/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (32)

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИКА

Агасандян Леонид Эдуардович

Особенности профессиональной позиции преподавателя системы дополнительного профессионального образования вуза

Агасандян Л. Э. Особенности профессиональной позиции преподавателя системы дополнительного профессионального образования вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 9-14

DOI: 10.15382/sturIV201432.9-14
В статье рассматриваются проблемы определения сущности профессиональной позиции преподавателя вуза в контексте мировых процессов глобализации. Анализируются особенности непрерывного образования, дополнительного профессионального образования и образования взрослых как детерминанты формирования профессиональной позиции преподавателя ДПО вуза. Предметом изучения в статье становится структура профессиональной позиции очень специфичной социально-профессиональной страты: преподавателей системы дополнительного образования, но одновременно являющихся сотрудниками вуза. На основании анализа научной литературы (J. Mezirow, A. Coles, J.Tummons и др.) предлагается оригинальная структура компонентов профессиональной позиции рассматриваемой профессиональной страты: 1) множественность профессиональной идентичности; 2) восприятие наличной профессиональной ситуации; 3) планируемый путь профессионального развития. В статье обосновывается, что преподаватель дополнительного профессионального образования вуза может формировать идентичность с несколькими общностями: научно-исследовательским сообществом; сообществом преподавателей традиционной (кампусной) высшей школы; профессиональным сообществом специалистов. Наличная профессиональная ситуация для преподавателя ДПО вуза определяется как возможность преподавателя успешно взаимодействовать с конкретными наборами перспектив слушателей. Планируемый путь профессионального развития описывается как некий набор профессиональных ситуаций, характеризующихся определенной ролевой структурой и набором перспектив.
профессиональная позиция преподавателя дополнительно- го профессионального образования, непрерывное образование, дополнительное образование, профессиональная идентичность, карьерограмма, перспектива.
1. Coles A. Teaching in Post — Compulsory Education: Policy Practice and Values, London, 2004.
2. Held D. The Global Transformations Reader: An Introduction to the Globalization Debate, Malden, 2007.
3. Taylor E. W., Cranton P. The Handbook of Transformative Learning: Theory, Research, and Practice, San Francisco, 2012.
4. Tummons J. Becoming a Professional Tutor in the Lifelong Learning Sector, Exeter, 2007.
5. Воропаев М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем. Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

Агасандян Леонид Эдуардович

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Никитская Екатерина Александровна; Никитский Максим Викторович

Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики

Никитский М. В. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 15-24

DOI: 10.15382/sturIV201432.15-24
В статье представлены некоторые результаты комплексного исследования особенностей религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития конфессиональной и социальной педагогики. Учитывая, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы и средства, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам и средствам общего социального воспитания, авторы предлагают рассмотреть их через призму конкретной социально-религиозной среды, в которой они применяются, а именно: в семье (совместная молитва и чтение духовных текстов, посещение святых мест и паломнические поездки, прибегание к святыням, участие в богослужениях, личный пример членов семьи); в храме (богослужение, церковные таинства, священническая проповедь, личный пример священнослужителей и прихожан); в специально созданных религиозных организациях и сообществах (социальное служение, миссионерская деятельность, собственно учебно-воспитательный процесс в конфессиональных воспитательнообразовательных учреждениях). Авторами использовался метод анализа педагогической и богословской литературы по проблемам религиозного воспитания, уставных документов Православной Церкви, метод изучения и анализа приходской жизни ряда православных храмов г. Москвы и других епархий, а также метод включенного наблюдения и интервью. Авторы статьи опираются как на исторический опыт и идеи религиозного воспитания, отраженные в трудах известных представителей христианской мысли из числа духовенства и ученых-богословов, так и на актуальную практику религиозного воспитания, отраженную в трудах современных специалистов конфессиональной педагогики. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в исследовательской и социально-педагогической деятельности, а также при организации педагогического взаимодействия субъектов религиозного воспитания в рамках учебно-воспитательной работы.
социальное воспитание, конфессиональная педагогика, религиозное воспитание, формы и средства религиозного воспитания, среда религиозного воспитания, православие, семья, храм, организация, богослужение, личный пример, таинство, проповедь, социальное служе
1. В доме отца моего. Педагогическая классика. М., 2001.
2. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. М., 2001. С. 532.
3. Закон Божий. Киев, 1966.
4. Знаменский В. И. Учение о Богослужении. М., 1903.
5. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.
6. Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Курск, 2004.
7. Материнская молитва. 2-е изд. М., 2004.
8. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
9. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
10. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал. М., 2012.
11. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 33.
12. Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.
13. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994.
14. Склярова Т. В. Православная педагогика в контексте социализации. М., 2006.
15. Свт. Феофан Затворник. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

Никитская Екатерина Александровна


Никитский Максим Викторович

Гальцова Евгения Сергеевна

Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России

Гальцова Е. С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 25-32

DOI: 10.15382/sturIV201432.25-32
В статье анализируется состояние духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается в числе наиболее актуальных в нашей стране. Существующие в настоящее время возможности, которые личность использует в своем развитии и самосовершенствовании, не всегда оказываются полезными для ее духовной сферы, а подчас и вовсе ведут к утрате «человеческого в человеке». Итогом сложившейся ситуации стала дезориентация современной молодежи: у значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о тех ценностях, которые составляют ядро нравственности личности. Использование методов культуро-педагогического и теоретико-педагогического обзора, оценки документов Министерства образования и науки РФ, изучение периодической печати и публикаций по вопросам духовно-нравственного воспитания делает проведенный анализ более объективным. Осуществленное исследование позволило обозначить и раскрыть основные проблемы духовно-нравственного воспитания — девальвация ключевых педагогических категорий, отсутствие воспитательного идеала, малоэффективный характер нововведенного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе его вариативного модуля «Основы православной культуры». Основная же причина актуализации проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время заключается в том, что до сих пор не сформулирована цель духовно-нравственного воспитания. В статье не только выявлены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, но и обозначены пути решения этих проблем, направленные на духовнонравственное оздоровление российского общества. Представленный материал может быть использован в научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение духовно-нравственного становления и развития современной личности в воспитательнообразовательном пространстве России.
воспитание, духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, воспитательно-образовательное пространство, проблема духовно-нравственного воспитания, духовно-мировоззренческий кризис, цель духовно-нравственного воспитания, воспитательный идеал,
1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2006.
2. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20–22 октября 2009 г. Рязань, 2010.
3. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19–21 октября 2011 г. Рязань, 2012.
4. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9.
5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 11.
6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2006.
7. Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9.
8. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности / И. В. Понкин [и др.]. М., 2008. С. 16.
9. Моторин А.В. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.htm
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000, № 751 [Электронный ресурс.] URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
11. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9.
12. Об образовании: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ. [Электронный ресурс.] URL: http://www.referent.ru/1/ 139344?l0#l0
13. Слободчиков В. И. Духовно-нравственное становление и развитие человека [Электронный ресурс.] URL: http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=1126
14. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9

Гальцова Евгения Сергеевна

Абрамов Сергей Иванович

Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании

Абрамов С. И. Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 33-44

DOI: 10.15382/sturIV201432.33-44
В данной работе на основании историко-философского подхода рассматривается понятие «досуг» и делаются следующие выводы. В античности понятие досуг было жестко связано со школой, в центре образовательной деятельности которой стояло развитие личности ученика. Такой подход разделил общество на два слоя: образованных — досужих людей и трудящихся — несвободных. Христианская педагогическая парадигма рассматривает не только досуг, но и всю жизньчеловека как путь обретения свободы во Христе, в связи с чем в патриархально-аграрный период развития отечественного общества духовная составляющая превалировала как в выборе, так и в проведении досуга. В период становления капитализма городской пролетарий обретает урезанный, спорадический досуг, духовно-нравственное содержание которого строится на утилитарных «Женевских идеях». При социалистическом обустройстве общества в Советском Союзе происходит четкое разделение свободного и рабочего времени человека, что дает основание для систематического нравственного развития личности школьника в досуговый период на основании атеистического подхода в педагогике.Во время становления общества постмодерна досуг и труд поменялись местами в сфере формирования личности человека, и перед педагогами встали вопросы дальнейшего развития досуговой педагогики в аспекте духовно-нравственного развития личности. Далее делается попытка определения ответов на эти вопросы на примере деятельности Педагогического факультета ПСТГУ в ДОСК г. Анапа.
педагогическая наука, досуг, формирование личности, духовно-нравственное воспитание, свободный выбор человека, нерабочее время, греческая система образования, православный педагогический подход, «Женевские идеи», коммунистическая педагогика, педагогика п
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. С. 7.
2. Бросалов А. О Марксе и марксизме. А также о наших целях и нашем будущем. [Электронный ресурс.] URL: http://eot.su/smi/analitika/aktualnost-marksizma
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. [Электронный ресурс.] URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4447/
4. Достоевский Ф. М. Подросток. [Электронный ресурс.] URL: http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij /podr.txt&page=45
5. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: В 50 т. 2-е изд. М., 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 217.
6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2003. Кн. 2. С. 58–60.
7. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М., 2013. С. 105.
8. Маркс К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_m/kritika_got.html
9. Слободчиков В. И. Решительный шаг на пути к христианской психологии. Предисловие к книге М. Н. Мироновой «К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте». Калуга, 2013. С. 15.
10. Советский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.yandex.ru/
11. Сократ Платонов. После коммунизма. Книга, не предназначенная для печати. М., 1989. [Электронный ресурс.] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PLATONOV_S/_Platonov_S..html
12. Толковый словарь живаго Великорускаго языка. В. И. Даля. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=7687&sl=oj

Абрамов Сергей Иванович

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Тарасова Надежда Владимировна

Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX - начале XX в

Тарасова Н. В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX - начале XX в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 45-55

DOI: 10.15382/sturIV201432.45-55
Статья посвящена изучению роли экскурсионной работы в формировании у молодежи чувства патриотизма как одной из важнейших характеристик личности. Рассматриваются этапы становления и развития экскурсионного движения в России во второй половине ХIХ — начале ХХ в., определяются его основные цели и задачи. Методологическую базу анализа составили принцип историзма в сочетании с системным подходом, который позволил рассмотреть экскурсионную работу с момента ее возникновения и проследить весь процесс развития в исторической ретроспективе, изучить оценочную составляющую на том или ином этапе развития этой работы. Автор анализирует образовательный потенциал ученических экскурсий в России во второй половине XIX — начале XX в., описывает опыт педагогов данного периода, выступивших пионерами становления экскурсионной работы: бывшего директора КиевоПечерской гимназии В. И. Петра, директора Сумского реального училища Харьковской губернии А. С. Грицая, преподавателя 1-й гимназии Н. А. Горталова, директора Александровской учительской школы в Тифлисе (преобразованной позднее в учительский институт) Н. П. Захарова. Особое внимание в статье уделено организации ученических экскурсий в духовноучебных заведениях, главной целью которых виделось развитие и укрепление в воспитанниках любви к Родине, славному прошлому великого русского народа. Рассказывается о правительственных распоряжениях, циркулярах, повлиявших на развитие и упрочение ученических экскурсий в средней школе; описывается роль печатных изданий («Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», «Школьные экскурсии и школьный музей») в популяризации экскурсий.
патриотизм, гражданское самосознание, экскурсионная работа в России, образовательный потенциал ученических экскурсий, опыт организации экскурсий в духовно-учебных заведениях, популяризации экскурсионной работы.
1. Беленцов С. И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. 2005. № 7.
2. Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. М., 1923.
3. Живая школа // Русская школа. 1901. № 11.
4. К вопросу об общеобразовательных экскурсиях в средней школе // Записки Крымского горного клуба. 1901. № 3.
5. Каникулярные занятия и развлечения учеников средне-учебных заведений // Русская школа. 1901. № 1.
6. Кунцкевич Л. Экскурсия на Кавказ и в Крым окончивших курс Киево-Печерской гимназии в 1898 году. Киев, 1900.
7. Общеобразовательные экскурсии в средней школе // Русская школа. 1900. № 5.
8. Петр В. О. О летних экскурсиях учеников Киево-Печерской гимназии. Киев, 1901.
9. Содействие Московского земства экскурсиям сельских школьников // Русский экскурсант. 1915. № 1.
10. Ученические экскурсии. СПб., 1912.
11. Цель и задачи «Русского экскурсанта» // Русский экскурсант. 1914. № 1.
12. Экскурсии — дело государственной необходимости // Русский экскурсант. 1915. № 2.
13. Экскурсионное дело и экскурсионная литература в 1914 г. // Русская школа. 1915. № 4.
14. Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях // Русский экскурсант. 1916. № 3

Тарасова Надежда Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Леонов Вадим Алексеевич

Антропологическая структурность образовательной деятельности

Леонов В. А. Антропологическая структурность образовательной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 56-69

DOI: 10.15382/sturIV201432.56-69
В данной статье автор, опираясь на фундаментальные положения христианского учения о человеке, реконструирует антропологические основания для различных сфер образовательной деятельности. Кризис в современной педагогике, где быстрый рост научнопедагогического знания не приводит к существенному улучшению качества образования, по мнению автора, есть следствие утраты целостного взгляда на человека. Образование фрагментируется и фокусируется на развитии отдельных антропных качеств, но не человека как целостности. Первый шаг на пути решения этой проблемы — избрание правильной целостной антропологической модели для педагогической деятельности. В качестве таковой автор предлагает проверенную временем христианскую концепцию человека, представленную в Писании и Предании Православной Церкви. В статье предлагается особый антропологический подход к структурному анализу современной образовательной деятельности на основе христианского учения о человеке. В ходе исследования сформулированы специфические черты и содержательные рамки трех основных форм образования: естественно-научного, гуманитарного и духовного. Естественно-научная образовательная сфера формирует, насыщает научными знаниями и практическими навыками природный уровень человека. Гуманитарная сфера определяет личностный рост человека и обусловлена личностным воздействием педагога на ученика. Духовная сфера раскрывает и обеспечивает взаимодействие человека с Богом и духовным миром. В статье ставится вопрос о гармонизации этих сфер в конкретных образовательных процессах; анализируются возможные искажения в случае игнорирования полноты образовательного воздействия на человека
богословие, антропология, образование, педагогика, психология, личность, синергия, целостность
1. Свт. Василий Великий. Беседа первая о сотворении человека «по образу» // Творения: В 2 т. Т. 1. М., 2008.
2. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
3. Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1898.
4. Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Киев, 2003.
5. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении. Разговор с сестрою Макриною // Догматические сочинения. Т. 1. Краснодар, 2006.
6. Леонов В., прот. Антропологический идеал совершенства // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология, 2006. Вып. 2. С. 81–92.
7. Леонов В., прот. Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Святоотеческая психология. Научные доклады и выступления. Материалы конференции XVI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2008. С. 66–73.
8. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М., 2013.
9. Шувалов А.В. Образование в поиске симфонии // Живая вода: научный альманах (Серия «Православие. Педагогика. Психология»). Вып. 1. Калуга, 2012. С. 94–108.

Леонов Вадим Алексеевич

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Абраменкова Вера Васильевна

Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию Дома Романовых)

Абраменкова В. В. Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию Дома Романовых) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 70-80

DOI: 10.15382/sturIV201432.70-80
Статья посвящена анализу игровой среды и прежде всего детских игрушек русских царей династии Романовых. Методом исторической реконструкции выявляются практические основания создания детской игровой среды, описываются игровые наборы, источники их появления. Автор на основе анализа исторических работ, писем и воспоминаний дает краткий обзор игровых материалов в царских семьях конца XVI — начала XX в. Выдвигается положение о том, что игрушка для ребенка — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Более подробно рассматривается игровая среда детей последнего русского императора — святого царя Николая Второго, для которой характерна исключительная строгость подбора игровых материалов с точки зрения безопасности и нравственности. В статье описываются традиционные, исходя из будущих обязанностей мальчиков и девочек, игрушки для маленьких царевен и царевичей. Раскрывается значение традиционной русской игрушки как универсальной категории бытия ребенка, основы для построения им картины мира, познания духовных основ жизни. Русская традиционная народная игрушка — это идеальный образ мира, выраженный в предметной форме, а кукла — образ идеального человека, образ Божий. В заключение делается вывод о том, что набор игрушек царских детей содержал особый педагогический потенциал: приобщал будущих правителей к народной культуре и ориентировал на ценности и смысл царского служения православного правителя.
игра, игрушки, игровая традиционная культура, воспитание, игрушка как культурное орудие, царская династия Романовых, царские дети, педагогический потенциал.
1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2010.
2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005.
3. Кононов А., свящ. Духовный смысл народной игрушки. [Электронный ресурс.] URL: http://folkportal.3dn.ru/publ/dukhovnyj_smysl_narodnoj_igrushki_iz_ocherkov_po_fi losofi i_igrushki_ierej_andrej_kononov/6-1-0-85
4. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. М., 2002.
5. Лотман Ю. П. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
6. На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. Каталог выставки. ГИМ, 2000.
7. Письма Екатерины II к князю Н. И. Салтыкову // Русский архив. 1864. № 9.
8. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного образования в России XVIII–XIX вв. СПб, 1912. Т. 1.
9. Сочинения Екатерины II. Изд. А. Смирдина. СПб, 1849. Т. 1.
10. Сургучев И. Детство Императора Николая II // Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К. Бонецкая. М., 2005.
11. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
12. Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.
13. Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К.Бонецкая. М., 2005.

Абраменкова Вера Васильевна

Урбанович Любовь Николаевна

Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной

Урбанович Л. Н. Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 81-94

DOI: 10.15382/sturIV201432.81-94
В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIX– начала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве. Особый интерес представляет сама концепция религиозного воспитания Манасеиной, в основе которой — христианское учение и научные данные из области возрастной, социальной психологии и физиологии детства. Обращение к теме религиозного воспитания в указанный исторический период было продиктовано общим кризисом веры и духовности русского народа. Справедливо отмечая, что Православие — основа и оплот Российской государственности и нравственности народа, педагог обосновывает важность воспитания детей в духе национальной религии с самого раннего детства. Особое внимание в статье уделяется значению детской молитвы в религиозном воспитании, которая способна развить и укрепить в душе ребенка само понятие о Боге, любовь и доверие к Нему. Автор статьи анализирует принципиально важные условия обучения детей молитве, изложенные М. М. Манасеиной: приучать ребенка к самостоятельной молитве; отдавать предпочтение благодарственным молитвам за семью, народ и Отечество; избегать торопливой, механической, формальной молитвы; научить искренней личной молитве; сообразовываться с возрастными психосоматическими особенностями детей. Как педагог, психолог, физиолог и врач, Манасеина обосновала важность молитвы не только для духовной жизни, но и для психического, нравственного здоровья и личностного развития ребенка. Ее педагогические мысли актуальны и значимы и сегодня. Особенно ценны указания и рекомендации М. М. Манасеиной по религиозному воспитанию детей: когда начинать обучение детей молитве, на что следует обращать особое внимание, а чего избегать, чтобы молитва и вера были искренними и живыми в детских сердцах.
концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной, христианские идеалы, религиозные представления, альтруистические чувства, научение молитве, детская молитва, благодатное влияние молитвы, требования к молитве, укрепление в вере.
1. Андреева И. С., Гулыга А. В. Семья: книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.
2. Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.
3. Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravmir.ru/o-religioznom-vospitanii-v-seme
4. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. М., 1996.
5. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. М., 1996. С. 223.
6. Исаак Сирин о молитве. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru
7. Каледа Г., свящ. Домашняя церковь. М., 1998.
8. Ковальзон В. М. Марья Михайловна Манасеина-Коркунова: Штрихи к портрету / Материалы 5-й Российской (с международным участием) школы-конференции «Сон — окно в мир бодрствования». М., 2009. С. 6–14.
9. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб, 1894. Вып. 1. С. 58.
10. Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Часть 7. [Электронный ресурс.] URL: http://leskov.lit-info.ru/leskov/pisma/tolstoj/perepiska-tolstoj-7.htm (13.02. 2013)
11. Пестов Н. Е. Православное воспитание детей. СПб., 1999.
12. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский. М., 1913. Т. 1.

Урбанович Любовь Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Колпакова Марианна Юрьевна; Коган Ирина Михайловна

К вопросу о природе внутреннего диалога

Коган И. М. К вопросу о природе внутреннего диалога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 97-107

DOI: 10.15382/sturIV201432.97-107
Цель работы — выявление специфики внутреннего диалога, его отличия от внутренней коммуникации, внутренней речевой активности. Показано, что понимание внутреннего диалога как сообщества различных голосов, выражающих различные смысловые содержания, является слишком широким и операциональным. Игнорирование содержательной стороны размывает понятие «внутреннего диалога» и приводит к отождествлению внутреннего диалога с внутренней речью. Внутренний диалог это не просто внутренняя речевая активность, а внутренняя работа, активность, предполагающая осознание, оценку переживаний, состояний и определяющих их ценностей, и принятие решения об их приемлемости или неприемлемости для себя. На конкретных примерах художественных образов господина Голядкина и юноши Зосимы (будущего старца), созданных Ф. М. Достоевским, показано влияние внутреннего диалога на психическое здоровье и духовное развитие личности. В ходе анализа «внутреннего диалога» господина Голядкина выявлены содержание, развитие, этапы внутренней коммуникации, следствием которой являются психические нарушения; показано, что собеседование с темной стороной души приводит к негативным последствиям для психического здоровья человека. На примере же внутреннего диалога юноши Зосимы рассмотрены основания подлинного внутреннего диалога, диалога с совестью, ведущего человека к исцелению. Сопоставлены этапы внутренней коммуникации с тенью и этапы внутреннего диалога, при этом нравственная оценка поступка, мыслей, состояния рассматривается как необходимый этап подлинного внутреннего диалога.
внутренний диалог, двойник, подлинный диалог, внутренняя коммуникация, этапы внутреннего диалога, внутриличностный конфликт
1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
2. Достоевский Ф. М. Двойник. СПб., 1995.
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1995.
4. Флоренская Т. А. Диалог в психологии. М., 1991.

Колпакова Марианна Юрьевна


Коган Ирина Михайловна

Тихонова Елена Сергеевна

Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи

Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120

DOI: 10.15382/sturIV201432.108-120
Статья посвящена проблеме духовно-ориентированного диалога как основания психологической практики помощи детям с общим недоразвитием речи. Проверялась гипотеза о том, что нарушение диалогического взаимодействия со взрослым препятствует речевому и эмоциональному развитию ребенка. Представлен анализ таких характеристик эмоциональной сферы, как тревожность, психоэмоциональное напряжение, направленность на сферу межличностных отношений и др., у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормативным речевым развитием. Показано значение эмоциональной сферы и эмоционально-личностных отношений в возникновении речевого нарушения в дошкольном возрасте и его преодолении. Выявлена положительная динамика характеристик эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи в процессе работы методом духовноориентированного диалога и значимое повышение психоэмоционального напряжения при отсутствии динамики других характеристик эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональный фон, переживание эмоционального благополучия в семье) в процессе коррекционной практики. Полученные данные позволяют уточнить психологические условия развития речевой и эмоциональной сфер дошкольников с общим недоразвитием речи и свидетельствуют о том, что духовно-ориентированный диалог с ребенком, направленный на восстановление нарушенных эмоционально-личностных связей с другим человеком, является эффективным методом работы и условием преодоления речевого нарушения. Результаты исследования открывают новую перспективу в понимании природы речевого развития и решении одного из основополагающих вопросов о роли наследственности и социального воздействия в развитии языка и соотношении этих факторов.
речевое развитие, эмоциональное развитие, речевые нарушения, дети с общим недоразвитием речи, духовно-ориентированный диалог, диалогический подход.
1. Bloom L. Language acquision in its developmental context // Damon W., Kuhn D., Sieqer R. Handbook of child psychology. Vol 2. New York, 1998. P. 309–371.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. СПб., 2004.
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.- сост. Г. А. Шалимова. М., 2006.
8. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.–Воронеж, 2001.
9. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
11. Флоренская Т. А., Макеева М. Ю. Опыт общения в семье и мир восприятия ребенка // Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
12. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
13. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006.
14. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Тихонова Елена Сергеевна

ХРОНИКА

Атрощенко Светлана Аскольдовна; Никитченкова Анна Юрьевна

К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Никитченкова А. Ю. К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 123-126
PDF

Атрощенко Светлана Аскольдовна


Никитченкова Анна Юрьевна