/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (30)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Мумриков Олег Александрович

Православная культура сегодня: христианские основания экологической этики

Мумриков О. А. Православная культура сегодня: христианские основания экологической этики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 7-21
PDF
В настоящей статье предлагается обзор библейских и вероучительных оснований православной христианской экологической этики, знание которых необходимо каждому преподавателю, миссионеру и катехизатору, обращающемуся к природоохранной тематике не только в практическом, но и в мировоззренческом аспекте — в их тесной взаимосвязи. Автор предлагает разобраться в том, насколько же обоснованны обвинения в «библейском антропоцентризме», выдвигаемые сегодня против христианства некоторыми философами и публицистами, и рассматривает мировоззренческие мотивации, лежащие в основе православной экологической этики. В качестве методологической базы привлекаются основополагающие принципы библейской герменевтики — науки о принципах толкования и понимания священного текста, экзегетическое наследие Святых отцов, относящееся к сфере Священного Предания Православной Церкви, а также современные Соборные документы и публикации. Также рассматривается вопрос об эволюции понимания прогресса, мировоззренческих мотиваций и целеполагания в познании человеком окружающего мира и взаимодействия с ним, прежде всего в естественных науках, — в тесной связи с мерой секуляризации жизни европейской культуры и общества. Проведенный автором анализ источников ясно и наглядно показывает, что причиной экологического кризиса является не христианское учение и мировоззрение, а, наоборот, или отход от тех духовно-нравственных ценностей и установлений, которые проповедует Церковь, или их равнодушное декларирование, ничего общего не имеющее с настоящей жизнью во Христе, т. е. губительный переход от христоцентризма к секулярному антропоценризму, характерному для современного общества. Практическим выводом из рассмотрения ряда библейско-вероучительных аспектов является совокупность тесно взаимосвязанных богословско-этических принципов формирования экологически просвещенного и созидательного творчества, развитых в рамках традиционной христианской парадигмы.
антропология, апологетика, биосфера, личность, наука и вера, ноосфера, образ и подобие Божие, православная культура, принцип ответственности, религиозное воспитание
1. Borejko E. V. Ekologicheskij krizis v russkom Pravoslavii (Ecological Crysis in Modern Orthodoxy), in http://ecoforum2.narod.ru/hem22/review1.htm (Date: 12.06.2013).
2. Chirkov V. I. Sady Valaama (The Gardens of Valaam), Saint-Petersburg, 1998.
3. Gajdenko V. P. 1995, in Voprosy filosofii, in http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000096/index.shtml (Date: 12.06.2013).
5. Gavrjushin N. K. 2006, in Vinograd, vol. 15, pp. 56-60.
6. Igumnov P. 1986, in Bogoslovskje trudy. Jubileynj sbornik «300 let MDA», pp. 174-187.
7. Igumnov P. 1989, Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, vol. 2, pp. 70.
8. John F. Hot. in Gumanitarnj ekologicheskij zhurnal, in http://ecoforum2.narod.ru/hem32/digest2.htm (Date: 12.06.2013).
9. Jurevich D. at all. 2006, in Pravoslavnaja bogoslovskaja enciklopedja, vol. 11, pp. 360-390.
10. Kaleda G., Chernyshov S. N. 1999, in Pravoslavie i ecologja, pp. 165-166.
11. Kim N. 2003, in Raj i chelovek: nasledieprepodobnogo Nikity Stifata, pp. 270-272.
12. Kivva K. V. 1999, in Pravoslavie i ekologja, pp. 311.
13. Kuraev A. 1995, in Alfa i omega, vol. 4, pp. 33.
14. Kuraev A. Dary i anafemy. Chto hristianstvoprineslo v mir (Gifts and Anathemas. What Bring Christianiy in the World), in http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_31-all.shtml (12.06.2013).
15. Kurnosov A. M. 1998, in Rozhdestvenskie chtenja, 1998, pp. 345.
16. Litvinova L. 2005, in Pravoslavnaja bogoslovskaja enciklopedja, vol. 9, pp. 109-116.
17. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovja vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie (The Mystical Theology of the Eastern Church. Orthodox Theology: An Introduction), Moscow, 1991.
18. Makarov D.I. Antropologja i kosmologja sv. Grigorja Palamy (The Anthropology and Cosmology of St. Grigorij Palama), Saint-Petersburg, 2003.
19. Moldavanov О. I. 1999, in Pravoslavie i ekologja, pp. 267-268.
20. Mumrikov О. 2012 “Chelovek v tehnicheskom mire: vyzovy 21 veka” (Human in Technical World: Challenges of XXI Century), in http://www.bogoslov.ru/text/2246328.html (Date: 12.06.2013).
21. Oldfieid R. 1990, in Globalnye i obshchechelovecheskie cennosti, pp. 196-202.
23. Sagan K. Rech, proiznesennaja 11 maja 1996 goda (Speech, Spoken on 11th May 1996), in http://ru.wikipedia.org/wiki/Pale_Blue_Dot (Date: 12.06.2013).
24. Shmelev I. S. Staryj Valaam (The Old Valaam), Moskow, Saint-Petersburg, 1997.
25. Sofronij. Starec Siluan Afonskj (Elder Siluan the Athonite), Moscow, 1996.
26. White L. 1990, in Globalnye problemy i obshchechelovecheskie cennosti, pp. 188-202.
27. Zavarzin G. A. 2003, in Vestnik RAN, in http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_articleinfo.aspx?articleid=943b0eda-844a-4469-86ed-db5b6e09b41a (Date: 12.06.2013).
28. Zenkovskij V. V. Osnovy hristianskoj filosofii (The foundations of Christian philosophy), in http://azbyka.ru/hristianstvo/sut_2/zenkovskiy_osnovy_hristianskoy_philosofii_04-all.shtml#14 (12.06.2013).

Мумриков Олег Александрович

Иеромонах Михей (Гориславец А. И.)

Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся общеобразовательной инклюзивной школы

Гориславец А. И. Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся общеобразовательной инклюзивной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 22-27
PDF
В статье рассматривается проблема организации нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей в условиях инклюзивной школы. Автор показывает, что в последнее время одной из важнейших тенденций и проблем общества становится проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее оптимально решение этой проблемы в условиях создания инклюзивной системы образования. В свою очередь, организация инклюзивной системы образования требует создания целого ряда социально-педагогических условий. Важнейшим из них является организация жизненной системы нравственного воспитания, которая направлена на формирование духовно-нравственных качеств у всех субъектов образования: учеников, учителей, родителей. Опираясь на теоретические наработки как зарубежных, так и российских ученых, собственный педагогический опыт, автор показывает, что решить задачу создания системы духовно-нравственного воспитания наиболее успешно можно на основе использования традиционных духовно-нравственных ценностей. В статье также обосновываются условия, при которых процесс духовно-нравственного воспитания на основе традиционных ценностей будет успешным, — это использование деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данного процесса; взаимодополняемость традиционных и инновационных форм воспитательной работы; осуществление комплексной педагогической программы духовно-нравственного воспитания субъектов инклюзивного образовательного пространства.
воспитание, образование человека, духовно-нравственная культура, парадигмы воспитания, цели воспитания, ценности воспитания, дефекты воспитания, стратегия, средства
Aljohina S. V. (ed.) Inkljuzivnoe obrazovanie (Inclusive education), Moscow, 2010.
2. Hunkaj Chzhan. Tradicionnie cennosti duhovnoj zhizni sovremennoj molodjozhi Rossii i Kitaja (The traditional values of the spiritual life of modern youth of Russia and China), Saint-Petersburg, 2007.
3. Iventev S. I. 2010, in Sistema cennostej sovremennogo obshestva, pp. 76-89.
4. Na puti k inkljuzivnoj shkole (On the way to inclusive school), USAID, 2007.
5. Nikolaev R. M. Tradicionnie cennosti kak konceptualnaja osnova kulturnoj identichnosti (Traditional values as the conceptual basis of cultural identity), Ekaterinburg, 2011.

Иеромонах Михей (Гориславец А. И.)

Меньшиков Владимир Михайлович

Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание

Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 28-50
PDF
В статье, предназначенной для учителей основ православной культуры, рассматриваются фундаментальные понятия духовно-нравственного воспитания: его предмет и содержание. Автор показывает, что любое воспитание характеризуется наличием предмета, то есть той сферой человека, на которую непосредственно направлен процесс воспитания, которую оно формирует. Для духовно-нравственного воспитания такой сферой является духовно-нравственная сфера человека. В статье также показывается, что подобно тому, как любой вид воспитания имеет свое оптимальное содержание: умственное — систему научного знания, эстетическое — искусство и т. д., духовно-нравственное воспитание также имеет свое оптимальное содержание — систему религиозной культуры, которая является фундаментом этого воспитания. Кроме того, в содержание духовно-нравственного воспитания входят и другие фундаментальные ценности: общечеловеческие, национальные, корпоративные, индивидуальные. Таким образом, определенность предмета и содержания духовно-нравственного воспитания дает возможность утверждать, что духовно-нравственное воспитание является самостоятельным и не заменимым никаким другим видом воспитания. В свою очередь, понимание этих констант духовно-нравственного воспитания является существенной предпосылкой для оптимальной его организации, а от его успешного функционирования в конечном итоге зависит благополучие каждого российского ребенка.
духовно-нравственное воспитание, предмет духовно-нравственного воспитания, содержание духовно-нравственного воспитания, условия реализации духовно-нравственного воспитания
1. Bok D. Universitety i budush'ee Ameriki, (Universities and Future of America), Moscow, 1993.
2. Gegel G. V. F. Estetika (Aesthetics), Moscow, 1968, vol. 1.
3. Gegel G. V. F. Fenomenologija duha (Phenomenology of spirit), Saint-Petersburg, 1913.
4. Gegel G. V. F. 1972 “Rechi directora gimnazii. 29 sentjabrja 1809” (Speeches of Gymnasium Director. 29th September 1809), in Raboty raznyh let, Moscow, 1972.
5. Kant I. 1980 “O pedagogike” (About Pedagogic), in Traktaty i pis'ma, Moscow, 1980.
6. Monro P. Istorja pedagogiki (The History of Pedagogic), Moscow, 1913-1914, vol. 1.
7. Suhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina (The Birth of the Citizen), Moscow, 1971.
8. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochinenja (Pedagogical Issues), Moscow, 1948, vol. 3.
9. Ushinskiy K. D. Rodnoe slovo (Native Word), Moscow, 1948.
10. Vahterov V. P. Nravstvennoe vospitanie i nachal'naja shkola (Moral Upbringing and Primary School), Moscow, 1987.

Меньшиков Владимир Михайлович

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Розина Ольга Владимировна

Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры

Розина О. В. Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 51-59
PDF
В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры. Автор обращает внимание на различное понимание в современном релятивистском обществе и православной культуре таких понятий, как эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический вкус, талант и его природа. Отрыв эстетического идеала от его этической основы приводит к подмене в современном искусстве представлений о прекрасном и безобразном, способствует суггестивному эффекту легкого получения эстетического удовольствия от эстетических объектов. Все это искажает ценностно-смысловую шкалу личности. Данное наблюдение иллюстрируют результаты анкетирования, проведенного автором в 2009–2013 гг. среди учителей в ряде регионов страны. Они свидетельствуют о том, что респонденты, назвавшие Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, в большинстве своем не понимают сущности собственного религиозного выбора и его эстетического идеала. В этих условиях преподавание ими «основ православной культуры»1 и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей и традиций Православия может привести к искажению ценностно-смысловой основы предмета. Автор обращает внимание на то, что для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как эстетический идеал рассматривается в единстве «красоты и добра» и нерасторжимости христианской эстетики и этики, имеющих единое божественное основание. В статье излагается авторский опыт подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию на основе интерактивных методов обучения и моделирования жизненных и педагогических ситуаций.
духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический объект, эстетический вкус, талант, релятивизм

1. Averintsev S. S. Ritorika i istoki evropeiskoi kulturnoi traditsii (Rhetoric and Beginnings of the European Cultural Tradition), Moscow, 1996.
2. Asmys V. F. Voprosi teorii i istorii estetiki (Theory and History of Esthetics), Moscow, 1968.
3. Butckevich O. V. Krasota. Priroda, sushchnost, formi (Beauty. Nature, Essence, Forms), Moscow, 1983.
4. Bychkov V. V. Estetica (Esthetics), Moscow, 2002.
5. Daniluk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. (eds.) Konzepsiy duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshego obrazovaniya: proekt (Concept of Spiritual and Moral Development and Education of a Citizen of Russia in the Field of General Education: the Project), Moscow, 2013.
6. Klyuchevskiy V. O. Neopublikovannyje proizvedeniya (Unpublished Works), in www.historik.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st016.shtml (Date: 24.04.2013).
7. Lyashenco P. V. Krasota i svyatost v filosofsko-esteticheskich vozzreniyach P.A. Florenskogo i N.A. Berdyaeva (Beauty and Holiness in the Philosophical and Aesthetic Views of P. A. Florenskii and N.A. Berdyaev), Moscow, 2011.
8. Rozina O. V. Duchovnye osnovy russkoy kultury (Spiritual Foundations of Russian culture), Moscow, 2009.
9. Suvorova I. M. Esteticheskaya kartina mira i problemi yeye formirovaniya (Esthetic Worldview and the Problems of Its Formation), Saint-Petersburg, 2006.
10. Yakovleva E. G. Estetiheskiy vkus kak kategoriya estetiki (Aesthetic Taste as a Category of Esthetics), Moscow, 1986.

Розина Ольга Владимировна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Гатилова Наталья Николаевна

Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова

Гатилова Н. Н. Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 60-68
PDF
В статье охарактеризована педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, раскрыто понимание человека; рассмотрен процесс его духовнонравственного развития. Дается анализ наиболее важных работ святителя Игнатия, в которых разрабатывались антрополого-педагогические проблемы. Последовательно рассматриваются основные вопросы христианской антропологии: сотворение мира и человека, пребывание первого человека в раю, грехопадение, земная жизнь человечества после грехопадения. С педагогической точки зрения показано, какое значение для воспитания имеет изучение творений святителя Игнатия, в которых подробно раскрывается сущность, цель и содержание духовно-нравственной жизни человека, обосновываются принципы, средства и методы духовно-нравственного воспитания. Рассматриваются фундаментальные проблемы бытия человека, его развития, формирования и воспитания. Автор раскрывает сущность духовности как основы бытия человека, определяет специфические признаки духовности. Анализ источников показывает, что духовность человека является той основой, которая определяет всю жизнь человека, его мировоззрение, его сознание, его отношение к миру. Духовность выражает индивидуальность человека, определяет его мотивационную сферу. В статье обоснована необходимость изучения религиозно-педагогических сочинений святителя, где содержится решение фундаментальных педагогических проблем, актуальных и в наше время.
святоотеческое наследие, религиозно-педагогические сочинения, духовность, духовно-нравственное развитие, евангельские заповеди, христианские добродетели, антрополого-педагогические проблемы

Гатилова Наталья Николаевна

Лифинцева Нина Ивановна

Святоотеческое наследие как источник формирования смыслового пространства современной педагогики

Лифинцева Н. И. Святоотеческое наследие как источник формирования смыслового пространства современной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 69-83
PDF
В статье актуализируется проблема источников формирования и развития профессионально-педагогического сознания, его смыслового содержания. Автор обосновывает актуальность обращения современной педагогики к христианско-антропологическому святоотеческому наследию, опыту духовного становления человека, поскольку именно святоотеческое учение содержит и понимание, и пророческое отношение к будущему. В статье рассматриваются феномены, составляющие содержание и механизмы рождения и преобразования души развивающегося человека, его духовного «пробуждения» в процессе воспитания. Рассматривается роль воспитания в условиях утверждения постмодернистских ценностей, «коммерциализации» образования; отмечаются последствия превращения знания и образования в товар для психологического и духовного здоровья развивающегося человека. На основании методологии целостного, системно-деятельностного подхода к развитию человека, его личностному, духовному восхождению автор делает вывод о том, что современная педагогическая практика и педагогика как наука и искусство воспитания и образования человека должны быть «освещены» культурными (человеческими) смыслами и в идеале ориентированы на «предельные» (высшие) смыслы человеческого бытия. Анализ духовных источников показывает, что без Божественного просвещения человеческое знание ничего более, как рационализм; наука не только может, но и должна быть использована в духовной жизни, если способствует одухотворению человека. В статье подчеркивается, что актуальной проблемой современной педагогики является разработка адекватной концепции духовно-нравственного воспитания и развития человека, его внутреннего образования, образования души, духовного преобразования.
смысловое пространство педагогики, педагогическое сознание, воспитание, образование человека, психологическое здоровье, человек «обыденный», образованность, образовательные услуги
1. Antony Surozhskij. Duhovnaya zhizn (Spiritual Life), Kiev, 2008.
2. Archimandrit Ioann (Maslov). Simfoniya. Po tvoreniyam Svyatitelya Tihona Zadonskogo (The Concordance. After Works by Tihon Zadonskiy), Moscow, 1996.
3. Bachtin M. M. Estetika slovesnogo tvorcestva (The Aesthtics of Verbal Creative Work), Moscow, 1986.
4. Bim-Bad B. M. Put k spaseniyu: pedagogicheskaya anropologiya I. Kanta (The Way to Salvation: Pedagogical Anthropology of I. Kant), Moscow, 1994.
5. Ilin I.A. Put k ochevidnosti (The Way to Evidence), Moscow, 1993, vol. 2.
6. Leontev D. A. 2011, in Voprosy psichologii (The Issues of Psychologi), vol. 1, pp. 10-12.
7. Mamardaschvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu (How I Understand Philosophy), Moscow, 1990.
8. Porfirij Kavsokalivit. Tsvetoslov sovetov (The Antologion of Advices), Moscow, 2008.
9. Puzypej A. A. Psychologiya. Psychotechnika. Psychagogika (Psychology. Psychotechnics. Psychogogy), Moscow, 2005.
10. Uschinskij K. D. Pedagogicheskie sochineniya (Selected Pedagogical Works), Moscow, 1950, vol. 10.
11. Zenkovskij V. V. 2003, in Voprosy filosofii, vol. 12.
12. Zinchenko V. P. Zhivoe znanie: psichologicheskay pedagogika (The Live Knowledge: Psychological Pedagogics), Samara, 1996.

Лифинцева Нина Ивановна

Прокофьева Елена Анатольевна

Педагогическая деятельность и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения

Прокофьева Е. А. Педагогическая деятельность и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 84-92
PDF
Статья посвящена педагогическим взглядам и деятельности представителя киевской философской школы середины XIX в. С. С. Гогоцкого. Гогоцкий долгое время преподавал польский и немецкий языки, философию в Киевской духовной академии, педагогику в Императорском университете Св. Владимира, заведовал там кафедрой педагогики. Во второй половине XIX в. Гогоцкий был известен прежде всего как автор «Философского лексикона» — первого в России многотомного философского словаря, который был признан выдающимся явлением в русской философской литературе. Советской педагогикой это имя было забыто, но сейчас интерес к творчеству С. С. Гогоцкого возрождается. Свои педагогические и философские взгляды С. С. Гогоцкий передавал не только студентам университета, но и будущим учителям, ведя занятия на Высших женских курсах, первым директором которых он был. Его педагогические труды синтезированы из нескольких наук — философии, педагогики и психологии и положены на гуманистическую основу христианского мировоззрения. Педагогика для С. С. Гогоцкого не была синонимом «образования», он считал ее «наукой образовательного воспитания». Задачу педагогики Гогоцкий видел в таком развитии человеческих сил и способностей, которое позволит далее человеку успешно саморазвиваться и самообразовываться. Одним из важнейших этапов педагогического процесса было религиозное воспитание и образование. Промышленная революция в России во второй половине XIX в. поставила в основу развития и существования общества прежде всего научные достижения. Религиозный же фундамент, как надеялся С. С. Гогоцкий, мог сохранить гармоничную личность в человеке, и в конечном итоге спасти человечество от хаоса и гибели.
С. С. Гогоцкий, философия, педагогика, медицинская наука, психология, Киевская философская школа, образование, духовное воспитание, история педагогики, прогресс

1. Belenchuk L. N., Prokofyeva E. A. 2010, in Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanjah, 2010, vol. 4, pp. 176-189.
2. Yurkevich P. D. Filosofskie proizvedenja (Philosophical Works), Moscow, 1990.

Прокофьева Елена Анатольевна

Хаустова Надежда Михайловна

Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка

Хаустова Н. М. Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 93-99
PDF
Статья посвящена исследованию творчества как аспекта духовного развития и воспитания личности человека в философском наследии С. Л. Франка. В ней рассматриваются взгляды С. Л. Франка на творчество как важнейшую фундаментальную экзистенциональнородовую характеристику человека. Бог определяет бытие человека как «свободное самобытие», а самого человека — как существо, в котором он продолжает творение мира. Отсутствие творческой активности свидетельствует о ненормальном состоянии человека. Именно творческая духовная активность человека вносит нечто новое в его бытие. В человеке как личности присутствует то стремление к творческой деятельности, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность. Франк называет творчество основой развития человека и залогом его нравственного поведения, а творческий процесс он рассматривает как процесс неустанного становления личности, ее постоянного нравственного совершенствования. Так как личность может развиваться лишь в живом общении с Богом и в творческом раскрытии, важнейшим долгом человека является забота о духовном — нравственном и творческом возрастании своей личности. Франк определяет творчество как «нечто», которое принадлежит не к объективной действительности, а частично берет начало в реальности как сущей потенциальности, которую он определяет как бытие в форме самотворчества. С одной стороны, творимое рождается из вдохновения, при этом сам художник только отчасти участвует в выражении реальности в объективном мире; с другой стороны, результат творчества проявляется вовне только тогда, когда художник совершил необходимое действие для выражения «нечто» из своей души.
творчество, личность, искусство, дух, духовное развитие, сознание, самосознание, нравственность, объективная действительность, духовная реальность
1. Bichkov V. V. Malaya istoriya vizantjskoj estetiki (Little History of the Byzantine Aesthetics), Kiev, 1991.
2. Nazarov V. N. Vvedenie v teologju (Introduction to Theology), Moscow, 2004.

Хаустова Надежда Михайловна

Хохлова Анна Борисовна

Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника

Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 100-109
PDF
В статье раскрывается сущность инновационных процессов в контексте современных научных подходов, направленных на поиск ответов на вопросы: что такое творчество? развитие творческих способностей? Автор обращает внимание на тот факт, что современная наука, определяя в целом само творчество, пока не может определить природу творческих способностей человека, и это, по мнению автора, не случайно. Понять, как человек получает новое знание или совершает открытие, невозможно при исследовательских подходах, исключающих духовное начало в человеке. В статье раскрывается подход, направленный на понимание человека как существа исходно духовного. Духовность является важнейшей характеристикой человека и проявляется в способности познания, руководстве голосом совести, стремлении к совершенству. Именно духовная сфера определяет норму человечности. Приблизиться к постижению тайны духовности и духовного познания позволяет святоотеческое наследие, в частности работы святителя Феофана Затворника, который обосновал идею синергизма познавательного процесса как единство мыслительного процесса самого человека и знания, которое открывает человеку Бог. А поскольку духовное начало является определяющим в познании, то соответственно и в основу умственного воспитания требуется положить духовное познание, что станет важнейшим условием развития творческих способностей человека. Таким образом, учение Феофана Затворника позволяет правильно понять и организовать умственное воспитание, что делает возможным не только правильное понимание творчества и творческих способностей человека, но и реальное развитие последних.
инновация, антропология, образование, святоотеческое наследие, человек, интуиция, духовность, разум, духовно-нравственное развитие человека, творчество
1. Dolzhenko O. V. Universitet v tochke Omega (University at Omega), Moscow, 2010.
2. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovja Vostocnoj Cerkvi (Essay of Mystical Theology of Easter Church), Moscow, 1991.
3. Podymova L. S. Vvedenie v innivacionnuju pedagogiku (Introduction to Innovative Pedagogy), Kursk, 1994.
4. Pushkin V. N. Euristica — nauka o tvorcheskom myshlenii (Heuristic — Science of Creative Thinking), Moscow, 1967.
5. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaja perspektiva otechestvennogo obrazovanija (Anthropological Perspective of Native Education), Ekaterinburg, 2009.
6. Zapesockij A. S. Obrazovanie: filosofija, kulturologja, politika (Education: Philosophy, Cultural Studies, Policy), Moscow, 2002.
7. Zenkovskij V. V. Osnovy hristianskoj filosofii (The Elements of Christian Philosophy), Moscow, 1997.

Хохлова Анна Борисовна

ПСИХОЛОГИЯ

Двойнин Алексей Михайлович

Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор

Двойнин А. М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 113-128
PDF
Предпринятый в статье историко-теоретический обзор знакомит читателя с состоянием проблемы веры в психологии. На основе анализа зарубежных и отечественных исследований веры автор выявляет их теоретические предпосылки. Констатируется гносеологический «уклон» в трактовке веры как психологического феномена, фиксируются основные методологические ошибки в ее исследованиях: элементаризм, абстрактность и др. Критически анализируются различные определения веры в психологии и философии, раскрываются их ограничения и философские основания. Рассматривается предлагаемая учеными структура веры, анализируются свойства веры. Отмечается несходство таких понятий, как «вера», «уверенность», «доверие», «убеждение». Автор статьи считает наиболее перспективным исследование веры как отношения личности. Понятие «отношение » позволяет обобщить все феноменальные проявления веры в единый конструкт. Вера связана со смыслообразованием и является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности (Б. С. Братусь), она дает целостный образ будущего, который мотивирует человека, убеждая в реальности, достижимости планов. Проведенный теоретический анализ показал, что в психологии проблема веры не поставлена, а разнообразные интерпретации данного феномена психологами сложно концептуализировать. Психологические исследования веры не носят рефлексивный характер. Однако постановка проблемы возможна благодаря опоре на общенаучную и общепсихологическую методологию. Для современной психологии, считает автор статьи, необходимо ответить на вопрос: не является ли проблема веры в психологии «псевдопроблемой», а понятие веры — лишним?
вера, проблема веры, психологический подход, философский подход, гносеологизм, знание, сознание, убеждение, смысл, смыслообразование, структура веры
1. Aleksandrov A. D. Nauchniy poisk I religioznaja vera (Scientific Quest and Religious Faith), Moscow, 1974.
2. Argyle M. Religious Behavior, London, 1958.
3. Borunkov Yu.F. Struktura religioznogo soznanya (The Structure of Religious Consciousness), Moscow, 1991.
4. Bratus B. S. 1997, in Voprosy psihologii, vol. 5, pp. 3-19.
5. Bratus B. S. Anomalii lichnocti (Anomalies of Personality), Moscow, 1988.
6. Bukin V. R., Erunov B. A. Na grani very i neverya (On the Verge of Belief and Unbelief), Leningrad, 1974.
7. Clore V., Fitzgerald J. 2002, in Intentional faith: An alternative view of faith development. Journal of Adult Development, vol. 9/2, pp. 97-107.
8. Dzhejms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta (The Varieties of Religious Experience), Moscow, 1993.
9. Dzhejms U. 1997 “Volja k vere i drugie ocherki populjarnoy filosofii” (The Will to Believe, and Other Essays in Popular Philosophy), in Dzhejms U. Volja к vere, Moscow, 1997, pp. 3-206.
10. Erunov B. A. Mnenie v chelovecheskom poznanii (Opinion in Human Knowledge), Leningrad, 1974.
11. Evstifeeva E. A. 1984, in Filosofskie nauki, vol. 6, pp. 71-77.
12. Fowler J. W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1995.
13. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla (A Man Search for Meaning), Moscow, 1990.
14. Frankl V. Der Mensch von der Frage nach dem Sinn: eine Auswahl aus dem Gesamtwerk, Munchen, Zurich, 1979.
15. Fromm E. Imet' ili byt'? (To Have or to Be?), Moscow, 1986.
16. Fromm E. Psihoanaliz i etika (Psychoanalysis and ethics), Moscow, 1998.
17. Goryacheva A. I. 1971 “Problemy sotsialnoy psihologii v sovetskoy filosofskoy I psihologicheskoy literature” (The Problems of Social Psychology in Soviet Philosophical and Psychological Literature), in Uchenye zapiski TGU, vol. 273, pp. 138-139.
18. Gurevich P. S. Gumanizm i vera (Humanism and Faith), Moscow, 1990.
19. Kay J. B., Hatcher-Kay C. 2003 “Faith and health: Psychological perspectives”, in International Journal for Psychology of Religion, vol. 13/2, pp. 143-147.
20. Kozyreva A. K. 1968 “Priroda very” (The Nature of Faith), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena, vol. 365, pp. 152-171.
21. Kozyreva A. K. 1971 “Vera i znanie” (Faith and Knowledge), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena, vol. 444/1, pp. 131-145.
22. Laurence L. W. de. “The Psychology of Faith and Doubt”, in Laurence L.W. de. Printed in the United States, pp. 335-346.
23. Leont'ev A. N. Dejatelnost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality), Moscow, 1975.
24. Nikinov K. I. Religiozen li chelovek po prirode? (Is a Person Religious by the Nature?), Moscow, 1990.
25. Nosovich V. I. Psihologija religii (The Psychology of Faith), Leningrad, 1970.
26. Petrushenko V. L., Scherbakova G. N. Vera v duhovnom mire lichnosti (Faith in a Spiritual World of a Person), Lvov, 1989.
27. Platonov K. K. 1968 “Vera” (Faith), in Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' (Philosophical Encyclopedic Dictionary), Moscow, vol. 1, pp. 240-241.
28. Platonov K. K. O sisteme psihologii (About System of Psychology), Moscow, 1972.
29. Platonov K. K. Psihologija religii. Fakty i mysli (The Psychology of Faith. Facts and Thoughts), Moscow, 1967.
30. Platonov K. K. Sistema psihologii i teorja otrazhenija (The System of Psychology and Reflection Theory), Moscow, 1982.
31. Popova M. A. Kritika psihologicheskoy apologii religii. Sovremennaja amerikanskaja psihologya religii (Criticism of Psychological Apologia of Religion. Modern American Psychology of Religion), Moscow, 1973.
32. Skripkina T. P. Psihologya doverya (The Psychology of Trust), Moscow, 2000.
33. Smith W. C. Belief and History, Charlottesville, 1977.
34. Smith W. C. Faith and Belief: The Difference between Them, Oxford, 1998.
35. Smith W. C. The Meaning and End of Religion. A New Approach to the Religious Traditions of Mankind, New York, 1964.
36. Tard G. Sotsialnaja logika (Social Logic), Saint-Petersburg, 1996.
37. Ugrinovich D. M. 1985, in Nauka i religya, vol. 2, pp. 32-40.
38. Ugrinovich D. M. Psihologya religii (The Psychology of Religion), Moscow, 1986.
39. Uznadze D. N. 2001 “Eksperimentalnye osnovy psihologii ustanovki” (Experimental Basics of the Psychogy of Attitude), in Psihologya ustanovki, Saint-Petersburg, 2001, pp. 5-254.
40. Yung K. G. Otvet Iovu (The Answer to Job), Moscow, 1999.
41. Zalesskiy G. E. Psihologya mirovozzrenya i ubezhdeniy lichnosti (The Psychology of Worldview and Beliefs of a Person), Moscow, 1994.

Двойнин Алексей Михайлович

Егорова Анастасия Ильинична; Егоров Илья Владимирович

Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте

Егоров И. В. Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 129-138
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию инфантилизма в философскопсихологических работах. Дается авторское определение психологического инфантилизма, выделяются составляющие последнего: нежелание брать на себя ответственность за собственное поведение, несамостоятельность, слабое развитие рефлексии, наивность. Подробно изучается один из факторов риска развития психологического инфантилизма в юношеском возрасте — тип семейного воспитания. Методологической основой исследования являются: 1) диспозициональный подход; 2) комплексный подход. В работе эти подходы проявляются в интеграции знаний об инфантилизме в различных направлениях и отраслях научных исследований. В эмпирическом исследовании представлено: выявление составляющих инфантилизма в юношеском возрасте, установление типа семейного воспитания в юношеском возрасте с выраженными показателями по составляющим инфантилизма; установление взаимосвязи между составляющими инфанти типом семейного воспитания в юношеском возрасте. Для решения этих задач использовались следующие методики: анкета, опросник «Уровень субъективного контроля», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, тест «Родитель — Взрослый — Ребенок», тест самоактуализации Э. Шострома, методика Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», корреляционный анализ. В результате проведенного исследования было установлено, что в группе молодых людей с высокими показателями по составляющим инфантилизма в межличностных отношениях преобладает экстернальный тип контроля, низкий уровень самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, доминирование позиции «ребенка». В ходе корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между инфантильными составляющими характера в юношеском возрасте и такими типами семейного воспитания, как потворствование и гиперпротекция.
инфантилизм, психологический инфантилизм, рефлексия, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, тип семейного воспитания, гиперпротекция, гипопротекция
1.Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznania (Man as an Object of Knowledge), Saint-Petersburg, 1999.
2. Egorov I. V. 2007, in Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 2/17, pp. 38-50.
3. Eidemiller E. G., Yustitskis B. Psihologia i psihoterapia semyi (Psychology and Psychotherapy of Family), Saint-Petersburg, 1999.
4. Fromm E. Human Soul, Moscow, 1998.
5. Garboozov V. I. Nervnie i trudnie deti (Nervous and Difficult Children), Saint Petersburg, 2008.
6. Kapustina A. N. Mnogofaktornaia lichnostnaia metodika R. Cettell (Multi-factor personality technique of R. Cattell), Saint-Petersburg, 2007.
7. Muzdybaev K. Psihologia otvetstvennosti (Psychology of Responsibility), Leningrad, 1983.
8. Shostrom E. Chelovek-manipulator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuljacii k actualizacii (Human-Manipulator. Inner Journey from Manipulation to Actualization), Moscow, 2008.
9. Vygotsky L. S. Izbrannie psihologicheskie issledovanya (Selected Psychological Studies), Moscow, 1956.
10. Yalom I. Jekzistencial'naja psihoterapija (Existential Psychotherapy), Moscow, 2000.
11. Yermolaev O. Y. Matematicheskaya statistika dlya psihologov (Mathematical Statistics for Psychologists), Moscow, 2003.

Егорова Анастасия Ильинична


Егоров Илья Владимирович