/

Беленцов Сергей Иванович

Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект)


Беленцов С. И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 40-49.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы становления юношеского самоуправления в контексте времени.Ее методологическую базу составили принципы историзма, предусматривающего рассмотрение историко-педагогических фактов и явлений в конкретных исторических условиях и с учетом уровня социально-экономического, культурного и политического развития общества; системности, предполагающей изучение социальных и образовательных институтов, структур в их взаимодействии и взаимовлиянии; междисциплинарности, обусловливающей применение концепций смежных наук. Автор рассматривает основные этапы самоуправления юношества.XVI в. — начало формирования самоуправления связывается с именем Валентина Тро-цендорфа, немецкого педагога, который организовал школьную республику. В XVIII в. швейцарский педагог Мартин Планта основал в Швейцарии семинарию, в которой на общих собраниях выбирались основные органы школьной власти. В 1774 г. в Дессау Иоганн Бернхард Базедов разработал воспитательный проект «Филантропин». В 1784 г. Христиан Готгильф Зальцман, один из последователей Базедова, открыл в Шнеп-фентале школу, где также вводились элементы самоуправления. Новшеством в его школе явилась оплата труда учеников, занимавших школьные должности.В XIX в. интересные мысли о развитии ученического самоуправления высказывали французский философ, социолог Шарль Фурье, немецкий философ и общественный деятель Иоганн Готлиб Фихте.Достаточно широко был известен опыт организации самоуправления в американских школах — «система школьных городов» (school-city-sistem).В XX в. элементы самоуправления вводились в школах Швейцарии, Франции, Англии, Соединенных Штатах Америки. В России принципы самоуправления также не вызывали отрицания.

Ключевые слова

гражданственность, юношеское самоуправление, добровольное исполнение общественных функций, опыт самоуправления, история образования, разумная дисциплина, соблюдение прав личности, педагогический эффект введения самоуправления.

Список литературы

1. Belencov S. I. Vlijanie pedagogicheskih faktorov na grazhdanskuju aktivnost' shkol'nikov v Rossii vtoroj poloviny XIX — nachala XX v. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Influence of Pedagogical Factors on Civil Activity of School Pupils in Russia of Second Half of XIX — Begin of XX Cent. Dissertation Abstract), Kursk, 2007.
2. Zorgenfrej G. G. Samoupravlenie v shkolah (Self-Government in School), Saint-Petersburg, 1912.
3. Krupskaja N. K. 1910–1911 “K voprosu o shkol'nyh sudah” (To Question of School Courts), in Svobodnoe vospitanie, 1910–1911, vol. 10.
4. Krupskaja N. K. Sobranie sochinenij (Collection of Works), Moscow, 1959, vol. 3.
5. Spasskaja K. 1917 “O samoupravlenii uchashhihsja v shkole” (About Self-Government of Pupils in School), in Psihologija i deti, 1917, vol. 5.
6. Ferster F. V. Svoboda voli i nravstvennaja otvetstvennost' (Freedom of Will and Moral Responsibility), Moscow, 1905.
7. Holl St. Social'nye instinkty u detej i uchrezhdenija dlja ih razvitija (Social Instincts by Children and Institutions for Their Development), Saint-Petersburg, 1913.
8. 1913 “Shkol'noe samoupravlenie uchashhihsja” (School Self-Government of Pupils), in Dlja narodnogo uchitelja, 1913, vol. 2.

Данные об авторе

Беленцов Сергей Иванович

PDF