/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (33)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Тарадина Лариса Дмитриевна

Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять?

Тарадина Л. Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 9-17

DOI: 10.15382/sturIV201433.9-17
Тема данной статьи — доверие к результатам международных рейтингов университетов. Рейтингование университетов изначально развивалось как инструмент независимой оценки достижений этих высших учебных заведений. Однако становится все более очевидно, что рейтинги трансформируются в инструмент, фиксирующий индикаторы успешности университетов и, таким образом, влияют на их поведение и в конечном счете — на формирование стратегий развития. Тема доверия к международным рейтингам рассматривается в связи с реализацией национальных инициатив академического превосходства ряда стран, в том числе России, так как в ряде случаев достижения университетов в рейтингах являются индикатором, подтверждающим академические достижения университетов — участников этих программ. На основании повышения позиций университетов в рейтингах принимаются многие управленческие и в том числе финансовые решения на уровне государства. В статье рассмотрены пять базовых аспектов доверия к результатам рейтинга: авторство методологии, источник финансирования, источник данных, определение весовых коэффициентов индикаторов, использование инструмента экспертных опросов. Автор подвергает сомнению соответствие идеи конкуренции миссии современных университетов и приходит к выводу, что, возможно, участие в рейтинговой гонке фиксирует жесткие рамки, не позволяющие университетам устанавливать собственные приоритеты, и тем самым ограничивает возможности для их академического развития.
рейтинги университетов, рейтинги вузов, рейтингование университетов, международные рейтинги университетов, доверие к рейтингам, шанхайский рейтинг, рейтинг THE, рейтинг U-Multirank, многомерное ранжирование университетов, критика рейтингов, международная
1. Салми Дж., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1.
2. Международная обсерватория по рейтингованию IREG, Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений. [Электронный ресурс.] URL: http://www.iregobservatory.org/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=60
3. Тарадина Л. Д. Рейтингованиие университетов // Отечественные записки. 2013. № 4.

Тарадина Лариса Дмитриевна

Беляева Валентина Александровна

Вопросы высшего педагогического образования в современной России

Беляева В. А. Вопросы высшего педагогического образования в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 18-24

DOI: 10.15382/sturIV201433.18-24
В статье рассматриваются вопросы модернизации высшего педагогического образования России в начале XXI в. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях продолжающегося роста духовного кризиса общества представлено как приоритетная задача в осуществляемых преобразованиях. В то же время автор отмечает неэффективность воспитательных систем в современных вузах, о чем свидетельствуют данные исследований становления и развития у выпускников ценностных ориентаций как в сфере отечественной культуры, так и в сфере профессиональной и личностно значимой жизнедеятельности. Основными причинами существующего положения являются: недостаточность подготовки преподавателей высших учебных заведений к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания студентов, как в условиях академической группы, так и в образовательном пространстве вуза в целом; отсутствие в содержании общекультурных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом для магистратуры, компетенции духовно-нравственного воспитания. Практически все дело духовного и нравственного воспитания в вузе находится в зависимости от мировоззренческих установок и профессиональной направленности самого преподавателя. Рассматриваемые в статье вопросы фрагментарного внедрения религиозных знаний в высшее образование; осмысления обучающимися иерархии духовных и нравственных ценностей жизнедеятельности человека во всей ее полноте; значимости феномена духовности и духовного идеала в становлении и развитии личности; определения цели воспитания в аспекте идеи «свободного воспитания» анализируются автором через контекст философско-педагогических идей ученых-богословов, светских ученых и реальной практики воспитания в образовательном процессе высшего учебного заведения. Материалы статьи могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, а также при организации в вузах Научно-образовательных центров духовно-нравственной культуры и воспитания, создающих благоприятную психологическую атмосферу для духовно-нравственного самовоспитания будущих специалистов.
образование, высшее образование, педагогическое образование, религиозное образование, воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, культура, отечественная культура, ценностные ориентиры, ценностно-смысловые отношения, феном
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
2. Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998.
3. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007.
4. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.

Беляева Валентина Александровна

Козлова Антуанетта Георгиевна

Динамика освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей

Козлова А. Г. Динамика освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 25-32

DOI: 10.15382/sturIV201433.25-32
Статья посвящена педагогическому осмыслению проблемы ценностей в процессе подготовки магистра педагогики. Автором анализируется динамика освоения магистрантами, обучающимися на направлении «педагогическое образование» по основной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание» в РГПУ им. А. И. Герцена. Рассматривается соотношение общечеловеческих и личностных ценностей в профессиональном становлении будущего воспитателя. Надо отметить, что выбор такой локальной области для микроисследования связан с тем, что одной из задач обучения в магистратуре является подготовка магистрантов к преподаванию в школе учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавателей магистратуры это является одной из ценностей-целей, которая отражает в определенной мере государственный социальный заказ. На основе проведенного микроисследования в статье представлены результаты наблюдения за освоением студентами педагогических ценностей-средств, для чего в диагностический пакет микроисследования были введены документы, позволяющие анализировать динамику их освоения магистрантами. К таким документам автор относит: а) тексты формулировок тем диссертационных исследований, по которым можно судить о стратегии и предпочтениях в выборе педагогических ценностей-средств; б) результаты контент-анализа конспектов уроков магистрантов, проводимых в период прохождения педагогической практики; в) предпочтительный выбор высказываний ученых, мыслителей о ценностях. Выявлено, что с каждым новым потоком обучающихся происходит углубление в проблему ценностей, а внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств магистрантов и стимулированию их собственного стремления к моральному развитию.
проблема ценностей; духовные и нравственные ценности; педагогические ценности-средства; магистратура; духовно-нравственное воспитание, микроисследование.
1. Гуревич П. С. Человек и общество. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.
2. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 110–118.
3. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.
4. Шерковин Ю. А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал / Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова, ред. 1982. Т. 3. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 135–146.

Козлова Антуанетта Георгиевна

Илакавичус Марина Римантасовна

Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности

Илакавичус М. Р. Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 33-41

DOI: 10.15382/sturIV201433.33-41
История России последних 30 лет — история глубоких исторических перемен. В данных условиях мы имеем возможность наблюдать такое явление, как самоорганизация акторов в социуме, находящемся в стадии преодоления хаоса и выхода к новой упорядоченности. Современная наука описывает подобный переход как итог многолинейных социальных взаимодействий, креативных актов формулирования адекватных вызовам норм, зарождения и становления новых социальных институтов. Современное российское общество развивается в ориентации на идеалы гражданского общества. Принятые демократические принципы социального устройства обусловливают формирование особого типа личности — гражданина, то есть человека, осознающего меру и степень своей свободы и ответственности. Формируемая таким образом социальная среда отличается меньшей степенью регламентации, большей потребностью в активном участии каждого члена общества в деле развития. В подобных условиях возрастает роль частных инициатив, выполняющих функцию своеобразного «сканирования» современного состояния общества, выявляющих угрозы существованию единства. Социокультурная обстановка в современной России противоречива. С одной стороны, в ней появляется больше возможностей для осознанной самоидентификации личности, для включения ее в разнообразные объединения. С другой стороны, постиндустриальное общество несет в себе опасность крайнего индивидуализма, разрушающего стремление к консолидации, социальному единству. Устранить данное противоречие пытаются частные инициативы в области неформального образования. Анализ гражданских инициатив последних пяти лет обнаруживает тенденцию их развития в образовательном направлении. Самоорганизующиеся практики неформального образования используют форму разновозрастных сообществ. Они позволяют решать задачу организации площадки для диалога между поколениями, объединения на основе значимых для российского народа высших ценностей. Подобная деятельность сложна в организации и требует государственной поддержки
самоорганизация, гражданское общество, непрерывное образование, неформальное образование, дополнительное образование, развитие личности, образование взрослых, актуальные тенденции образования взрослых, разновозрастные сообщества, культурная преемственнос
1. Кочарян Б. Г. Концепт самоорганизации в современной социологической теории: на примере социологических исследований предпринимательства. Автореф. ...канд. социол. наук. М., 2010.
2. Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2003.
3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.

Илакавичус Марина Римантасовна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Володина Лариса Олеговна

Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной Церкви

Володина Л. О. Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 42-52

DOI: 10.15382/sturIV201433.42-52
В статье обозначены некоторые результаты историко-педагогического исследования ценностей воспитания в русской семье в период с IX в. до 1917 г., нашедшие свое отражение в обосновании сущности культурно-педагогического идеала воспитания в русской семье современной России. Устойчивым компонентом этого идеала в ходе его исторического развития признается ценностное понятие «православный», с опорой на которое определен и представлен в системе ценностей воспитания в русской семье современной России ряд традиционных национальных духовных и нравственных ценностных категорий. В раскрытии проблемы автор опирается на культурно-исторический опыт русской семьи, представленный в исторических, этнографических, литературоведческих первоисточниках, архивных материалах Русского этнографического музея, архивах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей. Целесообразность изучения данных материалов в конкретных исторических и территориальных рамках продиктована логикой научного познания, проецирующей первичность историко-педагогических фактов необходимым условием обоснования научных выводов. Такое обоснование стало возможным в результате использования историко-системного метода, необходимость применения которого определена целостным охватом познаваемой историко-педагогической реальности. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в научно-исследовательской деятельности, организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, их актуализации структурами государственной власти разного уровня в ряде законодательных и нормативных государственных федеральных и региональных документах по семье и семейному воспитанию в целях оптимизации государственной культурной и семейной политики
глобализация, национальная целостность и безопасность, русская семья, ценности воспитания в русской семье, духовные и нравственные ценности воспитания в русской семье, Русская Православная Церковь, идеология Русской Православной Церкви, ценности правосла
1. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003.
2. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1995.

Володина Лариса Олеговна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Беленцов Сергей Иванович

Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца ХIХ — начала ХХ в

Беленцов С. И. Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца ХIХ — начала ХХ в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 53-64

DOI: 10.15382/sturIV201433.53-64
Статья посвящена рассмотрению идей гражданского воспитания подрастающего поколения в России конца ХIХ — начала ХХ в. в зарубежной реформаторской педагогике. Начало исследованию данной проблемы было положено в нашей работе «Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ века»2, продолжено — в работе «Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ — начала ХХ в.»3. Методологической основой служат общенаучные принципы развития, целостности, системности, детерминизма, единства исторического и логического в исследовании педагогических явлений; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно-исторический и антропологический подходы к изучению педагогических и социально-педагогических процессов. В конце ХIХ — начале ХХ в. русская педагогическая мысль и практика интенсивно обогащались идеями «новой» зарубежной педагогики, обращенными к цели, принципам и средствам гражданского воспитания подрастающего поколения. Работы Л. Гурлитта, Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ф. Ферстера, А. Ферьера, Ст. Холла, Э. Эртли и др., становясь достоянием педагогической общественности России, утверждали представление о цели гражданского воспитания как о формировании в детях солидарности и взаимной ответственности, чувства законности и уважения к общественному порядку, способности жертвовать своими интересами в пользу общих, готовности служить общественным идеалам, любви к Отечеству. Обращение к идеям зарубежной «новой» педагогики показывало, что в центре воспитания, в целом работы школы должен находиться ребенок со своими особенностями внутреннего мира, неповторимостью, индивидуальностью мышления. Данный подход актуализировал задачу воспитания «нового человека»: это должна быть личность творческая,инициативная, с развитой самодеятельностью. Идеи «новой» педагогики вращались вокруг того, что человек будет своим умом, интеллектом, трудом, солидарностью с другими укреплять мощь своего государства. В целом воспитание должно приближать юношу к жизни, укреплять назначение человека в соответствии с потребностями государства. В качестве принципиальных оснований процесса гражданского воспитания рассматривались принципы веры в природные силы ребенка, единой и трудовой школы. Вслед за европейскими и американскими коллегами отечественные педагоги признавали важную роль таких средств гражданского воспитания, как совместные игры детей, творческая самодеятельность школьников, ученическое самоуправление; настаивали на их широком применении в воспитательной практике.
гражданское воспитание, реформаторская педагогика, идеи «новой» европейской и американской педагогики, принципы гражданского воспитания, средства воспитания гражданских качеств, совместная деятельность, игра, семейное воспитание, трудовое воспитание.
1. Беленцов С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ — начала ХХ в. Автореф. … д-ра пед. наук. Курск, 2007.
2. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ века. Автореф. … канд. пед. наук. Курск, 2000.
3. Демолен Э. Как воспитывать и устраивать наших детей / Н. С. Ланской, пер. СПб., 1895.
4. Демолен Э. Новая школа. М., 1898.
5. Золотарев С. А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. Вологда, 1922.
6. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
7. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Прага, 1917.
8. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
9. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
10. Левитин С. А. Трудовая школа — школа будущего. М., 1916.
11. Лозинский Е. Поворотный пункт в развитии современной педагогики // Образование. 1903. № 8.
12. Наторп П. Социальная педагогика. М., 1910.
13. Румянцев Н. Е. Хроника // Вестник воспитания. 1917. № 6–7.
14. Соколов П. А. История педагогических систем. СПб., 1913.
15. Ферстер Ф. В. Школа и характер. М., 1910.
16. Холл Ст. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб., 1913.

Беленцов Сергей Иванович

Майофис Мария Львовна

«Решающий рецепт»: проект автономизации школьной системы в позднесталинском СССР

Майофис М. Л. «Решающий рецепт»: проект автономизации школьной системы в позднесталинском СССР // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 65-82

DOI: 10.15382/sturIV201433.65-82
Основная цель этой статьи — показать особое место средней школы в советской социальной и образовательной политике конца 1940-х гг., а также ввести в научный оборот малоизученный тип источников — стенограммы заседаний коллегий советских наркоматов и министерств. Эти источники помогают восстановить историю принятия решений и борьбы элит в советском административном аппарате. Статья анализирует предпосылки и противоречия советской школьной политики в 1948– 1949 гг., когда пост министра просвещения РСФСР занимал администратор и ученыйэкономист А.. А. Вознесенский, который предпринял необычную для сталинского времени попытку ограничить вмешательство политических и общественных организаций в жизнь школы. Пытаясь реализовать эту идею, Вознесенский, по-видимому, надеялся найти социальную опору в директорах школ, почувствовавших во время Великой отечественной войны бóльшую самостоятельность, чем раньше. Одним из нормативных документов, который должен был положить начало новой тенденции в школьной политике, мыслилось «Постановление о перегрузках школьников общественной и иной внеучебной работой». Для обсуждения проекта этого Постановления в октябре 1948 г. было созвано отдельное заседание коллегии Министерства. Одним из интереснейших моментов этого заседания стало выступление директора 446-й московской школы Екатерины Чернышевой — оно представляло собой настоящее «публичное покаяние»: директор признавалась, что систематически нарушает уставы ВЛКСМ и пионерской организации, чтобы облегчить непосильную общественную нагрузку своих учениц. Это «покаяние» не повлекло за собой никаких последствий, так как именно такую модель поведения директора Вознесенский считал единственно приемлемой в сложившихся обстоятельствах. В целом политику Вознесенского можно интерпретировать как попытку автономизации школы среди других советских институций. Эта попытка оказалась заблокированной со стороны ВЛКСМ и партийных инстанций, но результаты ее обсуждения сохранились в протоколах коллегии Министерства просвещения РСФСР. Автор опирается на ранее не публиковавшиеся архивные материалы и на новейшие исследования российских и иностранных историков, дающие новый контекст для истории советской школьной политики. Представленные в статье данные могут быть использованы в исследовательской деятельности и подготовке учебных курсов по истории образования.
история сталинизма, автономия, история школьного образования, жанры советской публичности, А. А. Вознесенский, Н. А. Вознесенский, А. Г. Калашников, И. К. Новиков, Е. А. Чернышева, «Ленинградское дело», борьба с космополитизмом, борьба с «перегрузками»,
1. Fürst J. 2008 “Between Salvation and Liquidation: Homeless and Vagrant Children and the Reconstruction of Soviet Society”, in The Slavonic and East European Review, 2008, vol. 86/2: The Relaunch of the Soviet Project, 1945–1964.
2. Livshiz Ann. 2006 “Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality”, in History of Education, 2006, vol. 4–5, p. 553.
3. Бранденбергер Д. Л. Национал-большевизм: Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1936). СПб., 2009.
4. Василевский А. Дело всей жизни. М., 1975.
5. Вознесенский Л. А. Истины ради. М., 2004.
6. Давитнидзе И. Л. Коллегии министерств: правовое положение и организация работы. М., 1972.
7. Докладная записка в Совет Министров РСФСР об успеваемости и второгодничестве в школах за 1950/1951 уч. гг. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 283.
8. Докладные записки Министра Просвещения РСФСР в ЦК ВКП(б) и Совет Министров РСФСР об укреплении и расширении среднего образования и введении одиннадцатилетнего срока обучения в средней школе // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Т. 1. Ч. 3. Ед. хр. 3241. Л. 12–23.
9. Дружинин П. М. Идеология и филология. Ленинград, 40-е годы: Документальное исследование: В 2 т. М., 2012.
10. Есаков В. Д., Левина Е. С. Дело КР. Суды чести в идеологии и практике послевоенного сталинизма. М., 2001.
11. Жизнь, научная и общественно-политическая деятельность А. А. Вознесенского // Вознесенский А. А. Избранные экономические сочинения (1923–1941). М., 1985.
12. Зимин П. В. Об отмене в школе социалистического соревнования по вопросам учебной работы // Советская педагогика. 1944. № 7. С. 40–46.
13. Калашников А. Г., министр просвещения. Средняя школа в новой пятилетке // Комсомольская правда. 1946. 8 мая. № 108. С. 3.
14. Колотов В. В. Николай Алексеевич Вознесенский. М., 1976.
15. Лейбович О. Л. В городе М: Очерки социальной повседневности российской провинции. М., 2008.
16. Логинов В. М. Тени Сталина: Генерал Власик и его соратники. М., 2000.
17. Майофис М. Л. Предвестия «оттепели» в советской школьной политике позднесталинского времени // Острова утопии: послевоенная школа, педагогические эксперименты и образовательная политика / И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов, ред. М., 2014 (в печати).
18. Потемкин В. П. [нарком просвещения РСФСР] Об улучшении качества обучения и воспитания в школе (доклад на Всероссийском совещании по народному образованию (15–19 августа 1944 г.)) // Советская педагогика. 1944. № 11–12.
19. Приказ Министра просвещения РСФСР № 39 от 13 января 1949 г. о мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой работой // Стенограмма заседания коллегии Министерства просвещения РСФСР от 30 октября 1948 г. о перегрузке школьников общественной и другой неучебной работой и материалы к стенограмме. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 71. Ед. хр. 205. Л. 114–116.
20. Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. М., 1989.
21. Сойма В. М. Запрещенный Сталин. М., 2005.
22. Стенограмма заседания коллегии Министерства просвещения РСФСР от 30 октября 1948 г. о перегрузке школьников общественной и другой неучебной работой и материалы к стенограмме // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 71. Ед. хр. 205.
23. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб., 2002.
24. Эльяшова Л. «Папа» Вознесенский // Нева. 1998. № 10. С. 147–159.

Майофис Мария Львовна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Безрогов Виталий Григорьевич; Тендрякова Мария Владимировна

Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского

Тендрякова М. В. Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 83-101

DOI: 10.15382/sturIV201433.83-101
Рассмотрена первоначальная концепция учебного пособия К. Д. Ушинского «Детский Мир и Хрестоматия»2. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы». Проанализированы принципы построения первых двух изданий, прослежена эволюция этих принципов вплоть до 11-го, последнего при жизни автора, переиздания. Начиная со второго по шестое издание учебника (1861–1865) в них идет выработка наиболее оптимального стиля, размера, состава, последовательности текстов, которые далее по преимуществу просто удерживаются, хотя пособие претерпевает непринципиальные изменения и в последующих переизданиях. Помимо сокращения и усиления оптимистичности рассказов, добавления в них фольклора, исторических сказаний, составителем вырабатывается особое доверие к рассказчику историй. Совершенствуется изначально принятый Ушинским подход, когда ученик ощущает себя соучаствующим с автором в его рассказе. Название «Детский Мир» впервые в российской практике применено к пособию для начального чтения. Оно заимствовано из немецкоязычных изданий начала и первой половины XIX в. Из этого же источника взят один из принципов подачи материала — по временам года, но применен не в философско-романтической интерпретации близости ребенка природе, а в прагматически-реалистическом ключе преподавания школьнику «реальных знаний» о мире, школе и человеке. Гармонизация материала пособия, достигнутая к 1865 г., обусловила его долгую дальнейшую популярность
К. Д. Ушинский, книга для чтения, учебник, детство, начальная школа, учебное чтение, природоведение, география, энциклопедизм в образовании, естественная история, содержание образования, методика обучения, школьный дидактический канон, Ф. А. Круммахер, «
1. Архив К. Д. Ушинского. М., 1959–1962. Т. 1–4.
2. Батюкова З. И. Сравнительное постижение зарубежного педагогического опыта в отечественной педагогике (середина XIX — начало ХХ века) // Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т.1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт /Г. Б. Корнетов, ред. М., 2010. С. 192–197.
3. Богомазова О. В. 150-летний юбилей В. О. Ключевского в публикациях 1991 года и поиски новой культурной идентичности // Историк, текст, эпоха: тезисы IV Междунар. научно-практ. конференции Уральского отделения Российского общества интеллектуальной истории. Екатеринбург, 2012. С. 17–19.
4. Богомазова О. В. В. О. Ключевский: актуализация памяти об историке в коммеморативных практиках научного сообщества XX века // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI века / Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришина, Ю. В. Краснова, ред. Челябинск, 2011. С. 303–314.
5. Буслаев А. И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. М., 2010.
6. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М., 1940.
7. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008.
8. К. Д.Ушинский. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848–1984). М., 1985.
9. Кабашева О. В. Учебные книги К. Д. Ушинского в российской науке и публицистике: библиографический указатель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 С. 45–53.
10. Кузнецов А., Маслов А. Диктатура юбилеев: мемориальный бум как признак иной повседневности // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / Г. А. Бордюгов, ред. М., 2013. С. 1425–1461.
11. Лихарева Т. А. К. Д. Ушинский — автор учебников по первоначальному обучению (анлиз «Родного Слова» и «Детского Мира»). Дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1948. С. 316.
12. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988.
13. Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII — начала XIX века. М., 1960.
14. Поливанов Л. И. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1. /К. Ушинский, сост. 12-е изд. СПб., 1875 // Учебно-воспитательная библиотека (Обзор русской педагогической литературы). Т. 1: Литература 1875 года. М., 1876. Отдел III.
15. Ромашина Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII — начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2011.
16. Сенькина А. А. Книги для чтения и хрестоматии для начального обучения, изданные в России с 1797 по 1917 гг. (материалы к библиографическому указателю) // Ребенок XVIII — XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии. М., 2009. С. 187–191.
17. Собрание сочинений К. Д. Ушинского: В 11 т. / B. Я. Струминский, сост. М., 1948–1952.
18. Ушинский К. Д. Детский мир и христоматия. 2-е изд. Ч. 1 и 2. СПб., 1861.
19. Цимбаев К Н. Гуманитарные технологии в юбилейных торжествах // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии / В. И. Тюпа, науч. ред. СПб., 2007. С.454–484.
20. Цимбаев К. Н. Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России // Отечественная история. 2005. № 6. C. 42–51.
21. Цимбаев К. Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX — начала XX века // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98–108.
22. Koerner F. Der Mensch und die Natur, Leipzig, 1853.
23. Mann R. J. Lessons in General Knowledge, London, 1856.
24. Scherr I. T. Leichtfaßliches Handbuch der Pädagogik für Volksschullehrer, gebildete Eltern und Schulfreunde, Zürich, 1839–1847.
25. Schmidt K. Gymnasial-Pädagogik: Die Naturgesetze der Erziehung und des Unterrichts in humanistischen und realistischen gelerten Schulen, Köten, 1857.
26. Thieme K. T. Erste Nahrung für den gesunden Menschenverschtand, Leipzig, 1840.

Безрогов Виталий Григорьевич


Тендрякова Мария Владимировна

Дивногорцева Светлана Юрьевна

К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в

Дивногорцева С. Ю. К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 102-110

DOI: 10.15382/sturIV201433.102-110
В марте 2014 г. педагогическая общественность России отметила 190-летие со дня рождения выдающегося отечественного ученого и педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Его личности и творчеству посвящено множество исследований: в конце XIX в. они в основном были направлены на описание жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского (В. А. Волкович, М. Л. Модзалевский, Н. К. Маккавейский, М. Л. Песковецкий и др.); в советский период подробно изучался архив К. Д. Ушинского (В. Я. Струминский), рассматривались антропологические идеи ученого (Б. Г. Ананьев, В. Ю. Бельский), общие вопросы его педагогического учения (Д. О. Лордкипанидзе); в постперестроечное время внимание исследователей привлекли философские идеи К. Д. Ушинского (В. Ю. Бельский, А. В. Зацепин), идеи о народности воспитания и организации русской школы (Е. П. Белозерцев, М. Ю. Гвоздецкий, В. М. Меньшиков), христианские мотивы в его педагогическом наследии (С. В. Шевчук), собственно учебные книги К. Д. Ушинского (И. А. Горячева) и методика обучения по ним (Л. Н. Исаев, Н. Г. Медведева и др.). При этом одни исследователи считали и продолжают характеризовать воззрения К. Д. Ушинского как материалистически направленные, близкие к французскому Просвещению, другие горячо отстаивают принадлежность ученого православной культуре. Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос: насколько вписывается творчество К. Д. Ушинского в православную педагогическую культуру России вообще и XIX в. в частности?
К. Д. Ушинский, христианство, православная педагогическая культура, религиозно-нравственное влияние, народность воспитания, церковь и школа, наука и религия
1. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. Т. 1 / Струминский В. Я., сост. и подгот. к печати. М., 1959.
2. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Биографический очерк М. Л. Песковецкаго. СПб., 1893.
3. Л. Н. Толстой / Егоров С. Ф., сост. и авт. предисл. М., 1997.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Собрание сочинений. В 11 т. Т. 3. М.; Л., 1948–1952.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1, 2 / С. Ф. Егоров, сост. М., 1988.

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Беленчук Лариса Николаевна

Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения)

Беленчук Л. Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 111-119

DOI: 10.15382/sturIV201433.111-119
Статья посвящена отдельным аспектам теории нравственного воспитания К. Д. Ушинского. Эта тема достаточно подробно освещалась в советской историко-педагогической науке, но мы сочли необходимым вернуться к ней в настоящее время по двум причинам. Первая — необычайная актуальность ее именно сейчас, когда в нашем образовании прагматические задачи, злоба дня все больше вытесняют не только духовно-нравственные, но и даже общеобразовательные цели воспитания. Вторая причина — неполное и даже искаженное восприятие и трансляция советскими историками проблем нравственного воспитания у Ушинского. В их понимании оно часто сводилось к моральным императивам, т. е. рассматривалось как репродукция поведенческих стереотипов, принятых в обществе, тогда как у великого русского педагога проблема нравственного воспитания рассматривается гораздо глубже — она вытекает из самой божественной природы человека, имея исток в его душе. Отсюда и пристальное внимание Ушинского к этнологии, психологии, антропологическим знаниям, которые дают ключ к определению основных путей нравственного совершенствования в ходе образовательного процесса. Он подчеркивает связь нравственных проблем с национально-культурным кодом учащегося, его воспитанием в духе своей народности. Ушинский показывает, что нравственность всегда стремится к Абсолюту, к верховному идеалу, для христиан — к личности Иисуса Христа. Она не может быть продуктом человеческого творчества, она надчеловечна и потому универсальна. Нравственная теория К. Д. Ушинского исходит из понимания им прогресса человечества как нравственного совершенствования отдельных общностей, а в итоге — каждой отдельной личности. Научно-технический прогресс поэтому должен подчиняться нравственным доминантам человечества.
История педагогики, К. Д. Ушинский, образование, нравственное воспитание, русская педагогика, духовность образования, русская школа, народность, патриотизм, значение труда в воспитании, нравственность и наука, христианская антропология, личность, педагог
1. Аксаков И. С. Отношение между школой и жизнью в России // «Человек». 1991. № 3. С. 73–76.
2. Водовозова Е. Н. На заре жизни. М., 1964. Т. 1.
3. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. М., 2006.
4. Дарвин Ч. О происхождение видов. [Электронный ресурс.] URL: http://evolution.powernet.ru/library/origin_of_species.html#17 (14.12.2013).
5. Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т. 1. Кн. 1.
6. Толстой Л. Н. Дневники. // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 21.
7. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
8. Ушинский. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 1.
9. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
10. Ушинский. Педагогическая антропология // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 6.

Беленчук Лариса Николаевна

Никулина Елена Николаевна

Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника)

Никулина Е. Н. Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 120-133

DOI: 10.15382/sturIV201433.120-133
В статье анализируется содержание двух различных подходов к педагогическим текстам прошлого — теоретико-ретроспективного, нацеленного на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого, и историко-контекстного, изучающего эти памятники в контексте современной им эпохи. Кратко описан историко-практический подход, нацеленный на применение в современной практике воспитания тех или иных идей прошлого. Разъяснены особенности использования современной терминологии при теоретико-ретроспективном и историко-контекстном подходах. Раскрыты возможности и перспективы применения данных подходов к изучению святоотеческого педагогического наследия на примере творений свт. Феофана Затворника. Показано, что использование теоретико-ретроспективного подхода к изучению святоотеческой педагогики позволяет выявить базовые принципы христианского воспитания и педагогический потенциал Православия в целом, вводит в контекст современной педагогической мысли идеи святых отцов, способствует осмыслению проблем религиозного воспитания в наши дни. Особое внимание в статье уделено научному потенциалу историко-контекстного подхода, который практически не применялся к изучению педагогических воззрений русских святителей и потому, по мнению автора, сейчас наиболее востребован. На основании обзора педагогических сочинений конца XVIII − середины XIX в. автор показывает, каким образом использование историко-контекстного подхода позволяет существенно расширить современные представления о педагогике свт. Феофана, ее включенности в отечественную педагогическую традицию своего времени и оригинальности. Автор предполагает, что именно историко-контекстный подход, анализирующий воззрения церковного педагога на фоне его времени, открывает возможности для их эффективного представления светской науке, тогда как теоретико-ретроспективный подход, в силу присутствующей в нем мировоззренческой составляющей, нередко вызывает неприятие идей церковного педагога у атеистически настроенных ученых, что сужает возможности научного анализа его воззрений.
методология историко-педагогических исследований, святоотеческое педагогическое наследие, теоретико-ретроспективный подход, историко-практический подход, историко-контекстный подход, всеобщие принципы педагогической деятельности, педагогический потенциал
1. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
2. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. СПб, 1846.
3. Безрогов В. Г. Историография учебной литературы для начальной школы в XVI — начале XVII века // Проблемы современного образования. 2013. № 3.
4. Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети Крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 1. С. 26−39 и др.
5. Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976–1982. Т. 3. С. 55.
6. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII века / И. А. Соловков, сост. М., 1983.
7. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
8. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в XIX столетии // Христианское чтение. 1901. № 11. С. 721–764.
9. Важеркина И. В. Философско-педагогические идеи свт. Игнатия Брянчанинова в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2010.
10. Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006.
11. Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
12. Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. СПб, 1855.
13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: В 3 т. СПб, 1843−1845.
14. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6. C. 55–67.
15. Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // О смысле слова «воспитание»: сочинения, письма, документы / Г. И. Смагина, сост. СПб., 2001. С. 120–127.
16. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
17. Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 392–398.
18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 433–450 (1-я паг.).
19. Жураховская Т. Г. Развитие гуманистических основ образования в трудах отцов Русской Православной Церкви (до 1917 г.). Дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.
20. Зайцева А. В. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2004.
21. Западноевропейская и российская учебная литература XVI — начала ХХ в.: конфессиональный аспект. Сб. научн. ст. / Л. В. Мошкова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
22. Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник — образец православного педагога. Доклад на пленарном заседании секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». VI Феофановские чтения. Тамбов. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/caY3uI
23. Иванов А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2000.
24. Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.
25. Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.
26. Колосов Н. А. Библиотека преосвященного Феофана. М., 1895.
27. Коржевский В., свящ. Христианское воспитание по учению свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/9W1KUZ
28. Корнетов Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования. М., 2012.
29. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
30. Нейгум П. М., диак. Воспитание нравственных ценностей у современной молодежи через приобщение к святоотеческому наследию святителя Феофана Затворника. Доклад на научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии 27–29 июня 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/6ruZ9h
31. Нейгум П. М., диак. Актуальность трудов святителя Феофана Затворника для решения проблем духовно-нравственного воспитания современного юношества: Доклад на секции «Богословское наследие святителя Феофана Затворника».VI Феофановские чтения. Свято-Успенский Вышенский монастырь. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/XPrsNo
32. Новиков Н. И. О наставлении и воспитании детей // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.–Л., 1951. С. 417–506.
33. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Немейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
34. Оболенский Д. П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. М., 1841.
35. Павлова Е. Нравственный идеал девушки по книге святителя Феофана Затворника Вышенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в контексте духовных проблем современной молодежи. Доклад на секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» VI Феофановских чтений. Тамбов. [Электронный ресурс.] http://goo.gl/IR3f1I
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993.
37. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 94−112.
38. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. … канд. пед. наук. М., 2012.
39. Степашко Л. А. Научный потенциал историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / Г. Б. Корнетов, ред.-сост. М., 2009.
40. Стурдза А. С. Вера и ведение или рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. Одесса, 1833.
41. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
42. Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского: дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
43. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): Коллективная монография / Н. Б. Баранникова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
44. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.–Л., 1948–1952. Т. 2. С. 42−68.
45. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.–Л., 1948−1952. Т. 8–9.
46. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
47. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Правило веры, 2005.
48. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. в 8-ми выпусках. М., 2000.
49. Хохлова А. Б. Инновационно-эвристическое значение наследия свт. Феофана Затворника для развития современного российского образования. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.
50. Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30). С. 100−109.
51. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1853.
52. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
53. Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.

Никулина Елена Николаевна

РЕЦЕНЗИИ

Арсланов Виктор Григорьевич

Учитель и ученик: парадоксы и крайности нормы — Рец. на кн.: Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М.: ИТИП РАО, 2013

Арсланов В. Г. Учитель и ученик: парадоксы и крайности нормы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 137-139 — Рец. на кн.: Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М.: ИТИП РАО, 2013
PDF

Арсланов Виктор Григорьевич