/

Склярова Татьяна Владимировна

Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности


Склярова Т. В. Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 61-66.

Аннотация

В статье охарактеризованы два теоретических подхода к исследованию практики социального воспитания. Первый подход рассматривает интеграцию воспитательных сил общества, второй связан с выявлением проблемных зон педагогической деятельности общества. В русле первого подхода православная педагогическая традиция рассматривает единство и взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Социальная педагогика в православной общине изучает пути и возможности интеграции воспитательных сил семьи, религиозной общины и общества. Автором статьи выявлена и названа главная цель деятельности социального педагога в общине — введение членов общины в церковный уклад жизни. Взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социальная поддержка, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Классификация форм и методов деятельности социального педагога в православной общине отражает его общие и особенные функции. К общим относятся все функции социального педагога — организаторская, посредническая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, воспитательная. К особенным относятся такие функции социального педагога в православной общине, как социальнокаритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка. Все многообразие методов и технологий распределено на пять направлений — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социальнопедагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.

Ключевые слова

социальное воспитание, социальная педагогика, православная община; функции, методы и технологии работы социального педагога в религиозной общине

Список литературы

1. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, Voronezh, 1997.
2. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, 2009.
3. Natorp Paul'. Social'naja pedagogika. Teorija vospitanija voli na osnove obshhnosti (Social Pedagogics. Theory of Education of Will on Basic of Community), Saint-Petersburg, 1911.
4. Patriarh Moskovskij i vseja Rusi Kirill. Pravoslavnyj prihod vnov' dolzhen stat' centrom social'noj zhizni. Rech' na zakrytii Olimpiady shkol'nikov po Osnovam pravoslavnoj kul'tury 15.04.2010 (Orthodox Parish Must Become Again to Center of Social Life. Speech of Closing of School Contest for Grounds of Orthodox Culture 15.04.2010), in http://www.otechestvo.org.ua/main/20104/1540.htm.
5. Skljarova T. V. Idei social'nogo vospitanija v rabotah russkih religioznyh myslitelej (Ideas of Social Education in Works of Russian Religious Thinkers), in http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=33.
6. Galaguzova M. A. (ed.) Social'naja pedagogika: kurs lekcij. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij (Social Pedagogics: Lecture Course. Textbook for Students), Moscow, 2003.

Данные об авторе

Склярова Татьяна Владимировна

PDF