/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (27)

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна

Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12
PDF
В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры — христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.
религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры

Склярова Татьяна Владимировна

Розина Ольга Владимировна; Янгичер Владимир, протоиерей

Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры

Янгичер В. Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 13-24
PDF
Авторы данного исследования рассматривают специфику применения компьютерных технологий в формировании профессиональных компетенций педагогов и духовно-нравственном воспитании учащихся. В статье анализируются апробированная в различных регионах концепция их использования, ее методологические основы и особенности.
духовно-нравственное воспитание, компьютерные технологии, профессиональные компетенции, Православие

Розина Ольга Владимировна


Янгичер Владимир, протоиерей

Козлова Мария Андреевна

«Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов

Козлова М. А. «Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 25-50
PDF
В статье излагаются результаты сравнительного анализа содержания школьных учебников советского и постсоветского периодов, направленного на изучение культурного «эталона» моральных оценок и его трансформаций на протяжении последних десятилетий. Исследование показало наличие как количественных, так и качественных изменений транслируемых детям моральных норм, оценок и суждений.
учебники для начальной школы, моральные основания, социокультурные трансформации, культурные эталоны моральной оценки, справедливость, забота, почитание авторитета, лояльность к «своим»

Козлова Мария Андреевна

Макаревич Галина Викторовна

Азы культурной грамоты на форзацах учебника по чтению 2000-х гг.

Макаревич Г. В. Азы культурной грамоты на форзацах учебника по чтению 2000-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 51-57
PDF
Автор статьи анализирует семантику визуальных посланий, считываемых с форзацев учебника по чтению 2000-х гг. В поле ее зрения оказываются три важных для современного педагогического дискурса концепта: «детство», «Родина», «литература». Автор статьи раскрывает семантическую взаимосвязь этих концептов и показывает, как на форзацах учебников сказочность и фантазийность, тесно переплетаясь с конкретными образами, создают «эффект реальности» по меркам актуальной медиакультуры.
учебник по чтению, начальная школа, семантико-педагогический анализ, визуальные образы детства, «родные просторы», детская литература, медиакультура, «эффект реальности»

Макаревич Галина Викторовна

Якушкина Марина Сергеевна; Пшенко Константин Андреевич

Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества

Пшенко К. А. Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 58-63
PDF
В статье анализируется роль международных образовательных связей в процессе формирования единого социокультурного пространства стран Содружества. Международные образовательные связи рассматриваются как важнейшая форма социокультурного обмена между странами. В статье представлены современные тенденции гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, а также создание нормативно-правовой базы для его реализации.
государства — участники СНГ, международные образовательные связи, единое социокультурное пространство, гуманитарное сотрудничество, интеграция образования и культуры, миграционные процессы, студенты-иностранцы, культурно-образовательные зарубежные центры

Якушкина Марина Сергеевна


Пшенко Константин Андреевич

Потаповская Ольга Михайловна

Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений

Потаповская О. М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 64-83
PDF
В статье, продолжающей цикл начатых в прошлом номере журнала публикаций, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, охарактеризованы основные тенденции массовой и инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние двадцать лет, представлена типология современной инновационной практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, массовая и инновационная педагогическая практика

Потаповская Ольга Михайловна

Астэр Ирина Валериевна

Российская молодежь: потенциал православного социального служения

Астэр И. В. Российская молодежь: потенциал православного социального служения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 84-93
PDF
Автором рассмотрены различные теоретические и практические вопросы социального служения молодежи, опыт организации работы с молодежью Русской Православной Церкви, место и роль добровольческой деятельности в современной России. Определены основные проблемы в организации работы с молодежью и намечены способы их преодоления. Доказана необходимость культурообразующих функций Православия в современном обществе, раскрыты ключевые задачи духовного просвещения.
православное социальное служение, добровольчество, организация работы с молодежью

Астэр Ирина Валериевна

Сапрыкина Анна Алексеевна

Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста

Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94-112
PDF
В статье рассматриваются ключевые понятия педагогического учения святителя Иоанна Златоуста, такие как plattein, paideia, ektrefo, nouthesia, mathema, didaksis, ruthmizein, pronoia. Греческие термины сопоставлены с современным русским переводом, возможными древнерусскими понятиями и описанием соответствующих явлений в отечественной педагогической науке.
свт. Иоанн Златоуст, педагогика, религиозное воспитание, образовательные понятия, семья, родители, греческий язык, древнерусский язык, plattein, paideia, ektrefo, nouthesia, mathema, didaksis, ruthmizein, pronoia

Сапрыкина Анна Алексеевна

Гончаров Михаил Анатольевич

Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в.

Гончаров М. А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 113-124
PDF
В статье анализируется роль Духовного ведомства в деле управления и организации духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в., раскрываются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения и Святейшего Синода, показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в епархиальных училищах в деле формирования учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Духовное ведомство, Святейший Синод, Министерство народного просвещения, духовно-учебные заведения, епархиальные женские училища, миссия, духовенство, содержание образования, церковная школа, училищный совет

Гончаров Михаил Анатольевич