/

Становская Татьяна Алексеевна

Историческая преемственность изучения православной культуры в России


Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 85-94.

DOI: 10.15382/sturIV201434.85-94

Аннотация

Возрождение интереса к православной культуре в России естественным образом отражается на отечественном образовании: создание воскресных школ и православных гимназий, введение религиозного компонента в общеобразовательную школу (модуль «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»). Однако до сих пор остаются актуальными проблемы, связанные с методикой преподавания православной культуры как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных. В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности методики преподавания православной культуры в дореволюционной России, выявленные в ходе анализа учебно-методической литературы. Одной из первых обозначена проблема построения программы преподавания Закона Божия для воскресных школ и православных гимназий, выбор способа изложения материала, которых в дореволюционной практике было три: поступательный, совместный и концентрический. Каждый из них имел свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке современных программ, направленных на изучение православной культуры. Второй важной проблемой, имеющей первоочередное значение для современной методики преподавания православной культуры, является, по мнению автора, проблема нравственно-ориентированной составляющей уроков Закона Божия и Основ православной культуры. Опираясь на опыт дореволюционных педагогов, автор статьи предлагает использовать для ее решения такие средства, как обращение к опыту ребенка, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов начального этапа изучения опыта преподавания православной культуры в дореволюционной России и касаются наиболее актуальных для современной методики преподавания проблем

Ключевые слова

вероучительные дисциплины, Закон Божий, православная культура, урок, методика преподавания Закона Божия, способ изложения материала, поступательный способ изложения материала, совместный способ изложения материала, концентрический способ изложения матер

Список литературы

1. Аверинцев С. С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1993. Т. 1.
2. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
3. Восторгов И. И., прот. Отчет за 1901–1902 гг. // Духовный Вестник Грузинского Экзархата. 1902. № 16. C. 39–40.
4. Высочайше утвержденные Положения о церковных школах ведомства православного исповедания и об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. СПб.: Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-р пед. наук. М., 2011.
7. Дивногорцева. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 57.
8. Игумен Киприан (Ященко). Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М., 2012.
9. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
10. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Электронный портал Богослов.ru [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/453126.html
11. Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введенного в виде опыта в 1866/67 учебном году) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII).
12. Сосунцов Е. Ф. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
13. Страхов Н. Н. Краткая методика Закона Божия с изложением общих начал и средств религиозного воспитания. М., 1891.
14. Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II: Записки по дидактике. Тверь, 2003. C. 11.
15. Ширский С. И. О преподавании закона Божия в начальных народных училищах. Кострома, 1876.

Данные об авторе

Становская Татьяна Алексеевна