемуары, духовенство, Славяно-греко-латинская академия, Полтавская семинария, Харьковский коллегиум
1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2011.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII в. до учреждения министерств. СПб., 1874.
3. Григорьев И. Г. Современные записки надворного советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим написанные. Детям моим // Лященко А. Записки И. Г. Григорьева. СПб., 1899. С. 11–18.
4. Добрынин Г. И. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная. 1752–1827 // Русская старина. 1871. № 2. С. 119–160.
5. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
6. Коллегиум (Харьковский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVa. СПб., 1895. С. 694–695.
7. Лубяновский Ф. П. Воспоминания // Русский архив. 1872. Вып. 1. С. 55–99.
8. Мартынов Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVIIIa. СПб., 1896. С. 701.
9. Миропольский С. И. Очерк истории церковноприходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1–3. СПб., 1894–1895.
10. Автобиография Платона, митрополита Московского. М., 1887.
11. Попов М. Лубяновский Федор Петрович // Русский биографический словарь. Спб., 1914. Т.: Лабзина-Лященко. С. 710.
12. Рункевич С. Платон (П. Г. Левшин) // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Плавильщиков-Примо. С. 49–54.
13. Теплова В. А. Мартынов Иван Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 273–276.
14. Толмачев Я. В. Автобиографическая записка // Русская старина. 1892. № 9. С. 699–724.
15. Феодоровский Д. Очерк истории Харьковского духовного коллегиума // Духовная беседа. 1863. Т. XVIII. С. 169–202.
16. Чистович И. А. История С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857.
17. Добрынин Гавриил Иванович // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Дабелов-Дядьковский. С. 485.

Емельянова Анна Вячеславовна

Котовская Мария Григорьевна

К истории женского образования в России (XVIII–XIX вв.)

Котовская М. Г. К истории женского образования в России (XVIII–XIX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 103-113

DOI: 10.15382/sturIV201435.103-113
В статье рассматривается проблема женского образования в России (XVIII–XIX вв). Потребность общества в женщинах-профессионалах в искусстве, педагогике требовала реформ в женском образовании. И они были проведены. Сначала при Екатерине II, цель которой было формирование одинакового просвещения мужчин и женщин. Был создан Смольный институт, позднее — «мещанские училища». С середины XIX в. в России появляются новые духовные учебные заведения — епархиальные училища. С 1870 г. было разрешено открытие высших женских курсов в главных университетских городах, например, Бестужевских женских курсов. Перед общественной нуждой в женщинах-специалистах отступало неравенство получения образования мужчинами и женщинами.
образование, женское образование, светское, религиозное образование.
1. Белякова Е. В., Белякова Н. А. Женский вопрос. Из истории женского духовного образования в России // КИФА. 2003. № 9. Сентябрь.
2. Крюков Н. Российские традиции социальной помощи. Саратов, 2001.
3. Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и назначение в семье и обществе // Утопический социализм в России. М., 1985.
4. Попов Н. Историческая записка о двадцатилетней деятельности Марьинского женского училища попечительства о бедных в Москве, состоящего в ведомстве учреждений императрицы Марии (1851–1876). М., 1876.
5. Стасов В. В. Надежда Васильевна Стасова. СПб., 1899.

Котовская Мария Григорьевна

ПСИХОЛОГИЯ

Долганов Дмитрий Николаевич

Семантика религиозных ценностей при агрессивном поведении

Долганов Д. Н. Семантика религиозных ценностей при агрессивном поведении // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 117-125

DOI: 10.15382/sturIV201435.117-125
В данной статье продолжается1 исследование семантических особенностей обыденного религиозного сознания. Рассмотрены проявления религиозных ценностей у лиц с агрессивным поведением. Испытуемыми выступили люди, нормативно функционирующие в обществе и отличающиеся друг от друга уровнем агрессивных реакций. Высокие показатели агрессивного поведения не являются критерием девиантности. Результаты проведенного исследования позволяют рассматривать религиозные ценности не просто как часть религии, а как регулятор социального поведения. В динамике видно, что религиозные ценности интернализируются в структуру общественного сознания. Испытуемые с более высокими показателями агрессивности показывают более простую дифференциацию и понимание ценностей, тогда как испытуемые с нормативными показателями демонстрируют более широкое понимание религиозных ценностей.
психосемантика, обыденные религиозные представления, ценностные ориентации, религиозные ценности, агрессивное поведение, регуляция поведения
1. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 103–113.
2. Баева Л. В. Религиозные ценности: неклассический подход [Электронный ресурс.] URL: http://www.aspu.ru/images/File/Publikatzii/Relig_tzennosty.pdf
3. Боровская Е. Р., Пошина С. А. Христианские ценности в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 26–42.
4. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск, 2005.
5. Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садикова О. Г. Тематический философский словарь: учебное пособие. М., 2008.

Долганов Дмитрий Николаевич

Миронова Марина Николаевна

Категория «совесть» в православно-ориентированной психологии

Миронова М. Н. Категория «совесть» в православно-ориентированной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 126-145

DOI: 10.15382/sturIV201435.126-145
В сциентистской психологии, которая является мощной конституирующей силой современного общества, вообще нет такой категории, как «совесть». Но многие авторы ставят вопрос о возможности и необходимости возвращения в нее этой базовой нравственной категории. Для перевода в психологию тех знаний о совести, которые содержатся в христианской антропологии, мы предлагаем воспользоваться выводами, сделанными в результате анализа христианских источников, и моделью, выстроенной автором на страницах книги «К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте».
совесть, смысл, смысловая структура, идеальная смысловая модель должного
1. Андрей Лоргус, свящ. Православная антропология. М., 2003.
2. Апокалипсис в учении древнего христианства. Толкование архиепископа Аверкия (Таушева). М., 2001.
3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
4. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997.
5. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
6. Герасимов С. А. Совесть как феномен духа // МПЖ. 2007. № 3. С. 89–104.
7. Евтушенко Е. А. Муки совести. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
9. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
11. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. М., 2004.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.
14. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
15. Миронова М. Н. К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
16. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.
17. Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2001. Т. 1.
18. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. Т. 2.
19. Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2007.
20. Прп. Иоанн Дамаскин. Полное изложение православной веры. М., 2007.
21. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998.
22. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т. 5. М., 1992.
23. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. V. М., 1994.
24. Свт. Феофан Затворник. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. М., 1890.
25. Сержантов П. Б. Исихастская антропология. М., 2010.
26. Стефан Кашменский, прот. Святоотеческое учение о душе. Ротопринтное издание. Пермь, 2002.
27. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
28. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 68–131.

Миронова Марина Николаевна