/

Меньшиков Владимир Михайлович

Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание


Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 28-50.

Аннотация

В статье, предназначенной для учителей основ православной культуры, рассматриваются фундаментальные понятия духовно-нравственного воспитания: его предмет и содержание. Автор показывает, что любое воспитание характеризуется наличием предмета, то есть той сферой человека, на которую непосредственно направлен процесс воспитания, которую оно формирует. Для духовно-нравственного воспитания такой сферой является духовно-нравственная сфера человека. В статье также показывается, что подобно тому, как любой вид воспитания имеет свое оптимальное содержание: умственное — систему научного знания, эстетическое — искусство и т. д., духовно-нравственное воспитание также имеет свое оптимальное содержание — систему религиозной культуры, которая является фундаментом этого воспитания. Кроме того, в содержание духовно-нравственного воспитания входят и другие фундаментальные ценности: общечеловеческие, национальные, корпоративные, индивидуальные. Таким образом, определенность предмета и содержания духовно-нравственного воспитания дает возможность утверждать, что духовно-нравственное воспитание является самостоятельным и не заменимым никаким другим видом воспитания. В свою очередь, понимание этих констант духовно-нравственного воспитания является существенной предпосылкой для оптимальной его организации, а от его успешного функционирования в конечном итоге зависит благополучие каждого российского ребенка.

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, предмет духовно-нравственного воспитания, содержание духовно-нравственного воспитания, условия реализации духовно-нравственного воспитания

Список литературы

1. Bok D. Universitety i budush'ee Ameriki, (Universities and Future of America), Moscow, 1993.
2. Gegel G. V. F. Estetika (Aesthetics), Moscow, 1968, vol. 1.
3. Gegel G. V. F. Fenomenologija duha (Phenomenology of spirit), Saint-Petersburg, 1913.
4. Gegel G. V. F. 1972 “Rechi directora gimnazii. 29 sentjabrja 1809” (Speeches of Gymnasium Director. 29th September 1809), in Raboty raznyh let, Moscow, 1972.
5. Kant I. 1980 “O pedagogike” (About Pedagogic), in Traktaty i pis'ma, Moscow, 1980.
6. Monro P. Istorja pedagogiki (The History of Pedagogic), Moscow, 1913-1914, vol. 1.
7. Suhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina (The Birth of the Citizen), Moscow, 1971.
8. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochinenja (Pedagogical Issues), Moscow, 1948, vol. 3.
9. Ushinskiy K. D. Rodnoe slovo (Native Word), Moscow, 1948.
10. Vahterov V. P. Nravstvennoe vospitanie i nachal'naja shkola (Moral Upbringing and Primary School), Moscow, 1987.

Данные об авторе

Меньшиков Владимир Михайлович

PDF