/

Розина Ольга Владимировна

Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры


Розина О. В. Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 51-59.

Аннотация

В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры. Автор обращает внимание на различное понимание в современном релятивистском обществе и православной культуре таких понятий, как эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический вкус, талант и его природа. Отрыв эстетического идеала от его этической основы приводит к подмене в современном искусстве представлений о прекрасном и безобразном, способствует суггестивному эффекту легкого получения эстетического удовольствия от эстетических объектов. Все это искажает ценностно-смысловую шкалу личности. Данное наблюдение иллюстрируют результаты анкетирования, проведенного автором в 2009–2013 гг. среди учителей в ряде регионов страны. Они свидетельствуют о том, что респонденты, назвавшие Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, в большинстве своем не понимают сущности собственного религиозного выбора и его эстетического идеала. В этих условиях преподавание ими «основ православной культуры»1 и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей и традиций Православия может привести к искажению ценностно-смысловой основы предмета. Автор обращает внимание на то, что для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как эстетический идеал рассматривается в единстве «красоты и добра» и нерасторжимости христианской эстетики и этики, имеющих единое божественное основание. В статье излагается авторский опыт подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию на основе интерактивных методов обучения и моделирования жизненных и педагогических ситуаций.

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический объект, эстетический вкус, талант, релятивизм

Список литературы


1. Averintsev S. S. Ritorika i istoki evropeiskoi kulturnoi traditsii (Rhetoric and Beginnings of the European Cultural Tradition), Moscow, 1996.
2. Asmys V. F. Voprosi teorii i istorii estetiki (Theory and History of Esthetics), Moscow, 1968.
3. Butckevich O. V. Krasota. Priroda, sushchnost, formi (Beauty. Nature, Essence, Forms), Moscow, 1983.
4. Bychkov V. V. Estetica (Esthetics), Moscow, 2002.
5. Daniluk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. (eds.) Konzepsiy duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshego obrazovaniya: proekt (Concept of Spiritual and Moral Development and Education of a Citizen of Russia in the Field of General Education: the Project), Moscow, 2013.
6. Klyuchevskiy V. O. Neopublikovannyje proizvedeniya (Unpublished Works), in www.historik.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st016.shtml (Date: 24.04.2013).
7. Lyashenco P. V. Krasota i svyatost v filosofsko-esteticheskich vozzreniyach P.A. Florenskogo i N.A. Berdyaeva (Beauty and Holiness in the Philosophical and Aesthetic Views of P. A. Florenskii and N.A. Berdyaev), Moscow, 2011.
8. Rozina O. V. Duchovnye osnovy russkoy kultury (Spiritual Foundations of Russian culture), Moscow, 2009.
9. Suvorova I. M. Esteticheskaya kartina mira i problemi yeye formirovaniya (Esthetic Worldview and the Problems of Its Formation), Saint-Petersburg, 2006.
10. Yakovleva E. G. Estetiheskiy vkus kak kategoriya estetiki (Aesthetic Taste as a Category of Esthetics), Moscow, 1986.

Данные об авторе

Розина Ольга Владимировна

PDF