/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (34)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Якушкина Марина Сергеевна

Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых

Якушкина М. С. Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 9-16

DOI: 10.15382/sturIV201434.9-16
Сегодня стратегия развития системы образования взрослых заключается в создании оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В статье рассмотрены в рамках образования взрослых понятия: моделирование, подход, метод, принцип, парадигма; анализируются методологические подходы к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых: андрагогический и событийный подходы. Моделирование  образовательной практики рассматривается как способ, процесс, результат, функция, отношение. Парадигма, которая может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, состоит в обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта. Ориентацию процесса моделирования образовательных практик для взрослых на создание пространства творческого развития личности следует признать наиболее существенной особенностью развития деятельности учреждений дополнительного образования. В этом случае изучение эффективности образовательной практики является необходимой формой групповой и индивидуальной рефлексии
моделирование, метoдологический подход, метод, принцип, парадигма, образовательные практики, неформальное образование взрослых, со-бытийность.
1. Батколина В. В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. М., 2011.
2. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
3. Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010. С. 10–15.
4. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2006.
6. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
7. Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Великий Новгород, 2005.
8. Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17–25.
9. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. New York, 2004.
10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
11. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.

Якушкина Марина Сергеевна

Дюмина Светлана Васильевна

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности

Дюмина С. В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 17-29

DOI: 10.15382/sturIV201434.17-29
Одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает формирование универсальных учебных действий школьников. Очевидно, что достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников. В данной статье в кратком виде представлены результаты исследования проблемы управления формированием универсальных учебных действий школьников в рамках регионального эксперимента: разработка и апробация модели управленческой деятельности,отвечающей логике построения образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.Управление развитием универсальных учебных действий школьников рассматривается как целенаправленное, специально организованное взаимодействие руководителей, педагогов, учащихся и их родителей на основе научно обоснованного анализа образовательного процесса школы, планирования, руководства, организации, контроля и рефлексивного анализа в системе «урок — внеурочная деятельность — домашняя учебнаяработа».
управленческая деятельность, функции управления, фор- мирование универсальных учебных действий, взаимодействие субъектов обра- зовательного процесса
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., 1977.
2. Беленцов С. И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже ХIХ–ХХ вв.: взаимодействие или взаимные претензии // Народное образование. 2005. № 2. С. 185–188.
3. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ в. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2000.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2010.
5. Лернер И. Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. М., 1984.
6. Чуракова Р. Г. Десять базовых принципов эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения. М., 2011.
7. Шамова Т. И., Давыденко Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

Дюмина Светлана Васильевна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Метлик Игорь Витальевич

Взаимодействие основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе

Метлик И. В. Взаимодействие основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 30-38

DOI: 10.15382/sturIV201434.30-38
В статье рассматривается проблема взаимодействия основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в системе общего образования Российской Федерации. Отмечается дисфункциональность взаимодействия этих институтов вследствие деформаций, образовавшихся в предшествующий исторический период и сохраняющихся в текущий. Обосновано положение о том, что восстановление и развитие системы духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования непосредственно связано с функционированием системы образования (школы), государства (органов власти), семьи, Церкви (традиционных религиозных организаций) в режиме социального партнерства.
социальный институт, основные социальные институты, воспитание, духовно-нравственное воспитание, общее образование, духовно-нравственное воспитание в системе общего образования
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. М., 2004.
2. Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10. С. 36–46.
3. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И. В. Метлик, ред. М., 2012.
4. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. Новгородская область [Электронный ресурс.] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19243
5. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. М., 2013.
6. Кравченко А. М. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
7. Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
8. Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс.] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
9. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс.] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118
10. Словарь социально-гуманитарных терминов. М., 1999.

Метлик Игорь Витальевич

Петрина Мария Григорьевна

Зарубежный опыт педагогической профилактики сектантства в молодежной среде

Петрина М. Г. Зарубежный опыт педагогической профилактики сектантства в молодежной среде // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 39-47

DOI: 10.15382/sturIV201434.39-47
Девяностые годы ушедшего столетия явились для истории нашей страны временем, когда мы впервые всерьез столкнулись с проблемой нарастающей активности вербовщиков тоталитарных сект. Большинство деструктивных движений религиозного толка, развернувших свою деятельность на территории стран бывшего Советского Союза, имеют зарубежное происхождение. К тому моменту как отечественные ученые только положили начало поиску методов противостояния культовому насилию, ведущие специалисты стран Северной Америки и Западной Европы уже успели разработать конструктивные мерыантисектантской деятельности. В число таких мер вошла педагогическая профилактика сектантства как наиболее недирективное направление социальной работы. Статья представляет собой обзор современных подходов к предупреждению вовлечения молодых людей в секты в условиях поликультурного общества в зарубежной педагогической науке второй половины ХХ — начала XXI в. Материал будет полезен отечественным социальным педагогам и психологам сферы образования
секта, сектантство, культовое насилие, профилактика, система образования, воспитание, религиозность, духовность, отрочество и юность
1. Безрогов В. Г. Религиозная социализация: ХХ век и перспектива // Вопросы воспитания. 2011. № 2(7). С. 23–41.
2. Ильин И. А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914–1923. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2007.
3. Кожухаров В. Религия и сектантство // Отворено образование. 1996. № 5/6. С. 54–65.
4. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография. СПб., 2005.
5. Мартинович В. А. Профилактика сектантства в школах Австрии // Адукацыя і выхаванне. 2009. № 8. С. 70–74.
6. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.–Воронеж, 2010.
7. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М, 1990. 1.
9. Bloomgarden A., Langone M. D. Preventative Education on Cultism for High School Students: A Comparison of Diff erent Programs’ Eff ects on Potential Vulnerability to Cults, available at: http://www.icsahome.com/articles/preventative-ed-for-high-school-students-csj-1-2
10. Kropveld M. Preventive Education: A North American Perspective, available at: http://www.icsahome.com/articles/preventive-education-kropveld-en3-2
11. Thornburg R. W. Training Residence — Hall Staff // Rudin Marcia R., ed., Cults on Campus: Continuing Challenge. Revised Edition, AFF — American Family Foundation, 1996. P. 44–47.

Петрина Мария Григорьевна

Сапрыкина Анна Алексеевна

Понятие "дома"в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста

Сапрыкина А. А. Понятие "дома"в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48-55

DOI: 10.15382/sturIV201434.48-55
В статье рассматривается образ дома, семьи (oikos) в педагогическом контексте учения святителя Иоанна Златоуста. Показаны основные свойства и функции дома. В творениях Златоуста дом — единое целое, он способен жить духовной жизнью как единый живой организм. Дом может быть также Церковью, небом, где отец и муж как священник учит своих детей и жену. Также дом назван государством-полисом, управляемым царем, войском на поле духовной брани. Златоуст призывает сделать дом также училищем, местом образования детей. Образовательная функция семьи оказывается центральной в учении свт. Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст, дом, семья, брак, малая Церковь, образование, воспитание, обучение, дети
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 161.
2. Златоструй. Слово МА. ОР РГБ ф. 247. № 185, лист 344.
3. Кибардин Н. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910. С. 120.
4. Муретов М. Д. Христианский брак и Церковь. М., 2002. С. 508.
5. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 200.
6. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Г. Дьяченко, сост. М., 1993.
7. Постановления апостольские. Сергиев Посад, 2006. С. 103.
8. Свт. Григорий Богослов, архиепископ константинопольский. Слово 7, надгробное брату Кесарию, говоренное еще при жизни родителей // Собрание творений в двух томах. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 610.
9. Свт Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб, 1895–1906. Т. 1–12, репринтное издание: М.: «Православная книга» (Т. 1–2), «Златоуст» (Т. 3–6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн.2 — Т. 7), «Радонеж» (Т. 8–12), 1991–2004.
10. Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. Т. 1.: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья. М., 1994. С. 190.
11. Служебникъ. М., 1896.
12. Троицкий С. В. Христианская философия брака. Клин, 2001. С. 40. A
13. Greek-English lexicon / completed by Henry George Liddell and Robert Scott. New York, 1996.
14. Bara Z.-J. The Obligation of the Christian Believers in the Works of Saint John Chrysostom // Studia Universitatis Babeş-Bolyai, Theologia Catholica Latina. LV, 2. 2010. P. 74–75.
15. Uciecha A. Rodzina miejscem wychowania w traktacie pedagogicznym o wychowaniu dzieci Jana Chryzostoma // Slaskie studia historyczno-teologiczne. 1986/87. №19/20. Р. 65–92.

Сапрыкина Анна Алексеевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Бачинин Игорь Владимирович

Обоснование антропологического содержания понятия "трезвость"

Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия "трезвость" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 56-71

DOI: 10.15382/sturIV201434.56-71
Многие исследователи отмечают противоречие между широким распространением деятельности по предотвращению алкогольной зависимости и отсутствием научного содержания понятия «трезвость». Критический анализ использования термина «трезвость» в повседневном языке, медицине, психологии, праве позволяет обнаружить отсутствие собственного содержания этого понятия — как правило, оно трактуется как «отсутствие опьянения». Данное исследование направлено на поиск содержания понятия «трезвость», что необходимо для изучения этого феномена и развития трезвенного просве-щения. Путем обращения к церковнославянскому языку и святоотеческой литературе, христианской антропологии в статье выявлено собственное содержание понятия «трезвость» как состояния сознания и христианской добродетели, усилия. Анализ концепций экзистенциально-гуманистической психологии и психологии деятельности позволил установить причинно-следственные отношения между трезвостью и смыслом жизни, служения, самотрансценденции. Показана связь основных антропологических категорий (сознания, деятельности, общности) и понятия трезвости. При анализе деятельности исторических и современных братств и обществ трезвения обнаружено, что трезвость имеет антропологическую природу, является качеством человека и его со-бытийной общности. В результате исследования предложено следующее антропологическое определение понятия «трезвость». Трезвость является результатом усилий человека, направленных на поддержание ясности сознания и внимания к внутреннему миру. Она позволяет человекуразличать и оценивать духовные составляющие, способствующие или препятствующие осуществлению различных видов деятельности, служения, реализации смысла жизни и ценностей со-бытийной общности. В заключение намечены перспективы исследований понятия трезвости и практической деятельности по трезвенному просвещению.
трезвость, трезвение, христианская антропология, психологическая антропология, сознание, деятельность, общность, смысл жизни, служение, самотрансценденция, трезвенное просвещение
1. Бачинин И. В. Трезвость как предмет исследования педагогической антропологии // АПК: регионы России. 2012. № 12. С. 19–21.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб., 1863–1866. [Электронный ресурс.] URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=40460 (дата обращения: 08.07.2014).
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2. [Электронный ресурс.] URL: http://www.efremova.info/word/trezvost.html#.U7u9DvLEd-4 (дата обращения: 08.07.2014).
4. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
5. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
6. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2: Аскетические опыты. М., 1989.
7. Святой Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. М., 1890.
8. Патриарх Алексий II. Трезвое время // Российская газета — Столичный выпуск № 4298 от 17 февраля 2007 г. [Электронный ресурс.] URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2007/02/17.html
9. Плотникова Е. В. Со-бытийная общность как условие духовно-нравственного воспитания человека // АПК: регионы России. № 12. 2012. С. 29–31.
10. Погорелов С. Т. Взаимодействие системы образования с традиционными религиозными объединениями в сфере духовно-нравственного воспитания как условие реализации национальной стратегии развития России // АПК: регионы России. 2012. № 12. С. 26–28.
11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
12. Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М., 2003. [Электронный ресурс.] URL: http://evartist.narod.ru/text15/022.htm (дата обращения: 01.03.2014).
13. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.
14. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов / А. П. Лопухин, ред. [Электронный ресурс.] URL: http://lib.eparhiasaratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/494.html (дата обращения: 01.03.2014).
15. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков, ред. М., 1940. Т. 4. [Электронный ресурс.] URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=77839 (дата обращения: 01.03.2014).
16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. IV.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
18. Хоружий С. С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека. Часть 6–2. Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс.] URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/horuzhiy_pravoslavnaya_askeza_37-all.shtml (дата обращения: 01.03.2014).
19. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. М., 2012.

Бачинин Игорь Владимирович

Торопова Алла Владимировна

Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры

Торопова А. В. Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 72-84

DOI: 10.15382/sturIV201434.72-84
Статья посвящена раскрытию содержания феномена интонирования как психолого-антропологической категории. Рассматриваются биологические, социальные и «энергийные» истоки интонирующего сознания человека. Обосновывается генез музыкально-языкового сознания определенной культуры, конфессии, социума на основе архетипического интони-рующего слоя сознания человека. Показаны возможности дальнейшей научной применимости понятия «интонирование» в исследованиях экспрессивной функции коммуникаций между людьми, пусковых механизмов достижения различных состояний сознания, интонационной формы личности и ее идентичности, в раскрытии смысловой иерархии ее внутреннего пространства.
интонирование, знаковая функция сознания, интонирующее сознание, музыкально-языковое сознание, энергийный облик человека
1. Арсеньев А. С. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Мир психологии: научно-методический журнал. 1999. № 1. С. 5–12.
2. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология / П. С. Гуревич, сост., вступ. ст. М., 1993. С. 28–59.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006.
4. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
5. Курт Э. Музыкальная психология: Области и границы музыкальной психологии // Альманах музыкальной психологии. М., 1994. С. 7–27.
6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
7. Лосев А. Ф. Учение Платона об искусстве // История античной эстетики в 8 т. Т. III. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. C. 11–178.
8. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2013.
9. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. М., 2011.
10. Тинберген Н. Поведение животных. М., 2012.
11. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. СПб., 2002.
12. Хоружий С. С. Духовная практика и «отверзание чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ [Электронный ресурс.] URL: http://lib.rus.ec/b/235223
13. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998.
14. Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Личность. К обобщенной теории психологии. Тбилиси, 1979.
15. Шпет Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы (1914). Томск, 1996.

Торопова Алла Владимировна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Становская Татьяна Алексеевна

Историческая преемственность изучения православной культуры в России

Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 85-94

DOI: 10.15382/sturIV201434.85-94
Возрождение интереса к православной культуре в России естественным образом отражается на отечественном образовании: создание воскресных школ и православных гимназий, введение религиозного компонента в общеобразовательную школу (модуль «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»). Однако до сих пор остаются актуальными проблемы, связанные с методикой преподавания православной культуры как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных. В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности методики преподавания православной культуры в дореволюционной России, выявленные в ходе анализа учебно-методической литературы. Одной из первых обозначена проблема построения программы преподавания Закона Божия для воскресных школ и православных гимназий, выбор способа изложения материала, которых в дореволюционной практике было три: поступательный, совместный и концентрический. Каждый из них имел свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке современных программ, направленных на изучение православной культуры. Второй важной проблемой, имеющей первоочередное значение для современной методики преподавания православной культуры, является, по мнению автора, проблема нравственно-ориентированной составляющей уроков Закона Божия и Основ православной культуры. Опираясь на опыт дореволюционных педагогов, автор статьи предлагает использовать для ее решения такие средства, как обращение к опыту ребенка, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов начального этапа изучения опыта преподавания православной культуры в дореволюционной России и касаются наиболее актуальных для современной методики преподавания проблем
вероучительные дисциплины, Закон Божий, православная культура, урок, методика преподавания Закона Божия, способ изложения материала, поступательный способ изложения материала, совместный способ изложения материала, концентрический способ изложения матер
1. Аверинцев С. С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1993. Т. 1.
2. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
3. Восторгов И. И., прот. Отчет за 1901–1902 гг. // Духовный Вестник Грузинского Экзархата. 1902. № 16. C. 39–40.
4. Высочайше утвержденные Положения о церковных школах ведомства православного исповедания и об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. СПб.: Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-р пед. наук. М., 2011.
7. Дивногорцева. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 57.
8. Игумен Киприан (Ященко). Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М., 2012.
9. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
10. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Электронный портал Богослов.ru [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/453126.html
11. Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введенного в виде опыта в 1866/67 учебном году) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII).
12. Сосунцов Е. Ф. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
13. Страхов Н. Н. Краткая методика Закона Божия с изложением общих начал и средств религиозного воспитания. М., 1891.
14. Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II: Записки по дидактике. Тверь, 2003. C. 11.
15. Ширский С. И. О преподавании закона Божия в начальных народных училищах. Кострома, 1876.

Становская Татьяна Алексеевна

ПСИХОЛОГИЯ

Бондарева Марина Юрьевна; Ткач Елена Николаевна

Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте

Ткач Е. Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 97-109

DOI: 10.15382/sturIV201434.97-109
В статье описывается феномен субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте. Авторы размышляют о содержании эмоционального благополучия современных подростков. На основании теоретического анализа были отобраны методики для проведения эмпирического исследования особенностей эмоционального благополучия подростков в образовательных средах с разным социальным статусом (средняя общеобразовательная школа, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, детский дом). В контексте эмпирического исследования были выделены три группы подростков: «эмоционально-благополучные», «эмоционально-нейтральные», «эмоционально-неблагополучные». Содержание эмоционального благополучия подростков этих групп обладает определенной спецификой. Анализ показал, что сама по себе эмоция радости не является показателем эмоционального благополучия подростка. Наличие, отсутствие рефлексии или осознанное отрицание прошлого опыта может влиять на содержание субъективного переживания эмоционального благополучия ребенка. Социальные условия и особенности образовательной среды, в которых развивается ивоспитывается подросток, являются определяющим фактором, корректирующим личностные и социальные параметры идентичности подростка.
эмоциональное благополучие, субъективное переживание эмоционального благополучия, подростки, подростковый возраст, образовательные среды с разным социальным статусом, особенности образовательной среды, рефлексивность, эмоции.
1. Аргайл А. Психология счастья. СПб., 2003.
2. Бьюджентал Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М., 1998.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
4. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2011.
5. Орлов Ю. М. Постижение переживания. М., 1996.
6. Рагулина М. В. Смысл Другого как условия диалога: понимание и принятие в психотерапии (на примере психотерапии подростков детского дома) // Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2011. С. 64–69.
7. Реан А. А. Психология личности. СПб, 2013.
8. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., 2002.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002.
11. Фахрутдинова Л. Р. Мышление и переживание субъекта (Взаимоотношения между уровнями интеллекта, особенностями креативности и характером переживания) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 93–107.
12. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб., 2013.
13. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago, 1996.

Бондарева Марина Юрьевна


Ткач Елена Николаевна

Долганов Дмитрий Николаевич

Семантические особенности религиозных представлений

Долганов Д. Н. Семантические особенности религиозных представлений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 110-121

DOI: 10.15382/sturIV201434.110-121
В данной статье рассматриваются вопросы сформированности обыденных религиозных представлений на уровне семантических структур сознания. Эмпирические данные, собранные с интервалом в несколько лет, позволяют рассмотреть в динамике трансформацию обыденного религиозного сознания на примере людей, не являющихся постоянными прихожанами.Для анализа полученных данных используется критериальное деление групп по половому признаку и по доминирующему типу ценностных ориентаций. Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи последних с особенностями отношения к религии. Ценностные ориентации являются более весомым фактором, определяющим различия всемантических структурах испытуемых. Наиболее дифференцированным является поле восприятия в группе с ориентацией на традиционные ценности (ценности социализации). В динамике люди, придерживающиеся традиционных ценностей, продемонстрировали усложнение семантических структур, тогда как испытуемые, ориентированные на другие ценности, наоборот, продемонстрировали упрощение и хаотизацию представлений о религии.
психосемантика, обыденные религиозные представления, ценностные ориентации, общественное сознание
1. Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологи. 1998. № 4. С. 73.
2. Долганов Д. Н. Особенности системы личностных конструктов при аддиктивном поведении: дисс. … канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
3. Дремов С. В. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск, 2001.
4. Мечковская Н. Б. Язык и религия. М., 1998.
5. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПБ., 2001.
6. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово, 2004.
7. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М., 2001. С. 15.
8. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск, 2005.
9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
10. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012.

Долганов Дмитрий Николаевич

Мартьянова Галина Юрьевна

Динамика регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации

Мартьянова Г. Ю. Динамика регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 122-132

DOI: 10.15382/sturIV201434.122-132
Статья отражает результаты сравнительного анализа параметров регуляции трудной жизненной ситуации субъектами различных уровней адаптации к ней. Раскрываются основные механизмы саморегуляции произвольной активности субъекта. Дифференцирована роль регуляторных параметров в процессе управления трудной жизненной ситуацией. Показано детерминирующее влияние личностных качеств и субъективной оценки ситуации на психологическую адаптацию субъекта к ней. Экспериментально подтверждено, что адаптация к трудной жизненной ситуации зависит от нарушения иерархии основных потребностей. Определено, что информационное рассогласование в системе осознанной саморегуляции коррелирует со способами достижения цели и выбора деятельности в трудной ситуации. Выявлены основные тенденции регулирования механизма образования психологической проблемы.
трудная жизненная ситуация, психологическая проблема, адаптация, саморегуляция, иерархия потребностей
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.
2. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М., 2003.
3. Мартьянова Г. Ю. Особенности регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 3 (28). С. 27–39.
4. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции активности человека // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 27–42.
5. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2. С. 24–39.
6. Мухрыгина О. И. Методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний: руководство по применению, стимульный материал, основная интерпретация. Самара, 2009.
7. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.

Мартьянова Галина Юрьевна

Козлова Мария Андреевна

Мораль как предиктор индивидуального поведения: перспективы интеграции персонологического и социально-психологического подходов

Козлова М. А. Мораль как предиктор индивидуального поведения: перспективы интеграции персонологического и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 133-146

DOI: 10.15382/sturIV201434.133-146
В статье рассматриваются современные подходы к исследованию морали как фактора, позволяющего прогнозировать индивидуальное поведение. Обзор направлен на выявление тех личностных и ситуационных факторов, благодаря которым когнитивные аспекты моральной сферы (оценки и суждения), на изучении которых был сфокусирован интерес психологии морали на протяжении длительного времени, находят действительное выражение в поведении субъекта. Перспективы наиболее полного рассмотрения связи между моральным суждением и моральным действием открывает интеграция персонологического и социально-психологического подходов. В качестве «точки пересечения» рассматривается Я-концепция. «Моральное Я» индивида оказывается в центре внимания в ряде как персонологических направлений исследований (анализ «нравственных эталонов» и исследование моральных прототипов, системные исследования моральной сферы), так и социально-психологических (модели «морального баланса», «моральной обиды», «моральной компенсации»). Три проанализированных фактора — когнитивные аспекты моральной сферы (представления, оценки, суждения), компоненты Я-концепции (оценка уровня собственной нравственности и место морального Я в структуре представлений о себе) и ситуативные влияния (наличие угрозы/поддержки морального Я индивида), учитываемые в совокупности, позволяют точнее прогнозировать индивидуальное поведение.
психология морали, индивидуальное поведение, Я-концепция, иерархическая структура моральной сферы, диспозиции
1. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М. 2005.
2. Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2010.
3. Дикевич Л. Л. Обыденные представления о порядочном человеке: дис. … канд. психол. наук. М. 1999.
4. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. № 2. C. 5–19.
5. Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы второй всерос. науч.- практ. конф. Самара, 30 июня — 1 июля 2008 г. / А. В. Капцов, отв. ред. Самара, 2008. С. 10–15.
6. Aquino K., Reed A. 2002 “The self-importance of moral identity”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2002, vol. 83, pp. 1423–1440.
7. Batson C. D. 1998 “Altruism and Prosocial Behavior”, in Daniel T., Gilbert S., Fiske Т., Gardner L. (eds.) The Handbook of Social Psychology, Boston, 1998, vol. 2, pp. 282–316.
8. Batson C. D. The Altruism Question: Toward a Social-Psychological Answer, Hillsdale, 1991.
9. Bjorklund F. 2003 “Differences in the Justification of Choices in Moral Dilemmas: Effects of Gender, Time Pressure and Dilemma Seriousness”, in Scandinavian Journal of Psychology, 2003, vol. 44, pp. 459–466.
10. Blasi A. 1983 “Moral Cognition and Moral Action: A Theoretical Perspective”, in Developmental Review, 1983, vol. 3, pp. 178–210.
11. Blasi A. 2004 “Moral Functioning: Moral Understanding and Personality”, in Lapsley D. K., Narvaez D. (eds.) Moral Development, Self and Identity: Essays in Honor of Augusto Blasi, Mahwah, 2004.
12. Colby A., Damon W. Some Do Care: Contemporary Lives of Moral Commitment, New York, 1992.
13. Colby A., Damon W. 1994 “The Development of Extraordinary Moral Commitment”, in Killen M., Hart D. (eds.) Morality in Everyday Life: Developmental Perspectives, New York, 1994, pp. 342–370.
14. Crocker J., Wolfe C. T. 2001 “Contingencies of Self-Worth”, in Psychological Review, 2001, vol. 108, pp. 593–623.
15. Davis M. H. Empathy: A Social Psychological Approach, Boulder, 1994.
16. Derryberry W. P, Thoma S. J. 2005 “Functional Differences: Comparing Moral Judgement Developmental Phases of Consolidation and Transition”, in Journal of Moral Education, 2005, vol. 34, pp. 89–106.
17. Fang G., Fang F., Keller M., Edelstein W., Kehlet J., Bray M.A. 2003 “Social moral reasoning in Chinese Children: A Developmental Study”, in Psychology in the Schools, 2003, vol. 40, pp. 125–138.
18. Haidt J., Graham J. 2007 “When Morality Opposes Justice: Conservatives Have Moral Intuitions That Liberals May Not Recognize”, in Social Justice Research, 2007, vol. 20/1, pp. 98–116.
19. Hart D., Yates M., Fegley S., Wilson G. 1995 “Moral Commitment in Inner-City Adolescents”, in Killen M., Hart D. (eds.) Morality in Everyday Life: Developmental Perspectives, New York, 1995, pp. 326–342.
20. Haviv S., Leman P. J. 2002 “Moral decision-making in real life: Factors affecting moral orientation and behavior justification”, in Journal of Moral Education, 2002, vol. 31/22, pp. 121–140.
21. Hoffman M. L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice, Cambridge, 2000.
22. Isen A. M., Levin P. F. 1972 “The Effects of «Feeling Good» on Helping: Cookies and Kindness”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1972, vol. 21, pp. 384–388.
23. Jaffee S., Hyde J.S. 2000 “Gender Differences in Moral Orientation: A Meta-Analysis”, in Psychological Bulletin, 2000, vol. 126, pp. 703–726.
24. Jordan A. H., Monin B. 2008 “From sucker to saint: Moralization in response to self-threat”, in Psychological Science, 2008, vol. 19/8, pp. 683–689.
25. Kane R. 2002 “Introduction: The Contours of Contemporary Free Will Debates”, in Kane R. (ed.) The Oxford Handbook of Free Will, New York, 2002.
26. Kane R. 1999 “Responsibility, Luck, and Chance: Reflections on Free Will and Indeterminism”, in Journal of Philosophy, 1999, vol. 96, pp. 217–240.
27. Knobe J. 2003 “Intentional Action in Folk Psychology: An Experimental Investigation”, in Philosophical Psychology, 2003, vol. 16, pp. 309–324.
28. Kohlberg L. 1963 “Moral development and identification”, in Stevenson H. (ed.) Child Psychology: 62nd Yearbook of the National Society for the Study of Education, Chicago, 1963, pp. 277–332.
29. Kohlberg L., Candee D. 1984 “The relationship of moral judgment to moral action”, in Kurtines W. M., Gerwitz J. L. (eds.) Morality, moral behavior, and moral development, New York, 1984, pp. 52–73.
30. Lapsley D. K., Lasky B. 2001 “Prototypic moral character”, in Identity, 2001, vol. 1/4, pp. 345–363.
31. Narvaez D. Lapsley D. K., 2004 “A Social-Cognitive Approach to the Moral Personality”, in Lapsley D. K., Narvaez D. (eds.) Moral Development, Self and Identity, Mahwah, 2004, pp. 189–212.
32. Leffel G. M. 2008 “Who cares? Generativity and the moral emotions. Part 2: A social intuitionist model of moral motivation”, in Journal of Psychology and Theology, 2008, vol. 36/3, pp. 182–201.
33. Leman P. J., Duveen G. 1999 “Representations of Authority and Children's Moral Reasoning”, in European Journal of Social Psychology, 1999, vol. 29, pp. 557–577.
34. Miller J. G., Bersoff D. M. 1992 “Culture and Moral Judgment: How are Conflicts Between Justice and Interpersonal Responsibilities Resolved?”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, pp. 541–554.
35. Miller J. G., Bersoff D. M. 1998 “The Role of Liking in Perceptions of the Moral Responsibility to Help: A Cultural Perspective”, in Journal of Experimental Social Psychology, 1998, vol. 34, pp. 443–469.
36. Miller J. G., Bersoff D. M., Harwood R. L. 1990 “Perceptions of Social Responsibilities in India and the United States: Moral Imperatives or Personal Decisions?”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58, pp. 33–47.
37. Monin B. 2007 “Holier than Me? Threatening Social Comparison in the Moral Domain”, in International Review of Social Psychology, 2007, vol. 20, pp. 53–68.
38. Monin B., Jordan A. 2009 “The Dynamic Moral Self: A Social Psychological Perspective”, in Narvaez D., Lapsley D. (eds.) Moral Self, Identity and Character: Prospects for a New Field of Study, Cambridge, 2009, pp. 2–21.
39. Monin B., Sawyer P. J., Marquez M. J. 2008 “The rejection of moral rebels: Resenting those who do the right thing”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2008, vol. 95/1, pp. 76–93.
40. Monroe K. Ethics in an Age of Terror and Genocide: Identity and Moral Choice, Princeton University Press, 2011.
41. Narvaez D., Lapsley D. K., Hagele S., Lasky B. 2006 “Moral Chronicity and Social Information Processing: Tests of a Social Cognitive Approach to the Moral Personality”, in Journal of Research in Personality, 2006, vol. 40/6, pp. 966–985.
42. Nisan M. 1991 “The Moral Balance Model: Theory and Research Extending Our Understanding of Moral Choice and Deviation”, in Kurtines W. M., Gerwitz J. L. (eds.) Handbook of Moral Behavior and Development, Hillsdale, 1991, vol. 3, pp. 316–342.
43. Piaget J. The Moral Judgment of the Child, London, 1932.
44. Reed A., Aquino K. 2003 “Moral identity and the circle of moral regard toward out-groups”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 84, pp. 1270–1286.
45. Reed A., Aquino K., Levy E. 2007 “Moral Identity and Judgments of Charitable Behaviors”, in Journal of Marketing, 2007, vol. 71, pp. 178–193.
46. Rest J. R., Narvaez D., Thoma S. J., Bebeau M. J. 2000 “A Neo-Kohlbergian Approach to Morality Research”, in Journal of Moral Education, 2000, vol. 29, pp. 381–395.
47. Reynolds S. J., Ceranic T. L. 2007 “The Effects of Moral Judgment and Moral Identity on Moral Behavior: an Empirical Examination of the Moral Individual”, in Journal of Applied Psychology, 2007, vol. 92, pp. 1610–1624.
48. Ryan M K., David B., Reynolds K. J. 2004 “Who Cares? The Effect of Gender and Context on the Self and Moral Reasoning”, in Psychology of Women Quarterly, 2004, vol. 28, pp. 246–255.
49. Sherman D. K., Cohen G. L. 2006 “The Psychology of Self-Defense: Self-Affirmation Theory”, in Zanna M. P. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology, New York, 2006, vol. 38, pp. 183–242.
50. Steele C. M. 1988 “The Psychology of Self-Affirmation: Sustaining the Integrity of the Self”, in Berkowitz L. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology, New York, 1988, vol. 21, pp. 261–302.,
51. Walker L. J., Pitts R. C. 1998 “Naturalistic Conceptions of Moral Maturity”, in Developmental Psychology, 1998, vol. 34, pp. 403–419.
52. Walker L. J., Frimer J. A. 2007 “Moral Personality of Brave and Caring Exemplars”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2007, vol. 93, pp. 845–860.
53. Wendorf C. A., Alexander S., Firestone I. J. 2002 “Social Justice and Moral Reasoning: An Empirical Integration of Two Paradigms in Psychological Research”, in Social Justice Research, 2002, vol. 15/1, pp. 19–39.
54. Wilhelm M., Bekkers R. 2010 “Helping Behavior, Dispositional Empathic Concern, and the Principle of Care”, in Social Psychology Quarterly, 2010, vol. 73/1, pp. 11–32.
55. Zarinpoush F., Cooper M., Moylan S. 2000 “The Effects of Happiness and Sadness on Moral Reasoning”, in Journal of Moral Education, 2000, vol. 29, pp. 397–412.

Козлова Мария Андреевна