/

Илакавичус Марина Римантасовна; Якушкина Марина Сергеевна

Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования


Якушкина М. С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 18-25.

Аннотация

Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.

Ключевые слова

культурологический феномен, самоопределение личности, смысложизненные ценности, образовательные практики, традиции религиозного образования, просветительство, нравственные ценности

Список литературы

1. Vasilenko L. I. Kratkij religiozno-filosofskij slovar' (Short Dictionary for Religious Philosophy), Moscow, 2000.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.

Данные об авторе

Илакавичус Марина Римантасовна


Якушкина Марина Сергеевна

PDF