/

Никулина Елена Николаевна

Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника)


Никулина Е. Н. Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 120-133.

DOI: 10.15382/sturIV201433.120-133

Аннотация

В статье анализируется содержание двух различных подходов к педагогическим текстам прошлого — теоретико-ретроспективного, нацеленного на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого, и историко-контекстного, изучающего эти памятники в контексте современной им эпохи. Кратко описан историко-практический подход, нацеленный на применение в современной практике воспитания тех или иных идей прошлого. Разъяснены особенности использования современной терминологии при теоретико-ретроспективном и историко-контекстном подходах. Раскрыты возможности и перспективы применения данных подходов к изучению святоотеческого педагогического наследия на примере творений свт. Феофана Затворника. Показано, что использование теоретико-ретроспективного подхода к изучению святоотеческой педагогики позволяет выявить базовые принципы христианского воспитания и педагогический потенциал Православия в целом, вводит в контекст современной педагогической мысли идеи святых отцов, способствует осмыслению проблем религиозного воспитания в наши дни. Особое внимание в статье уделено научному потенциалу историко-контекстного подхода, который практически не применялся к изучению педагогических воззрений русских святителей и потому, по мнению автора, сейчас наиболее востребован. На основании обзора педагогических сочинений конца XVIII − середины XIX в. автор показывает, каким образом использование историко-контекстного подхода позволяет существенно расширить современные представления о педагогике свт. Феофана, ее включенности в отечественную педагогическую традицию своего времени и оригинальности. Автор предполагает, что именно историко-контекстный подход, анализирующий воззрения церковного педагога на фоне его времени, открывает возможности для их эффективного представления светской науке, тогда как теоретико-ретроспективный подход, в силу присутствующей в нем мировоззренческой составляющей, нередко вызывает неприятие идей церковного педагога у атеистически настроенных ученых, что сужает возможности научного анализа его воззрений.

Ключевые слова

методология историко-педагогических исследований, святоотеческое педагогическое наследие, теоретико-ретроспективный подход, историко-практический подход, историко-контекстный подход, всеобщие принципы педагогической деятельности, педагогический потенциал

Список литературы

1. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
2. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. СПб, 1846.
3. Безрогов В. Г. Историография учебной литературы для начальной школы в XVI — начале XVII века // Проблемы современного образования. 2013. № 3.
4. Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети Крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 1. С. 26−39 и др.
5. Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976–1982. Т. 3. С. 55.
6. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII века / И. А. Соловков, сост. М., 1983.
7. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
8. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в XIX столетии // Христианское чтение. 1901. № 11. С. 721–764.
9. Важеркина И. В. Философско-педагогические идеи свт. Игнатия Брянчанинова в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2010.
10. Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006.
11. Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
12. Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. СПб, 1855.
13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: В 3 т. СПб, 1843−1845.
14. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6. C. 55–67.
15. Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // О смысле слова «воспитание»: сочинения, письма, документы / Г. И. Смагина, сост. СПб., 2001. С. 120–127.
16. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
17. Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 392–398.
18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 433–450 (1-я паг.).
19. Жураховская Т. Г. Развитие гуманистических основ образования в трудах отцов Русской Православной Церкви (до 1917 г.). Дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.
20. Зайцева А. В. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2004.
21. Западноевропейская и российская учебная литература XVI — начала ХХ в.: конфессиональный аспект. Сб. научн. ст. / Л. В. Мошкова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
22. Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник — образец православного педагога. Доклад на пленарном заседании секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». VI Феофановские чтения. Тамбов. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/caY3uI
23. Иванов А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2000.
24. Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.
25. Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.
26. Колосов Н. А. Библиотека преосвященного Феофана. М., 1895.
27. Коржевский В., свящ. Христианское воспитание по учению свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/9W1KUZ
28. Корнетов Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования. М., 2012.
29. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
30. Нейгум П. М., диак. Воспитание нравственных ценностей у современной молодежи через приобщение к святоотеческому наследию святителя Феофана Затворника. Доклад на научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии 27–29 июня 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/6ruZ9h
31. Нейгум П. М., диак. Актуальность трудов святителя Феофана Затворника для решения проблем духовно-нравственного воспитания современного юношества: Доклад на секции «Богословское наследие святителя Феофана Затворника».VI Феофановские чтения. Свято-Успенский Вышенский монастырь. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/XPrsNo
32. Новиков Н. И. О наставлении и воспитании детей // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.–Л., 1951. С. 417–506.
33. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Немейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
34. Оболенский Д. П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. М., 1841.
35. Павлова Е. Нравственный идеал девушки по книге святителя Феофана Затворника Вышенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в контексте духовных проблем современной молодежи. Доклад на секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» VI Феофановских чтений. Тамбов. [Электронный ресурс.] http://goo.gl/IR3f1I
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993.
37. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 94−112.
38. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. … канд. пед. наук. М., 2012.
39. Степашко Л. А. Научный потенциал историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / Г. Б. Корнетов, ред.-сост. М., 2009.
40. Стурдза А. С. Вера и ведение или рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. Одесса, 1833.
41. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
42. Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского: дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
43. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): Коллективная монография / Н. Б. Баранникова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
44. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.–Л., 1948–1952. Т. 2. С. 42−68.
45. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.–Л., 1948−1952. Т. 8–9.
46. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
47. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Правило веры, 2005.
48. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. в 8-ми выпусках. М., 2000.
49. Хохлова А. Б. Инновационно-эвристическое значение наследия свт. Феофана Затворника для развития современного российского образования. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.
50. Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30). С. 100−109.
51. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1853.
52. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
53. Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.

Данные об авторе

Никулина Елена Николаевна