/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (28)

ПЕДАГОГИКА

Ауров Олег Валентинович

«Дисциплины для воспитания»: малоизвестный педагогический трактат эпохи раннего Средневековья (латинский текст, перевод, комментарии)

Ауров О. В. «Дисциплины для воспитания»: малоизвестный педагогический трактат эпохи раннего Средневековья (латинский текст, перевод, комментарии) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 7-20
PDF
В статье представлен первый комментированный перевод с латинского на русский язык раннесредневекового испанского педагогического трактата «Дисциплины для воспитания» (Institutionum Disciplinae), создание которого длительное время приписывалось Исидору Севильскому. Этот текст весьма важен для понимания форм и механизмов преемственности традиций античной педагогики в Средние века. Вместе с тем в статье подчеркивается, что трактат не был ориентирован на практическое использование. Он воспроизводил представления автора об идеальной системе воспитания, неприменимые в эпоху создания текста.
средневековая культура, раннее Средневековье, Исидор Севильский, вестготы, Толедское королевство, «Institionum Disciplinae», средневековая педагогика, учитель, ученик, образование, воспитание, средневековая школа
1. Martín Hernández F. 1970 “Escuelas de formación del clero en la España visigoda”, in La patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970.
2. Fontaine J. 1972 “Fins et moyens de l´enseignement ecclésiastique dans l´Espagne wisigothique”, in La Scuola nell’occidente latino dell’alto medioevo. Settimane... Spoleto, 1972, pp. 145–229.
3. Rucqoi A. 1996 “Éducation et société dans la Péninsule ibérique médiévale”, in Histoire de l’éducation, 1996, vol. 69, pp. 3–7.
4. Orlandis J. 1992 “El conde Bulgar, o la azarosa vida de un gobernador provincial”, in Orlandis J. Semblanzas visigodas, Madrid, 1992, pp. 91–104.
5. Aznar Tello S. San Braulio y su tiempo. El fulgor de una época, Zaragoza, 1986.
6. Lynch C.H., Galindo P. San Braulio, obispo de Zaragoza (631–651). Su vida y sus obras, Madrid, 1950.
7. Braegelmann A. The Life and Writings of Saint Ildefonsus of Toledo, Washington (D.C.), 1942.
8. Snow J. 1984 “Esbozo de la fi gura de San Ildefonso de Toledo (607–667), a través de mil años de la literatura española”, in Anales Toledanos, 1984, vol. 18, pp. 19–43.
9. Cascante J. M. 1970 “El Tratado «De Virginitate» de S. Ildefonso de Toledo”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 349–368.
10. Codoñer Merino C. 1970 “El libro de «Viris illustribus» de S. Ildefonso de Toledo”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 337–348;
11. Robles Carcedo L. 1970 “Anotaciones a la obra de san Ildefonso ´De cognitione baptismi´”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 263–336;
12. Solano J. 1970 “San Ildefonso y la Inmaculada”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 369–388.
13. Díez Pardo F. 1970 “Por el «Doctorado Eclesial» de San Ildefonso”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 389–406.
14. Alberto P. F. 1999 “Notes on Eugenius of Toledo”, in Classical Quarterly. New Series, 1999, vol. 49/1, pp. 304–314;
15. Pérez de Urbel J. 1970 “San Eugenio de Toledo”, in La Patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 195–214.
16. Marej E. S. 2012 “Obraz pravitelja v stihah Evgenija Toledskogo i ego paralleli s «Knigoj prigovorov» (Liber Iudiciorum)” (Image of Ruler in Poems of Eugene of Toledo and Its Parallels with Liber Iudiciorum), in Vestnik RGGU, 2012, vol. 9, pp. 24–33
17. Collins R. 1977 “Julian of Toledo and the Royal Succession in Late Seventh-Century Spain”, in by Sawyer P. Wood I. (eds.) Early Medieval Kingship, Leeds, 1977, pp. 30–49.
18. Hillgarth J. N. 1958 “St. Julian of Toledo in the Middle Ages”, in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1958, vol. 21, pp. 7–26.
19. Hillgarth J. 1963 “Julian of Toledo in the Liber Floridus”, in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1963, vol. 26/1–2, pp. 192–196.
20. Murphy F. X. 1952 “Julian of Toledo and the Fall of the Visigothic Kingdom in Spain”, in Speculum, 1952, vol. 27, pp. 1–21.
21. Bischoff B. 1959 “Ein Brief Julians von Toledo über Rhythmen, Metrische Dichtung und Prosa“, in Hermes, 1959, vol. 87/2, pp. 247–256.
22. Pozo C. 1970 “La doctrina escatológica del ´Prognosticon futuri saeculi´ de san Julián de Toledo”, in La patrologia Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología, Madrid, 1970, pp. 215–244.
23. 1971 “August Eduard Anspach (1860–1943)“, in Gesammelte Aufsätze zur Kulturgeschichte Spaniens, 1971, vol. 26, pp. 349–356.
24. Custodio Vega A. 1965 “El profesor doctor August Anspach: Semblanza literaria”, in Archivos Leoneses, 1965, vol. 19/37–38, pp. 11–28.
25. Hillgarth J. N. 1961 “The Position of Isidorian Studies: A Critical Review of the Literature since 1935”, in Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario de su nacimiento por Manuel C. Díaz y Díaz, León, 1961, pp. 28–29.
26. Martínez Gázquez J. 1979 “Sobre el orígen hispano-godo de las Institutionum Disciplinae”, in Faventia. Revista de filología clásica, 1979, vol. 1/1, pp. 35–36;
27. Sánchez Prieto A. B. 2011 “Las Institutionum Disciplinae: programa educativo para un noble godo”, in Vergara Ciordia J., Sánchez Barea F., Comella Gutérrez B. (eds.) Ideales de formación en la historia de la educación, Madrid, 2011, pp. 87–88.
28. Beeson Ch. H. 1913 “Isidore´s Institutionum Disciplinae and Pliny the Younger”, in Classical Philology, 1913, vol. 8/1, pp. 93–98.
29. Pascal P. 1957 “The «Institutionum Disciplinae» of Isidore of Seville”, in Traditio, 1957, vol. 13, pp. 425–43.
30. Millares Carlo A. Tratado de paleografía española, Madrid, 1932.
31. Riché P. Éducation et culture dans l´Occident barbare, VI–VIII siècles, Paris, 1962.
32. Riché P. 1971 “L´éducation a l´époque wisigothique: les «Institutionum Disciplinae»”, in Anales Toledanos, 1971, vol. 3, pp. 171–180.
33. Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l’Espagne wisigothique, Paris, 1983.
34. Fontaine J. 1968 “Quelques observations sur les «Institutionum disciplinae» pseudo-isidoriennes”, in La Ciudad de Dios, 1968, vol. 181, pp. 617–685.
35. Martínez Gázquez J. 1979 “Sobre el orígen hispano-godo de las Institutionum Disciplinae”, in Faventia. Revista de filología clásica, 1979, vol. 1/1, pp. 35–46.
36. Díaz y Díaz M. 1976 “Isidoro en la Edad Media hispana”, in Díaz y Díaz M. De Isidoro al siglo XI. Ocho estudios sobre la vida literaria peninsular, Barcelona, 1976, pp. 177.
37. Mellado Rodriguez J. Léxico de los concilios visigóticos de Toledo, Cordoba, 1990, vol. 2.
38. 1981 “Patria”, in Köbler G. Wörterverzeichnis zu den Leges Visigothorum, Gießen, Lahn, 1981.
39. Orlandis J. 1992 “Sisebuto, un rey clemente, sensible y erudite”, in Orlandis J. Semblanzas visigodas, Madrid, 1992, pp. 105–127.
40. Fernández de la Cuesta I. Historia de la música española, Madrid, 1983, vol. 1: Desde los orígenes hasta el ars nova; El canto mozárabe, Madrid, 1989.
41. Pijuan J. La liturgia bautismal en la España Romano-visigoda, Toledo, 1981.

Ауров Олег Валентинович

Григорьев Дмитрий Васильевич

Непотребительское воспитание в детско-взрослой производственной общности

Григорьев Д. В. Непотребительское воспитание в детско-взрослой производственной общности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 21-26
PDF
Внятным ответом школы на вызовы общества потребления, низводящие человека до уровня «машины желаний», исподволь лишающие его высоких стремлений, полета мысли, свободы, по мнению автора, может быть только совместная творчески-продуктивная деятельность взрослых и детей, организованная на принципах высокотехнологичного производства, самоуправления, социального предпринимательства и социального служения.
общество потребления, консьюмеризация образования, детско-взрослая общность, производство, инновация, педагогика отношений.

Григорьев Дмитрий Васильевич

Потаповская Ольга Михайловна

Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции

Потаповская О. М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 27-50
PDF
Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлена модель духовно-нравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции и описание опыта экспериментальной апробации модели в дошкольных образовательных учреждениях.
духовно-нравственное воспитание на основе социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении, педагогическое моделирование, экспериментальная апробация модели
1. Zagvjazinskij V. I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' pedagoga: Ucheb. posob. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedeni (Research Activity of Teacher: Textbook for Students), Moscow, 2008.
2. 2007 “«Istoki» i «Vospitanie na sociokul'turnom opyte». Programma dlja doshkol'nogo obrazovanija” (“Origins” and „Education on Social-Cultural Experience“. Program for Elementary Education), in Istokovedenie, Moscow, 2007, vol. 5, pp. 97–189.
3. Potapovskaja O. M. Programma duhovno-nravstvennogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami hudozhestvenno-produktivnoj dejatel'nosti: Uchebnoe posobie (Program of Spiritual-Moral Education of Children of Preschool Age by Means of Art-Productive Activity: Textbook), Moscow, 2009.
4. Potapovskaja O. M. Samye glavnye prazdniki: Scenarii utrennikov i konspekty prazdnichnyh zanjatij dlja detej doshkol'nogo vozrasta (Main Feasts: Scenarios of Morning Feasts and Conspects of Feast Lessons for Children of Preschool Age), Moscow, 2004.
5. Potapovskaja O. M. 2006–2008 “Zadushevnye besedy. Zhurnal v zhurnale” (Cordial Dialogs. Journal in Journal), in Doshkol'nik. Mladshij shkol'nik, 2006, vol. 4–6; 2007, vol. 1–6; 2008, vol. 1–4.
6. Potapovskaja O. M. Semejnaja gostinaja. Programma zanjatij s roditeljami v semejnoj shkole duhovno-nravstvennogo vospitanija. M., 2003
7. Krjachko A. A. Vvedenie v tradiciju: Programma studijnyh zanjatij s det'mi (Introduction in Tradition: Probram of Room Lessons with Children), Moscow, 2004.
8. Krjachko A. A. Russkaja skazka v domashnem teatre (Russian Fairy Tale in House Theater), Moscow, 2004.
9. Krylova N. B. 2009 “Kul'turnye praktiki rebenka v obrazovanii s pozicii ponimajushhej pedagogiki” (Cultural Practices of Child in Education from Position of Understanding Pedagogics), in Bojarinceva A. V., Krylovoj N. B. Kul'turnye praktiki detstva. Opyt organizacii. Special'nyj vypusk serii «Novye cennosti obrazovanija», 2009, vol. 4/42, pp. 7–20.
10. Jel'konin D. B. Detskaja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij (Children Psychology: Textbook for Students), Moscow, 2011.
11. Pozdina T. F. 2009 “Sociokul'turnyj podhod i pravoslavnaja pedagogicheskaja tradicija: razmyshlenija pedagoga-praktika” (Social-Cultural Approach and Orthodox Pedagogical Tradition: Thoughts of a Practical Pedagogue), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 50–52.
12. Potapovskaja O. M. 2009 “Strategija i perspektivy razvitija innovacionnoj setevoj jeksperimental'noj ploshhadki «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija” (Strategy and Perspectives of Development of Innovative Net Experimental Ground “Modelling of Social-Cultural System Development of Educational Institution”), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 31–34.
13. Shulaev A. A. 2009 “Rol' gorodskoj jeksperimental'noj ploshhadki «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija» v processe innovacionnogo razvitija velikolukskogo obrazovanija” (Role of City Experimental Ground “Modelling of Social-Cultural System Development of Educational Institution” in Process of Innovative Development of Education of Velikije Luki), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 52–56.
14. Potapovskaja O. M. 2012 “Modelirovanie processa duhovno-nravstvennogo vospitanija v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii” (Modelling of Process of Spiritual-Moral Education in Preschool Educational Institution), in Social'nyj institut vospitanija v sovremennoj Rossii: modernizacija, dinamika i strategija razvitija: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 7–9 dekabrja 2011 g., Moscow, 2012, vol. 2, pp. 192–200.

Потаповская Ольга Михайловна

Шустова Инна Юрьевна

Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка

Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 51-61
PDF
Для успешного воспитания и развития ребенка важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Детско-взрослая общность рассматривается как со-бытие, где возможен выход на гуманистические ценности человеческого бытия. Развитие ребенка происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.
ребенок, ценности, детско-взрослая общность, со-бытийная общность, ценностно-смысловое пространство, воспитание, развитие
1. Novikova L. I. 1975 “Detskij kollektiv kak social'no-pedagogicheskaja sistema” (Children Collective as Social-Pedagogical System), in Teoreticheskie problemy vospitatel'nogo kollektiva, Tartu, 1975, pp. 48–57.
2. Alekseev N. G. 2004 “Filosofskie osnovanija refleksivnogo podhoda” (Philosophical Grounds of Reflexive Approach), in Refleksivnyj podhod k psihologicheskomu obespecheniju obrazovanija, Moscow, 2004, pp. 11–17.
3. Slobodchikov V. I. Ocherki psihologii obrazovanija (Essays on Educational Psychology), Birobidzhan, 2005.
4. Novikova L. I. Pedagogika detskogo kollektiva: voprosy teorii (Pedagogics of Children Collective: Questions of Theory), Moscow, 1978.
5. Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike (Education of Modern School: from Theory to Practice), Moscow, 2010.
6. Bahtin M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo (Problems of Poetics of Dostoevskij), Moscow, 1972.
7. Slobodchikov V. I. 1996 “Integral'naja periodizacija obshhego psihicheskogo razvitija” (Integral Periodization of General Psychological Development), in Voprosy psihologii, 1996, vol. 5, pp. 38–50.
8. Kolominskij Ja. L. Psihologija vzaimootnoshenij v malyh gruppah: obshhie i vozrastnye osobennosti: Ucheb. posobie (Psychology of Relations in Small Groups: General and Age-Related Features” Textbook), Minsk, 2000.
9. Luzina L. M. Teorija vospitanija: filosofsko-antropologicheskij podhod (Theory of Education: Philosophical-Anthropological Approach), Pskov, 2000.
10. Gazman O. S. 1972 “Vremennye kollektivy i ih vozdejstvie na lichnost'” (Temporary Collectives and Their Influence on Person), in Rebenok v sisteme kollektivnyh otnoshenij: tezisy dokladov k vyezdnomu zasedaniju laboratorii v Leningrade 28 ijunja 1972 g., Moscow, 1972.
11. Demakova I. D. Gumanizacija prostranstva detstva: teorija i praktika (Humanization of Childhood Space: Theory and Practice), Kazan', 2003.
12. Kuprijanov B. V. Organizacija i metodika provedenija igr s podrostkami: vzroslye igry dlja detej: Ucheb.-metod. posobie (Organization and Methodics of Conduction of Games with Teenagers: Adult Games for Children: Textbook), Moscow, 2001.
13. Umanskij L. I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti shkol'nikov: Ucheb. posobie dlja stud. ped. in-tov (Psychology of Organisation Activity of School Pupils: Textbook for Pedagogical Students), Moscow, 1980.
14. Vygotskij L. S. 1966 “Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka” (Game and Its Role in Psychical Development of Child), in Voprosy psihologii, 1966, vol. 6, pp. 62–76.
15. Shtern Je. 1931 “«Ser'eznaja igra» v junosheskom vozraste“ (“Serious Game“ in Youthful Age), in Pedologija junosti, Moscow, Leningrad, 1931, pp. 64–77.
16. Shustova D. M., Shustova I. Ju. 2010 “Ja est' v mire” (I Am in the World), in Klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkol'nikov, 2010, vol. 16, pp. 5–8.

Шустова Инна Юрьевна

Розина Ольга Владимировна

Некоторые методологические проблемы курса «Основы религиозных культур и светской этики» и подготовка учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания

Розина О. В. Некоторые методологические проблемы курса «Основы религиозных культур и светской этики» и подготовка учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 62-74
PDF
В статье рассматриваются отдельные методологические проблемы нового комплексного учебного курса, обусловленные мировоззренческими противоречиями между религиозной и секуляризованной картиной мира. Автор обращает внимание на их противоположности и предлагает учителю путь разрешения данного конфликта на основе собственного личного духовно-нравственного выбора.
комплексный учебный курс, учитель, воспитатель, методологические противоречия, духовно-нравственное воспитание
1. Rubinshtejn S. L. 1986 “Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti (k osnovam sovremennoj pedagogiki)” (Principe of Creative Initiative), in Voprosy psihologii, 1986, vol. 4, p. 107.
2. Ushinskij K. D. 1990 “Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii” (Human as Object of Education. Experience of Pedagogical Anthropology), vol. 1, in Pedagogicheskie sochinenija, Moscow, 1990, vol. 5.
3. Apletaev M. N. Nravstvennoe vospitanie podrostkov v processe obuchenija (Moral Education of Teenagers in Educational Process), Omsk, 1988.
4. Apletaev M. N. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy nravstvennogo vospitanija lichnosti podrostka v processe obuchenija. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Theoretical and Methodical Grounds of Moral Education of Teenager’s Person in Educational Process. Dissertation Abstract), Moscow, 1989.
5. Boldyrev N. I. Metodika vospitatel'noj raboty v shkole: ucheb. posobie dlja studentov ped. institutov (Methodic of Educational Work of School: Textbook for Pedagogical Students), Moscow, 1981.
6. Boldyrev N. I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: Voprosy teorii (Moral Education of School Pupils: Questions of Theory), Moscow, 1979.
7. Vasil'eva Z. I. 1991 “Napravlennost' lichnosti uchashhegosja i puti ee izuchenija uchitelem” (Directon of Person of Pupil and Ways of Its Study by a Teacher), in Izuchenie lichnosti uchenika uchitelem, Moscow, 1991, pp. 5–20;
8. Vasil'eva Z. I. Nravstvennoe vospitanie uchashhihsja v uchebnoj dejatel'nosti. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Moral Education of Pupil in Teaching in Educational Activity. Dissertation Abstract), Leningrad, 1973.
9. Vysotina L. A. Formirovanie moral'nyh kachestv podrostkov (Forming of Moral Qualities of Teenagers), Moscow, 1970.
10. Zosimovskij A. V. Formirovanie obshhestvennoj napravlennosti lichnosti v shkol'nom vozraste (Forming of Social Direction of Person in School Age), Moscow, 1982.
11. Korotov V. M. 1967 “Nekotorye voprosy nravstvennogo vospitanija” (Some Aspects of Moral Education), in Sovetskaja pedagogika, 1967, vol. 9, pp. 80–86.
12. Korotov V. M. Razvitie vospitatel'nyh funkcij kollektiva (Development of Educational Functions of Collective), Moscow, 1974.
13. Lihachev B. T. Pedagogika: kurs lekcij (Pedagogics: Lecture Course), Moscow, 1996.
14. Lihachev B. T. Filosofija vospitanija (Philosophy of Education), Moscow, 1995.
15. Chumakov P. V. 2011 “Pedagogicheskie podhody nravstvennogo vospitanija lichnosti” (Pedagogical Approaches of Moral Education of Person), in Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011, vol. 1, pp. 7–13
16. Abul'hanova K. L. O sub‘ekte psihicheskoj dejatel'nosti (About Subject of Psychical Activity), Moscow, 1973.
17. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti (Person Anomalities), Moscow, 1988.
18. Men'shikov V. M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: predmet, soderzhanie i budushhee nashih detej (Spiritual-Moral Education: Subject, Content and Future of Our Children), in http://conference.apkpro.ru/fi les/orkce/ sptmb5_7_2012/d40.pdf

Розина Ольга Владимировна

Лифинцев Дмитрий Валентинович; Анцута Анна Николаевна

Цели и функции социальной работы в экосистемной перспективе

Анцута А. Н. Цели и функции социальной работы в экосистемной перспективе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 75-81
PDF
Статья посвящена описанию основных целей и функций социальной работы в экосистемной перспективе. Особое внимание уделяется функциональному содержанию процесса социальной работы и деятельности социального работника.
социальная работа, экосистемная перспектива, структурно-функциональная теория социального действия
Siporin M. Introduction to Social Work Practice, New York, 1975.
Parsons T. 1965 “Obshheteoreticheskie problemy sociologii” (General Theoretical Problems of Sociology), in Sociologija segodnja: Problemy i perspektivy, Moscow, 1965.
Parsons T. 1960 “Pattern Variables Revisited”, in American Sociology Review, 1960, vol. 25, pp. 457–483.
Glasser P., Garvin Ch. 1977 “Social Group Work: The organizational and environmental approaches”, in Encyclopedia of Social Work, Washington, 1977, pp. 1338–1350.
Konopka G. Social Group Work: A Helping Process, Englewood Cliffs, New York, 1972.
Shwarz W. 1961 “The Social Worker in the Group”, in Social Welfare Forum, New York, 1961, pp. 146–171.
Anderson R., Powell M. 1980 “Social services in School”, in Gilbert N., Specht H. (eds.) Handbook of Social Services, New York, 1980, pp. 234–249.
Erlich J., Rivera F. 1980 “Community Organizing and Community Development”, in Gilbert N., Specht H. (eds.) Handbook of Social Services, New York, 1980, pp. 472–489.
Gilbert N., Specht H. 1977 “Social Planning and Community Organization: Approaches”, in Encyclopedia of Social Work, Washington, 1977, pp. 1412–1424.

Лифинцев Дмитрий Валентинович


Анцута Анна Николаевна

Ребиндер Юлия Ильинична

К 50-летию со дня кончины В. В. Зеньковского. Воспоминания современников

Ребиндер Ю. И. К 50-летию со дня кончины В. В. Зеньковского. Воспоминания современников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 82-87
PDF
В 2012 г. исполнилось 50 лет со дня кончины выдающегося церковного деятеля, философа, психолога, педагога — отца Василия Зеньковского. В статье приводится сделанный ее автором перевод воспоминаний духовного чада отца Василия, А. Н. Фукс, француженки, супруги протестантского пастора, принявшей православие. Воспоминания были опубликованы в год кончины В. В. Зеньковского в богословском сборнике «Le messager Orthodoxe», выходящем на французском языке.
Православие, В. В. Зеньковский, духовный отец
1. Fuchs. A. N. 1962 “Le père spirituel In memoriam — pere Basile Zenkovsky”, in Le Messager Orthodoxe, Paris, 1962, vol. 19–20.

Ребиндер Юлия Ильинична

Беленцов Сергей Иванович

Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца ХIХ — начала ХХ в.

Беленцов С. И. Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца ХIХ — начала ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 88-95
PDF
Статья посвящена рассмотрению духовно-нравственных основ гражданского воспитания юношества в Россиии конца ХIХ — начала ХХ в.
духовно-нравственные основы, гражданское воспитание
1. Bashilov B. Istorija russkogo masonstva (History of Russian Masonry), Moscow, 1995, vol. 16–17.
2. Izgoev A. S. 1990 “Ob intelligentskoj molodezhi“ (About Intelligent Youth People), in Vehi: Sbornik statej o russkoj intelligencii, Moscow, 1990.

Беленцов Сергей Иванович

ПСИХОЛОГИЯ

Дмитриев Кирилл Геннадьевич

Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности у уровнем интернет-зависимости

Дмитриев К. Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности у уровнем интернет-зависимости // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 99-102
PDF
В статье автор описывает расчет корреляции между уровнями интернет-зависимости и коммуникативной толерантности, изучая проблему обострения нетерпимости людей с повышенным уровнем зависимости от сети Интернет.
интернет-зависимость, коммуникативная толерантность, общение
1. Gubler E. V., Genkin A. A. Primenenie neparametricheskih kriteriev statistiki v mediko-biologicheskih issledovanijah (Use of Non-Parameter Criteria of Statictics in Medical-Biological Studies), Leningrad, 1973.
2. Ermolaev O. Ju. Matematicheskaja statistika dlja psihologov: Uchebnik (Mathematical Statistics for Psycologists: Textbook), Moscow, 2004.
3. Mendelevich V. D. Psihologija deviantnogo povedenija: Uchebnoe posobie (Psychology of Deviant Behavior: Textbook), Saint-Petersburg, 2008.
4. Petlenko V. P. Osnovy valeologii (Grounds of Valeology), Kiev, 1998, vol. 2.
5. Nikoshkova E. V. (ed.) Anglo-russkij slovar' po psihologii (English-Russian Dictionary for Psychology), Moscow, 2009.

Дмитриев Кирилл Геннадьевич

Клыпа Ольга Викторовна

Психологическая рефлексия о древнерусской иконе

Клыпа О. В. Психологическая рефлексия о древнерусской иконе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 103-108
PDF
В статье поднимается вопрос об отражении психологических идей и проблем в древнерусской иконописи. Прежде чем возникли научные психологические знания, которые характеризуются систематизированностью, обоснованностью, достоверностью, доказательностью, стремлением к четкости и однозначности утверждений, в эволюции психологической мысли имело место зарождение и развитие психологических воззрений, полученных в практической деятельности людей, в частности в иконописи.
древнерусская иконопись, психологические воззрения, духовные ценности, символизм древнерусской живописи
1. Eliseev V. A. 2006 “Pravoslavnyj put' k svjatosti kak process formirovanija polozhitel'nyh kachestv lichnosti” (Orthodox Way to Holiness as Process of Forming of Positive Qualities of Person), in Istorija otechestvennoj i mirovoj psihologicheskoj mysli: Postigaja proshloe, ponimat' nastojashhee, predvidet' budushhee: Materialy mezhdunarodnoj konferencii po istorii psihologii, Moscow, 2006. p. 191.
2. Sokolov M. V. Ocherki istorii psihologicheskih vozzrenij v Rossii v XI–XVIII vekah (Essays on History of Psychological Views in Russia in XI–XVIII Centuries), Moscow, 1963.
3. Trubeckoj E. N. Tri ocherka o russkoj ikone (Three Essays on Russian Icon), Novosibirsk, 1991.
4. Alpatov M. V. Andrej Rublev, Moscow, 1972.
5. Bychkov V. V. Fenomen ikony (Phenomenon of Icon), Moscow, 2009.
6. Florenskij P. A. 1977 “Iz bogoslovskogo nasledija” (From Theological Heritage), in Bogoslovskie trudy, Moscow, 1977, vol. 17, p. 137.
7. Snegirev I. N. 1993 “Vzgljad na pravoslavnoe ikonopisanie” (View on Orthodox Icon Painting), in Filosofija russkogo religioznogo iskusstva, Moscow, 1993, pp. 101–102.
8. Bulgakov S. Filosofija imeni (Philosophy of Name), Paris, 1953.

Клыпа Ольга Викторовна

Шувалов Александр Владимирович

Инварианты психологического человекознания

Шувалов А. В. Инварианты психологического человекознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 109-128
PDF
В статье приведен историко-методологический обзор подходов к изучению проблемы человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания. Определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Предложена принципиально новая интерпретация антропологического принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности.
личность, индивидуальность, метафизика всеединства, теоцентризм, социоцентризм, персоноцентризм, психологическая антропология, субъективная реальность, со-бытийная общность, универсализация бытия
1. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologija cheloveka (Human Psychology), Moscow, 1995.
2. Frank S. L. Real'nost' i chelovek (Reality and Human), Moscow, 1997.
3. Gostev A. A. Psihologija i metafizika obraznoj sfery cheloveka (Psychology and Metaphysics of Image Sphere of Human), Moscow, 2008.
4. Zen'kovskij V. V. Problemy vospitanija v svete hristianskoj antropologii (Problems of Education in Light of Christian Anthropology), Moscow, 1996.
5. Bratus' B. S. Russkaja, sovetskaja, rossijskaja psihologija (Russian, Soviet, [New] Russian Psychology), Moscow, 2000.
6. Loginova N. A. Opyt chelovekoznanija: Istorija kompleksnogo podhoda v psihologicheskih shkolah V. M. Behtereva i B. G. Anan'eva (Experience of Human-Knowing: History of Complex Approach in Psychological Schools of V. M. Behterev and B. G. Anan'ev), Saint-Petersburg, 2005.
7. Leont'ev K. N. 1992 “Vizantizm i slavjanstvo” (Byzantinism and Slavs), in Zapiski otshel'nika, Moscow, 1992, p. 59.
8. Ostapenko A. A. Pedagogika so-Obraznosti. Ocherki i jesse (Pedagogics of Co-Imaginity. Essays), Krasnodar, 2012.
9. Il'enkov Je. V. Filosofija i kul'tura (Philosophy and Culture), Moscow, 1991.
10. Berdjaev N. A. Carstvo Duha i Carstvo Kesarja (Kingdom of Spirit and Kingdom of Caesar), Moscow, 1995.
11. Maslou A. G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki (Far Frontiers of Human Psychics), Saint-Petersburg, 1997.
12. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti (Anomalies of Person), Moscow, 1988.
13. Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: Uchebnik dlja stud. vuzov (Age-Related Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence: Textbook), Moscow, 1999.
14. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. 1998 “Antropologicheskij princip v psihologii razvitija” (Anthropological Principle in Development Psychology), in Voprosy psihologii, 1998, vol. 6, pp. 3–17.
15. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologija razvitija cheloveka (Psychology of Human Development), Moscow, 2000.
16. Hamitov N. V. Filosofija cheloveka: ot metafiziki k metaantropologii (Human Philosophy: from Metaphysics to Metaanthropology), Kiev, 2002.
17. Bahtin M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo (Problems of Poetry of Dostoevskij), Moscow, 1963.
18. Slobodchikov V. I. 2011 “Duhovno-nravstvennoe stanovlenie i razvitie cheloveka” (Spiritual-Moral Forming and Development of Human), in Duhovno- nravstvennoe vospitanie podrastajushhego pokolenija kak opredeljajushhee uslovie razvitija obshhestva: sbornik materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (16– 18 fevralja 2011 g.), Petropavlovsk-Kamchatskij, 2011, p. 119.
19. Shuvalov A. V. 2011 “Princip simfonii v sisteme obrazovanija (psihologo-pedagogicheskoe jesse)” (Principle of Symphony in Educational System), in Obrazovatel'naja politika, 2011, vol. 3, pp. 97–105.
20. Shuvalov A. V. 2011 “Antropologicheskij podhod k probleme psihologicheskogo zdorov'ja” (Anthropological Approach to Problem of Psychological Health), in Voprosy psihologii, 2011, vol. 5, pp. 3–16;
21. Shuvalov A. V. 2011 “Psihologicheskoe zdorov'e i gumanitarnye praktiki” (Psychological Health and Humanitarian Practics), in Voprosy psihologii, 2012, vol. 1, pp. 1–10.
22. Shuvalov A. V. 2012 “Psihologicheskoe zdorov'e i hristianskaja duhovnaja tradicija” (Psychological Health and Christian Spiritual Tradition), in Hristianskoe chtenie. Nauchno-Bogoslovskij zhurnal SPbDA, 2012, vol. 1, pp. 201–230.
23. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla (Human in Sense Search), Moscow, 1990.

Шувалов Александр Владимирович

РЕЦЕНЗИИ

Куровская Юлия Геннадьевна; Безрогов Виталий Григорьевич

Рец. на кн.: Naas Marcel. Didaktische Konstruktion des Kindes in Schweizer Kinderbibeln: Zürich, Bern, Luzern (1800–1850). Göttingen, 2012

Безрогов В. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 131-140 — Рец. на кн.: Naas Marcel. Didaktische Konstruktion des Kindes in Schweizer Kinderbibeln: Zürich, Bern, Luzern (1800–1850). Göttingen, 2012
PDF

Куровская Юлия Геннадьевна


Безрогов Виталий Григорьевич