/

Бондарева Марина Юрьевна; Ткач Елена Николаевна

Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте


Ткач Е. Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 97-109.

DOI: 10.15382/sturIV201434.97-109

Аннотация

В статье описывается феномен субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте. Авторы размышляют о содержании эмоционального благополучия современных подростков. На основании теоретического анализа были отобраны методики для проведения эмпирического исследования особенностей эмоционального благополучия подростков в образовательных средах с разным социальным статусом (средняя общеобразовательная школа, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, детский дом). В контексте эмпирического исследования были выделены три группы подростков: «эмоционально-благополучные», «эмоционально-нейтральные», «эмоционально-неблагополучные». Содержание эмоционального благополучия подростков этих групп обладает определенной спецификой. Анализ показал, что сама по себе эмоция радости не является показателем эмоционального благополучия подростка. Наличие, отсутствие рефлексии или осознанное отрицание прошлого опыта может влиять на содержание субъективного переживания эмоционального благополучия ребенка. Социальные условия и особенности образовательной среды, в которых развивается ивоспитывается подросток, являются определяющим фактором, корректирующим личностные и социальные параметры идентичности подростка.

Ключевые слова

эмоциональное благополучие, субъективное переживание эмоционального благополучия, подростки, подростковый возраст, образовательные среды с разным социальным статусом, особенности образовательной среды, рефлексивность, эмоции.

Список литературы

1. Аргайл А. Психология счастья. СПб., 2003.
2. Бьюджентал Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М., 1998.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
4. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2011.
5. Орлов Ю. М. Постижение переживания. М., 1996.
6. Рагулина М. В. Смысл Другого как условия диалога: понимание и принятие в психотерапии (на примере психотерапии подростков детского дома) // Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2011. С. 64–69.
7. Реан А. А. Психология личности. СПб, 2013.
8. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., 2002.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002.
11. Фахрутдинова Л. Р. Мышление и переживание субъекта (Взаимоотношения между уровнями интеллекта, особенностями креативности и характером переживания) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 93–107.
12. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб., 2013.
13. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago, 1996.

Данные об авторе

Бондарева Марина Юрьевна


Ткач Елена Николаевна