/

Урбанович Любовь Николаевна

М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания


Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89-101.

Аннотация

В статье на основе сочинения Марии Михайловны Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» рассматривается одна из главных и трудных педагогических проблем — проблема определения цели воспитания. М. М. Манасеина анализирует различные мнения, взгляды на цель воспитания, представленные в философско-педагогической литературе, и приходит к выводу о необходимости пересмотреть сам подход к целеполаганию. Отмечая и обосновывая с позиции научных данных в области медицины, психологии, социологии, педагогики несостоятельность «идейных» и «индивидуалистических» определений, Манасеина предлагает в качестве цели воспитания подготовку ребенка к предстоящей ему борьбе с самим собой и с окружающим его миром. Взгляд на природу ребенка, которая вследствие грехопадения прародителей подвержена греху и потому имеет дурные, злые эгоистические наклонности, а также положение человека «среди людей» побудило ученого к постановке данной цели воспитания. Особый интерес и ценность представляет утверждение М. М. Манасеиной, что для психического здоровья человека необходима борьба с грехом, с собственным эгоизмом через приобщение к высоким идеалам христианской религии и этики. А вера и религия определяются как важные и непременные условия развития и совершенствования и каждого отдельного человека, и всего человечества. Отсюда достаточно требовательные отношения М. М. Манасеиной к профессионализму каждого воспитателя. Сегодня, когда при определении цели воспитания важно сообразовываться с национальными духовными ценностями, концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной представляет интерес для теории и педагогической практики.

Ключевые слова

педагогическая концепция М. М. Манасеиной, религиозное воспитание, основы воспитания, природа ребенка, альтруистические и эгоистические цели воспитания, подготовка к борьбе, христианские идеалы, вера, религия

Список литературы

1. Pidkasistyj P. I. (ed.) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej (Pedagogics: Textbook for Pedagogic Students), Moscow, 1998.
2. Pirogov N. I. Voprosy zhizni (Life Questions), in http://nayanaworld.com/publ/voprosy_zhizni/1-1-0-120 (Date: 23.08.2013)
3. Podlasyj I. P. Pedagogika: Uchebnoe posobie (Pedagogics: Textbook), Moscow, 2000, vol. 1.
4. Stoljarov A. A. 1991 “Avgustin. Zhizn'. Uchenie” (Augustine. Life. Teaching), in Avrelij Avgustin. Ispoved', Moscow, 1991.
5. Trubeckoj E. N. Smysl zhizni (Sense of Life), Moscow, 1994.
6. Ushinskij K. D. 1948–1952 “Pedagogicheskie sochinenija Pirogova” (Pedagogical Works of Pirogov), in Sobr. soch., Moscow, Leningrad, 1948–1952, vol. 3.
7. Shhurkova N. E. Obraz zhizni, dostojnoj Cheloveka, i ego formirovanie u shkol'nika (Metodicheskoe posobie dlja pedagogov shkoly) (Mode of Life, Worth for Human, and Its Forming by a School Pupile), Smolensk, 1995.

Данные об авторе

Урбанович Любовь Николаевна

PDF